Театриалозанные игры с детьми дошкольного возраста в условиях разновозрастной группы

Тарабукина Анфиса Васильевна, воспитатель, МБДОУ Детский сад №29 "Чуораанчык", Республика Саха (Якутия), Усть-Алданский улус, с. Тит-Ары

Театрализованные игры с детьми дошкольного возраста в условиях разновозрастной группы

 

Тарабукина Анфиса Васильевна,
воспитатель,
МБДОУ Детский сад №29 “Чуораанчык”,
Республика Саха (Якутия), Усть-Алданский улус, с. Тит-Ары

 

При восприятии художественных произведений детьми большую роль играют настольные театрализованные игры, так как они помогают увидеть героев сказок воочию, и даже общаться с ними, как с живыми людьми; в таких играх дети становятся героями произведений, чувствуют эмоции и переживания героев.

Актуальность: Театрализованная игра является эффективным средством социализации дошкольников, создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия в разновозрастной группе.

Цель работы: Организация театрализованных игр для детей дошкольного возраста в разновозрастной группе.

В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи;

  • Рассмотреть виды и раскрыть значение театрализованных игр для детей дошкольного возраста;
  • Разработать формы деятельности по театрализованным играм для детей дошкольного возраста;

Новизна и практическая значимость заключатся в использовании театрализованных игр с многофункциональными материалами и книжек – забав «Живая сказка».

Дошкольники активно входят в мир художественного творчества. Восприятие художественных произведений – это единство познания и переживания. Ребенок учится не только фиксировать то, что представлено в художественном произведении, но и воспринимать чувства, которые хотел передать автор.

Сказка, как почти каждый вид искусства, становится своего рода психотерапией для ребенка. Она проста   и в то же время загадочна; умеет завладеть вниманием ребенка, возбудить его любознательность, обогатить жизнь, стимулировать его воображение, развивать интеллект, помочь понять самого себя, свои желания, эмоции, обрести чувство удовлетворенности тем, что он владеет.

В мир сказок вводят взрослые. Они могут способствовать тому, чтобы сказка действительно становилась волшебницей, которая может преобразить ребенка в его жизнь. Восприятия ребенка отличается от восприятия взрослого тем, что это развернутая деятельность, которая нуждается во внешних опорах. Это – содействие, когда ребенок становится на позицию героя произведения, пытается преодолеть стоящие на его пути препятствия.

У маленьких детей понимание имеется тогда, когда они могут опираться на изображение, а не только на словесное описание. Поэтому книжки должны быть с картинками, а лучше книжки с куклами, героями произведений, которые отражаются опорой для прослеживания действий, которые отражаются в форме настольного театра, где действие происходит реально.

Основные направления:

  • Развитие индивидуальных возможностей каждого ребенка;
  • Формирование у детей универсальных умений и способностей через организацию театрализованной деятельности.

Этапы работы:

1 этап – слушание;

– пересказ в разных ролях сказку;

– «проживание» сказки при помощи моделирования; (знакомые символы – солнце, лед, земля, облако)

2 этап – Исследовательская деятельность

3 этап – Постановка инсценировок, сказок.

В ходе работы делаем мониторинг развития детей в начале учебного и в конце. При этом развиваются: правильное произношение звука, развитие речи – овладение на раннем этапе всем комплексом выразительных средств интонационного характера, умение импровизировать, воображение.

Именно игра – самый доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Оживление героев любимых сказок, т.е. театрализованные игры, представлены в виде книжек – забав с подвижными куклами. Герои художественных произведений двигаются во время рассказывания сказок. Куклы оформлены вместе с книжкой, а ими руководит рассказчик. Забавные книжки с подвижными героями привлекут внимание и интерес маленьких детей своим сюрпризным появлением в книжке. По ходу ребенок сам или ведущий переворачивает страницу, где сюжеты, изображающие события, меняются вместе с героями книжки. Например, на первой странице мы знакомимся с котятами, их именами, жилищем, о том, как они желают доброго утра, следующая страница рассказывает о том, что как они любят вкусное, теплое молоко, а на третьей странице о забавных играх котят и т.д. Так же можно придумать сказки о птицах, самих детей или же обучающие книжки, например, о безопасности жизнедеятельности.

Героями книжек забав можно двигать пальчиками или кистью руки. Во время рассказа ребенок водит куклами и одновременно комментирует действие. Пальчиковые куклы хороши тем, что ими можно показать сразу несколько персонажей.

Чаще всего сами организуют театрализованные действия и рассказывают знакомые сказки, истории своим куклам. И чтобы помочь маленьким рассказчикам мы организовали условия, где учтены доступные возможности для разыгрывания с помощью сказочных панелей.

Сказочные панно относятся к стендовым театрализованным играм. Этот вид наиболее удобен и прост в использовании, очень нравится детям младшего возраста. Многофункциональное панно можно повесить, настелить на столе, так и на полу. Сказочные панно, изображающие лето подходят для сказок подходящими по сюжету времени. Замаскированные липучки лучше использовать не большого размера, чтобы маленький ребенок мог прикрепить, также легко откреплять. При таком знакомстве с произведением дети ярче воспринимают образы персонажей сказок, внимательнее следят за сюжетом. После представлений сказок необходимо задать вопросы: – Почему заяц не съел колобка? Что испекла Машенька? Чья каша понравилась Машеньке?

Знакомство со сказкой не ограничивается единичным показом театра. Необходимо чтение произведения, повторный показ с привлечением некоторых детей.

Для того чтобы дети самостоятельно могли рассказать любую сказку, во время рассказа в середине сказки взрослый изображает забывчивого рассказчика или путает сюжет сказки, для того чтобы дети смогли подключиться и исправить или напомнить последующий сюжет сказки. Можно менять сюжет сказки; вместе одного мышонка в сказке «Теремок» разыграть два или три мышонка. Или же переписать сказку со счастливым концом. Например, в конце сказки колобка не съедает лиса, а наоборот колобок приглашает в гости к дедушке с бабушкой.

Таким образом, прием ознакомления дошкольников с художественной литературой многообразны. Методика их использования изменяется на разных этапах обучения и зависит от жанра произведения, от стоящих задач, от уровня умения детей, от их активности, самостоятельности.

При 1 этапе: – коммуникативная компетентность (диалог со сверстниками, взрослыми, речевое планирование, образность мышления);

– командность (умение действовать сообща, прислушиваться к мнению других);

Во 2 этапе: – Когнитивная, социальная компетентность; формируются системные знания и наглядно-схематическое мышление;

В 3 этапе: – личностное самосовершенствование, информационная, коммуникативная, когнитивная компетентности.

Использование театрализованных игр в условиях разновозрастной группы в моей работе стало возможным при выполнении этих условий:

  • Единства социально-эмоционального и познавательного развития;
  • Насыщение этой деятельности интересным и эмоционально-значимым для детей содержанием;
  • Постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности;
  • В наличии интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми;
  • Совместного участия в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей).

 

Центр дистанционных мероприятий “Пора роста” – это цифровая образовательная экосистема, с большим набором сервисов для учителей, учеников и их родителей.