Формы, приемы, технологии в работе с детьми с ОВЗ, обучающимися в школе

Карманова Елена Иннокентьевна, учитель начальных классов, МБОУ "Легойский лицей-интернат", Республика Саха (Якутия), Усть-Алданский улус, с. Кептени

Формы, приемы, технологии в работе с детьми с ОВЗ, обучающимися в школе

Карманова Елена Иннокентьевна,
учитель начальных классов,
МБОУ “Легойский лицей-интернат”,
Республика Саха (Якутия), Усть-Алданский улус, с. Кептени

Введение

Цель: оказание специальной помощи детям с ОВЗ, способным обучаться в условиях массовой школы.

   Задачи:

– создать условия для реализации особых образовательных потребностей;

– осуществлять коррекционную работу с детьми с задержкой психического развития (ЗПР);

– выстраивать линию позитивного психологического и социального влияния на личность ребенка;

–  помочь развивать свои способности, лидерские качества.

    Планируемый результат:   

-Организовать деятельность детей:

-так, чтобы ребенок проживал состояние удовлетворения собой, то есть испытывал на себе влияние ситуации успеха;

-на базе которой они могут адекватно ориентироваться в окружающей действительности и успешно войти в общеобразовательный процесс.

I. В организации учебного процесса для детей с недостатками развития обязательным становится принцип коррекционной направленности обучения, предполагающий активное воздействие на их сенсорное, умственное и речевое развитие. Целенаправленная коррекционная работа по формированию учебной деятельности школьника, призвана не только устранять недостатки, но и компенсировать нарушения в развитии их психической деятельности. Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию психической деятельности ребенка. Уровень развития учебной деятельности школьников во многом зависит от мотивационных установок. По характеру поведения, особенностей познавательной деятельности и эмоциональной сферы младшие школьники с задержкой психического развития (ЗПР) значительно отличаются от нормально развивающихся сверстников и требуют специальных коррекционных воздействий для компенсации нарушений.

Поэтому, одна из важных целей Стандарта: гарантия не только на  получение образования детям с нарушениями развития, способным обучаться по индивидуально адаптированным программам, но и оказание специальной помощи детям с ОВЗ, способным обучаться в условиях массовой школы.

     И обязательным условием освоения стандарта является систематическая специальная психолого-педагогическая поддержка – создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей, включая помощь в формировании полноценной жизненной компетенции.

В вопросе коррекции обучающихся с ОВЗ большую роль играют вопросы отработки, закрепления и повторения универсальных учебных действий.

Коррекционная работа достигается использованием специальных приёмов обучения и организацией процесса обучения.

Для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнять  следующие условия:

– формирование УУД на всех этапах учебного процесса;

– обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать, делать выводы;

– побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью  детей;

– установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием;

– использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу;

– использование упражнений, направленных на развитие восприятия, внимания, памяти.

Содержание коррекционной работы – это  фактический материал, который должны усвоить дети, на базе которого они могут адекватно ориентироваться в окружающей действительности и успешно войти в общеобразовательный процесс.

Необходимо, чтобы коррекционное обучение достигало следующих целей: образовательной, коррекционной, воспитательной. Образовательная цель определяет, чему педагог учит на данном уроке. Коррекционная цель помогает решить, какими методами на данном уроке корригировать психические процессы личности обучающихся. Воспитательная цель позволяет выстраивать линию позитивного психологического и социального влияния на личность обучаемых.

Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию психической деятельности ребенка. По характеру поведения, особенностей познавательной деятельности и эмоциональной сферы младшие школьники с задержкой психического развития (ЗПР) требуют специальных коррекционных воздействий для компенсации нарушений.

Русский язык очень сложен по своей структуре для детей. Безграмотное письмо тоже вызывает негативное отношение к процессу овладения и применения правил русского языка. Словарные слова – одна из проблем начальной школы. Одной из трудных тем при изучении орфографии в начальной школе является тема по изучению слов с безударной гласной в корне слова, не проверяемой ударением. В программе каждого класса предусматривается обязательное усвоение словарных слов, правописание которых не проверяются. Прочное усвоение написания таких слов я стараюсь достигнуть путем их частого употребления в различных заданиях и упражнениях, по возможности связанных с изучаемой темой урока, обращение к изученным словарным словам на орфографической пятиминутке каждый день.

