Роль детского сада в социализации ребенка

Максимова Аэлита Васильевна, педагог-психолог, МДОБУ ЦЦР - Детский сад №105 ""Умка", Республика Саха (Якутия), город Якутск

Роль детского сада в социализации ребенка

 

Максимова Аэлита Васильевна,
педагог-психолог,
МДОБУ ЦЦР – Детский сад №105 “”Умка”,
Республика Саха (Якутия), город Якутск

 

Аннотация: Один из главных задач детского сада является социализация воспитанников. Ниже мы расскажем об особенностях социализации детей. Первые социумы в жизни ребенка – группа детского сада и семья. Именно они ответственны за социальную и психологическую адаптацию малыша к будущей общественной жизни и взаимодействию с другими людьми.

Ключевые слова: социализация, особенности, детский сад, ребенок, социум.

Социализация – что это?

Социализацией принято называть процесс формирования и развития личности человека, осуществляющийся под воздействием и благодаря учебной и воспитательной деятельности. Иными словами, если вы хотите, чтобы ваше дитя стало полноценной во всех смыслах этого слова личностью, без его социализации не обойтись.

Первые социумы в жизни ребенка – группа детского сада и семья. Именно они ответственны за социальную и психологическую адаптацию малыша к будущей общественной жизни и взаимодействию с другими людьми.

Важно! Рано социализированные ребята в дальнейшем полностью готовы к школьной жизни. Они свободно и просто общаются как с одноклассниками, так и с учителями, другими взрослыми людьми.

Важные понятия социализации

Есть несколько терминов, знать которые необходимо каждому, кто заинтересовался социализацией:

  1. Десоциализация. Потеря социального опыта. Представим себе, что ребенок дошкольного возраста оказался в больнице на долгое время или попал из обычной семьи в детской дом. В таком случае он начнет утрачивать навыки самообслуживания, общения. Если же дитя окажется в зарубежной семье, он начнёт говорить на чужом для себя языке. В последние годы к десоциализации приводит и другая причина: глобальное увлечение ПК играми: ребята отказываются от общения с родственниками и сверстниками, посвящая все свое время девайсам и компьютерам.
  2. Преждевременная социализация. Достаточно интересный факт, который складывается исторически и позволяет людям приспосабливаться к новым жизненным условиям и верно в них действовать. Для примера, маленькие девочки играют с куклами, примеряя на себя роль мам.
  3. Ресоциализация. В этом случае речь идет про отказ от выбранной прежде модели поведения, замене ее на иную модель. Допустим, дитя забирают в семью из детского дома. Его поведение будет совершенно иным в условиях новой семьи – этот процесс изменения поведенческих факторов и привычек и будет называться ресоциализацией. Крайне быстро и выраженно ре социализация ребят осуществляется в тех случаях, когда семейные ценности оказываются совершенно иными, чем ценности в детских садиках. Например, папа и мама привыкли говорить на повышенных тонах. Тогда как воспитатели детского садика разговаривают тихим и спокойным голосом. Попав из семьи в детский сад, ребенок должен будет адаптироваться к новому порядку.
  4. Социальная дезадаптация. Процесс, при котором жизненные установки и система ценностей, общепринятые нормы права и морали оказываются нарушены. Допустим, папа и/или мама ребенка курят, матерно выражаются, употребляют чрезмерное количество спиртных напитков. Естественно, что поведение такого дитя в детском садике будет кардинально иным, чем ребенка из благопорядочной семьи. К счастью, с социальной дезадатпацией можно справиться (особенно быстро и просто это возможно в случае с дошкольниками).
  5. Социальная запущенность. Если социальные умения и навыки, интересы и чувства дитя не были сформированы должным образом, можно говорить о социальной запущенности. Как пример расшифровки этого термина можно привести детей-маугли. Ребят воспитывали звери. После возвращения детей в общество людей, они длительный срок продолжали вести себя как животные. Самые простые вещи казались им сложными – малыши не могли кушать, используя вилки и ложки, не знали, как чистить зубы, как самостоятельно одеваться и обуваться. В случае раннего обнаружения, с социальной запущенностью справиться всегда можно.

