Психолого-педагогические представления об индивидуальном подходе в обучении

Иванова Аэлита Михайловна, учитель начальных классов, МОБУ "СОШ №3", Республика Саха (Якутия), город Якутск

 Психолого-педагогические представления об индивидуальном подходе в обучении

 

Иванова Аэлита Михайловна,
учитель начальных классов,
МОБУ “СОШ №3”,
Республика Саха (Якутия), город Якутск

 

Индивидуальный подход является важным психолого-педагогическим принципом, согласно которому в учебно-воспитательной работе с детьми учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка. Педагогическое воздействие всегда опосредуется психологическими особенностями ребенка, и потому характер и эффективность воздействия определяются не только его объективными особенностями, но и тем, как оно воспринимается ребенком [5, С.63].

Сущность индивидуального подхода в обучении заключается в том, что общие цели обучения конкретизируются в соответствии не только с возрастными, но и с индивидуальными особенностями. Для осуществления индивидуального подхода как в обучении, так и в воспитании необходимо специальное изучение психологических особенностей детей. Для этого применяются различные методы исследования: наблюдение, специальные тесты, естественный эксперимент и другие. Для учителей и воспитателей важнее всего изучить детей в естественных условиях педагогического процесса; большим подспорьем для них является психолого-педагогическая характеристика, охватывающая все важнейшие стороны личности ребенка [2, C.24].

Индивидуальный подход в обучении есть осуществление педагогического процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся, в значительной степени влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях. Суть индивидуального подхода составляет гибкое использование педагогом различных  форм и методов воспитательного воздействия с целью достижения оптимальных результатов учебно-воспитательного процесса по отношению к каждому ребёнку[1, C.81].

Индивидуальный подход – это необходимое условие эффективности педагогического процесса, так  как любое воспитательное воздействие преломляется через индивидные особенности конкретной личности, помогающий ему осознать свою индивидуальность, научиться управлять своим поведением, эмоциями, адекватно оценивать собственные сильные и корректировать слабые стороны [5,С. 65].

В современной педагогической науке и практике возникла необходимость введения нового понятия – личностного подхода, имеющего много общего с индивидуальным подходом. Индивидуальный подход – это подход к личности, свойственной данному индивидууму, отличающийся характерными признаками от других. Он является одним из важных принципов обучения. Эффективность реализации учителем индивидуального подхода в обучении зависит от результата всестороннего изучения своих воспитанников. При этом учитель имеет представление о характере каждого из них, о его интересах, способностях; о влиянии на него семьи и ближайшего окружения, что бы можно было бы получить возможность объяснить поступок ребенка и отношение к учебе в целом [2]. Педагогика индивидуального подхода подразумевает не приспособление целей и содержания обучения к отдельным школьникам, а выбор форм и методов обучения с учетом особенностей и способностей ребенка.

Необходимость реализации индивидуального подхода, по мнению С.П. Макарова, связана с объективно существующими противоречиями между общими для всех учащихся целями, содержанием обучения и индивидуальными возможностями каждого ребенка, между фронтальным изложением учебного материала учителем и индивидуальными особенностями восприятия, памяти, интересов, определяющими индивидуальный характер освоения учебного материала конкретным школьником [4, C.139].

Начальная школа является важным этапом возрастного развития и становления личности детей. Она призвана помочь ребенку, его родителям, учителям определиться в выборе индивидуального образовательного маршрута. В образовании непрерывно идет поиск моделей обучения, которые могут обеспечить развитие личности с учетом индивидуальных психологических и интеллектуальных способностей. В трудах психологов Б.М. Теплова, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, изучавших детские способности доказано, что для развития этих способностей необходим благополучный интеллектуальный фон обучения и воспитания [5, C.66].

Учителю необходимо знать индивидуальные особенности детей и основные принципы изучения индивидуальных особенностей для организации работы. Важным является формирование у учащихся индивидуального стиля работы, индивидуально-своеобразных способов действий. В тоже время эти приёмы должны быть более или менее равноценны по конечным результатам, усвоенным знаниям, умениям, и навыкам [1]. Индивидуализация учения в начальных классах состоит в том, чтобы увидеть в ребенке особенности психофизиологического развития и строить учебный процесс, исходя из этих возможностей и особенностей [6, C.96].

Таким образом, раскрытие и совершенствование индивидуальности происходит в процессе овладения знаниями основ наук. Задача этого подхода  заключается в том, чтобы дать всем школьникам систему знаний как средство их развития. Приспосабливаться к уровню развития учащихся – значит следить за имеющимися в ребёнке слабыми сторонами, отказаться от средств их преодоления.

 Список литературы

  1. Выготский Л. С. Воображение и развитие в детском возрасте.// – M., -1991г. – C. 81-89
  2. Ефилекина Р.П. Детская психология: Методические указания. Н.:// Научно-учебный центр психологии НГУ,- 2007. – C.24
  3. Макаров С.П. «Технология индивидуального обучения»// Педагогический вестник. – 1994г. – C. 139
  4. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, – 1998г. – C. 63-66
  5. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника.// Ярославль. «Академия развития», – 1996г.- C. 96

Центр дистанционных мероприятий “Пора роста” – это цифровая образовательная экосистема, с большим набором сервисов для учителей, учеников и их родителей.