 

  1. II. При изучении словарных слов я использую различные приемы и методы: приемы зрительного запоминания: зрительный диктант, списывание с различными заданиями, проверка слов по словарю, использование таблиц, карточек, перфокарт, выделение орфограмм цветным мелом на доске, карандашом в рабочих тетрадях, подчеркивание, записывание не слов, а только орфограмм, повторное написание слов; метод сопоставления групп заучиваемых слов (например, сопоставление названий животных: корова, лошадь , собака – во всех словах присутствует буква «О»; однокоренных слов – работа, рабочий, работать; форм слов – стакан, стаканы); метод противопоставление: ученик- учитель; и т .д.; метод языкового анализа, который включает приемы звукобуквенного анализа слов, фонетического разбора, комментирования орфограмм, устного проговаривания; составление словосочетаний с трудными словами,  выработка словесных ассоциаций: пальто – осеннее пальто, надел пальто, пальто велико и т. д..                                                 Составление предложений с трудными словами, включение их в письменные и устные творческие работы;                                                           занимательные формы работы: включение словарных слов в игры, ребусы, кроссворды; составление стихотворений, загадок, проектов, проведение конкурсов, викторин.

Поскольку игра ещё занимает ведущее место в жизни младших школьников, то и процесс усвоения необходимо строить так, чтобы процесс запоминания проходил в игре. Одним из вариантов решения проблемы является использование занимательных заданий. Например, я провожу картинный диктант по теме «Школа». Дети записывают слова в тетради, ставят ударение, находят безударные гласные, звонкие и глухие согласные, гласные после шипящих, обозначают мягкость согласных. Потом выполняют задания по теме урока: найти и подчеркнуть слова- предметы, отвечающие на вопрос что? кто?, поставьте их во множественном числе. В результате проведенной работы учащиеся записали слова, повторили их правописание, разделили на две группы, изменили числа.

Итак, словарная работа занимает очень важное место на уроке русского языка и требует постоянного поиска практического материала и приемов обучения.                                                                                                                                                                        Работу с детьми в курсе «Ознакомление с окружающим миром» веду по темам, которые распространяются и на другие виды деятельности детей. Среди тем есть такие, которые близки и понятны детям, так как они каждый день в той или иной степени сталкиваются с тем или иным явлением окружающего мира: «Посуда», «Продукты питания», «Одежда», «Птицы», «Растения», «Животные» и т.д. Но есть и такие темы, которые абсолютно не связаны с повседневной жизнью детей: «Экономика», Полезные ископаемые»,  «Страны и народы мира». Как их донести до детей, как сделать их доступными и понятыми?              На помощь приходят информационные технологии.
Информационные технологии
открывают новые технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Практика показывает, что компьютерные программы имеют немало преимуществ перед традиционными методами обучения. Поэтому применение в коррекционно-образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с ОВЗ, позволяет  повысить эффективность коррекционного обучения.                                                                                                             На уроках использую  проектную деятельность, которая позволяет формировать базовые компетентности детей с ЗПР. Применение этой технологии даёт возможность учащимся больше работать самостоятельно и на уроке, и во внеурочное время, развивать свои способности, проявлять лидерские качества.   У школьников формируется личная ответственность за свои знания и за включение их в реальную деятельность.

Информационно-методическое обеспечение проектного обучения включает учебную, справочную и научно-популярную литературу, наглядные пособия, образцы проектной деятельности, конструкторской и технической документации, выставки лучших изделий учащихся.
В своей работе постоянно  использую игровой метод обучения, как достаточно интересный и эффективный в организации учебной деятельности учащихся. Данный метод может использоваться на любой ступени обучения с определенной адаптацией для каждого определенного возраста.                                    Использование этого метода призвано способствовать созданию благоприятной психологической атмосферы.  Использование игры помогает сделать урок более интересным и увлекательным.                                                                                                                                                                  Игровые упражнения увлекают даже самых пассивных и слабо подготовленных учеников, что положительно сказывается на их успеваемости.