Особенности социализации детей дошкольного возраста

Посещая детский сад, дошкольники получают огромную пользу:

– Узнают общепринятые нормы морали и этики;

– Определяются с собственными интересами и предпочтениями;

– Получают представления о закономерностях, законах, играх;

– Знакомятся с людьми различных профессий;

– Пытаются определиться с собственным местом в жизни.

Навыки, которые ребенку может дать хороший детский сад, бесценны. Педагоги и воспитатели учат детей пробовать себя в различных профессиональных и бытовых ролях, рассказывают, как правильно выражать и как владеть собственными эмоциями, как найти правильное место в коллективе.

Может ли семья дать те же самые навыки, что детский садик? Разумеется. Однако в том случае, если у вас нет достаточного количества времени на социализацию дитя, или же малыш по собственной воле отказывается от общения со сверстниками во дворе, не может наладить отношения ни с вами, ни с другими ребятами, доверить вопросы социализации следует грамотным специалистам. Обращайтесь в наш детский сад – мы найдем выход из самой сложной ситуации.

Когда социализация должна проходить в детском саду?

Социализировать нужно любого ребенка. Однако в некоторых случаях необходимость в социализации возникает особенно остро. Рассмотрим пару примеров, в которых процесс следует проводить не в семье, а в детском саду:

– Ребенок растет в асоциальной семье (социализация есть, но она протекает в неправильном русле);

– Дитя из неполной семьи. В большинстве случаев одна мама или один папа не имеют возможности уделять малышу необходимое количество времени;

– У ребёнка нет братьев и сестёр, он общается лишь с взрослыми людьми.

В указанных случаях процесс социализации должен осуществляться исключительно в детском саду.

Как определить, насколько социализирован ваш ребенок?

Если ваш сын или дочка не посещают детский садик, вы, возможно, не знаете о том, достаточно ли он социализирован? Проведите небольшой тест, ответив на следующие вопросы:

  1. Что предпочитает дитя – смотреть телевизор или развлекаться со сверстниками?
  2. Общается ли ребенок с другими малышами, есть ли у него друзья? Знаком ли он с правилами этикета?
  3. С какого раза девочка или мальчик выполняет ваши просьбы?
  4. Умеет ли дитя ждать своей очереди, например, на горке? Уступает ли он место взрослым и другим ребятам?
  5. Как быстро ваш сын иди дочка находят новых друзей? Идут ли на контакт с другими людьми?

Если на большую часть вопросов вы ответили «нет», значит, социализировать своего ребенка вам стоит начинать как можно быстрее. Упустив момент, справиться с ситуацией будет уже гораздо сложнее.

Подводим итоги

Родители обязаны уделять достаточное внимание вопросам социализации детей. Ребята должны знать культуру общения, нормы этики и закона, правила поведения в различных жизненных ситуациях.

Что будет с малышом, который недостаточно социализирован? Он окажется в изоляции. Или же станет частью общества, которое имеет собственную систему ценностей. Возможно, далеко не ту, которую хотелось бы видеть папам и мамам.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был полностью социализирован, записывайте его в наши детские сады. Вашим малышом займутся опытные педагоги и квалифицированные воспитатели. Мы привьем ему правильную систему жизненных ценностей и поможем вырасти полноценным членом общества.

Список использованной литературы:

Литература:

1) Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 1999.

2) Щетинина Е. В. Влияние образования на социальное поведение // Гуманитарные проблемы современности: науч. труды молодых ученых. — Б., 2002. — С. 392–396.

3) Котова И. Б., Шиянова Е. Н. Социализация и воспитание. — Ростов-на-Дону, 1997. Алешкина Ю. Ю. Влияние социализации на социальные и нравственные установки современного молодого поколения // Гуманитарные проблемы современности: науч. труды молодых ученых. — Б., 2002. — С. 68–72.

4) Камбарова, К. У. Социализация: теоретические основы, понятие, сущность / К. У. Камбарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 1045-1047. — URL: https://moluch.ru/archive/132/36845/ (дата обращения: 07.12.2023)

Центр дистанционных мероприятий “Пора роста” – это цифровая образовательная экосистема, с большим набором сервисов для учителей, учеников и их родителей.