Ученики повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию.

– На уроках математики применяю: веселые считалки;                                                                                              –  на уроках литературного чтения и развития речи наблюдаем и сравниваем предметы, картинки, слова в различных значениях. Даю такие задания: расскажи все, что ты знаешь об этом предмете, слове; найди как можно больше сходств и отличий; придумай рассказ по картинке; догадайся, что произошло, с последующим чтением проиллюстрированного рассказа; слушай и рисуй все предметы, о которых говорится в произведении.                                                      Здесь же на уроках учимся культуре речи,  развиваем четкость произношения через артикуляционную гимнастику, которая осуществляется введением артикуляционных упражнений, скороговорок, чистоговорок, считалок;                                                                                                   – на уроках русского языка:  “Укрась слова”. К существительному подобрать как можно больше прилагательных.                                                                                                                  Воздействие игровых форм обучения на развитие детей невозможно переоценить:                         

   – в игре активно обогащается и развивается словарь школьника с ОВЗ;                                                                                                   – игра формирует правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметах, окружающего мира;                                                                                                                     – систематизирует и углубляет знания о людях разных профессий и национальностей, представление о трудовой деятельности.

Содержание, формы и средства реализации процесса воспитания

С целью создания условий для развития индивидуальности учащихся в процессе воспитательной деятельности я осуществляю определенные виды деятельности. Их можно объединить в три группы, каждая из которых соответствует одному из основных направлений педагогического обеспечения развития индивидуальности детей.

Основные направления педагогического обеспечения развития индивидуальности Содержание и организация деятельности педагога
1. Педагогическая поддержка становления индивидуальности 1. Организация воспитательных дел, направленных на апробацию детьми своих возможностей в различных видах деятельности
2. Поддержка социально ценных инициатив, увлечений, интересов учащихся.
3. Развитие творческих способностей.
4. Содействие развитию самодеятельных начал в ученическом коллективе.
2. Содействие ребенку в проявлении индивидуальности 1. Проведение внеклассных мероприятий сознательного характера (конкурсы, олимпиады, соревнования).
2. Организация воспитательных дел, направленных на представление мира интересов учащихся и презентацию их личных достижений.
3. Рефлексия и учет личностных достижений
4. Поощрение учащихся.
3. Психолого-педагогическая коррекция индивидуальных особенностей учащихся, помощь в решении проблем ребенка и его семьи 1. Изучение учащихся, выявление трудностей в их жизнедеятельности и развитии, поддержка их устремлений в решении своих проблем.
2. Организация дел для формирования социально-правовой компетентности учеников и их родителей.
3. Привлечение специалистов школы для работы по коррекции индивидуальных особенностей детей и оказанию помощи в решении проблем учащихся.

Заключение

Организуя деятельность детей нужно, чтобы каждый ребенок проживал состояние удовлетворения собой, то есть испытывал на себе влияние ситуации успеха. Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к деятельности. Только в деятельности происходит становление его индивидуального «Я».

Одна­ко у каждого ребенка свой путь развития способностей и наша задача как педагогов помочь найти этот путь.

Использованная литература

1.Н.Н. Баль, И.А. Захарченя Обследование чтения и письма у младших школьников. Минск “Ураджай”, 2001.

  1. Оморокова М.И. и др. Преодоление трудностей. – М.: Просвещение, 1990 г.
  2. Андреев О.А. Хромов Л.Н. Учитесь быстро читать. – М.: Просвещение, 1991 г.
  3. Уроки скорочтения: Эффективная методика. – М.: Мой Мир ГмбХ, 2006.

Центр дистанционных мероприятий “Пора роста” – это цифровая образовательная экосистема, с большим набором сервисов для учителей, учеников и их родителей.