Формы, приемы, технологии в работе с детьми с ОВЗ, обучающимися в школе
Карманова Елена Иннокентьевна,
учитель начальных классов,
МБОУ “Легойский лицей-интернат”,
Республика Саха (Якутия), Усть-Алданский улус, с. Кептени
Введение
Цель: оказание специальной помощи детям с ОВЗ, способным обучаться в условиях массовой школы.
Задачи:
– создать условия для реализации особых образовательных потребностей;
– осуществлять коррекционную работу с детьми с задержкой психического развития (ЗПР);
– выстраивать линию позитивного психологического и социального влияния на личность ребенка;
– помочь развивать свои способности, лидерские качества.
Планируемый результат:
-Организовать деятельность детей:
-так, чтобы ребенок проживал состояние удовлетворения собой, то есть испытывал на себе влияние ситуации успеха;
-на базе которой они могут адекватно ориентироваться в окружающей действительности и успешно войти в общеобразовательный процесс.
I. В организации учебного процесса для детей с недостатками развития обязательным становится принцип коррекционной направленности обучения, предполагающий активное воздействие на их сенсорное, умственное и речевое развитие. Целенаправленная коррекционная работа по формированию учебной деятельности школьника, призвана не только устранять недостатки, но и компенсировать нарушения в развитии их психической деятельности. Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию психической деятельности ребенка. Уровень развития учебной деятельности школьников во многом зависит от мотивационных установок. По характеру поведения, особенностей познавательной деятельности и эмоциональной сферы младшие школьники с задержкой психического развития (ЗПР) значительно отличаются от нормально развивающихся сверстников и требуют специальных коррекционных воздействий для компенсации нарушений.
Поэтому, одна из важных целей Стандарта: гарантия не только на получение образования детям с нарушениями развития, способным обучаться по индивидуально адаптированным программам, но и оказание специальной помощи детям с ОВЗ, способным обучаться в условиях массовой школы.
И обязательным условием освоения стандарта является систематическая специальная психолого-педагогическая поддержка – создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей, включая помощь в формировании полноценной жизненной компетенции.
В вопросе коррекции обучающихся с ОВЗ большую роль играют вопросы отработки, закрепления и повторения универсальных учебных действий.
Коррекционная работа достигается использованием специальных приёмов обучения и организацией процесса обучения.
Для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнять следующие условия:
– формирование УУД на всех этапах учебного процесса;
– обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать, делать выводы;
– побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью детей;
– установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием;
– использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу;
– использование упражнений, направленных на развитие восприятия, внимания, памяти.
Содержание коррекционной работы – это фактический материал, который должны усвоить дети, на базе которого они могут адекватно ориентироваться в окружающей действительности и успешно войти в общеобразовательный процесс.
Необходимо, чтобы коррекционное обучение достигало следующих целей: образовательной, коррекционной, воспитательной. Образовательная цель определяет, чему педагог учит на данном уроке. Коррекционная цель помогает решить, какими методами на данном уроке корригировать психические процессы личности обучающихся. Воспитательная цель позволяет выстраивать линию позитивного психологического и социального влияния на личность обучаемых.
Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию психической деятельности ребенка. По характеру поведения, особенностей познавательной деятельности и эмоциональной сферы младшие школьники с задержкой психического развития (ЗПР) требуют специальных коррекционных воздействий для компенсации нарушений.
Русский язык очень сложен по своей структуре для детей. Безграмотное письмо тоже вызывает негативное отношение к процессу овладения и применения правил русского языка. Словарные слова – одна из проблем начальной школы. Одной из трудных тем при изучении орфографии в начальной школе является тема по изучению слов с безударной гласной в корне слова, не проверяемой ударением. В программе каждого класса предусматривается обязательное усвоение словарных слов, правописание которых не проверяются. Прочное усвоение написания таких слов я стараюсь достигнуть путем их частого употребления в различных заданиях и упражнениях, по возможности связанных с изучаемой темой урока, обращение к изученным словарным словам на орфографической пятиминутке каждый день.
- II. При изучении словарных слов я использую различные приемы и методы: приемы зрительного запоминания: зрительный диктант, списывание с различными заданиями, проверка слов по словарю, использование таблиц, карточек, перфокарт, выделение орфограмм цветным мелом на доске, карандашом в рабочих тетрадях, подчеркивание, записывание не слов, а только орфограмм, повторное написание слов; метод сопоставления групп заучиваемых слов (например, сопоставление названий животных: корова, лошадь , собака – во всех словах присутствует буква «О»; однокоренных слов – работа, рабочий, работать; форм слов – стакан, стаканы); метод противопоставление: ученик- учитель; и т .д.; метод языкового анализа, который включает приемы звукобуквенного анализа слов, фонетического разбора, комментирования орфограмм, устного проговаривания; составление словосочетаний с трудными словами, выработка словесных ассоциаций: пальто – осеннее пальто, надел пальто, пальто велико и т. д.. Составление предложений с трудными словами, включение их в письменные и устные творческие работы; занимательные формы работы: включение словарных слов в игры, ребусы, кроссворды; составление стихотворений, загадок, проектов, проведение конкурсов, викторин.
Поскольку игра ещё занимает ведущее место в жизни младших школьников, то и процесс усвоения необходимо строить так, чтобы процесс запоминания проходил в игре. Одним из вариантов решения проблемы является использование занимательных заданий. Например, я провожу картинный диктант по теме «Школа». Дети записывают слова в тетради, ставят ударение, находят безударные гласные, звонкие и глухие согласные, гласные после шипящих, обозначают мягкость согласных. Потом выполняют задания по теме урока: найти и подчеркнуть слова- предметы, отвечающие на вопрос что? кто?, поставьте их во множественном числе. В результате проведенной работы учащиеся записали слова, повторили их правописание, разделили на две группы, изменили числа.
Итак, словарная работа занимает очень важное место на уроке русского языка и требует постоянного поиска практического материала и приемов обучения. Работу с детьми в курсе «Ознакомление с окружающим миром» веду по темам, которые распространяются и на другие виды деятельности детей. Среди тем есть такие, которые близки и понятны детям, так как они каждый день в той или иной степени сталкиваются с тем или иным явлением окружающего мира: «Посуда», «Продукты питания», «Одежда», «Птицы», «Растения», «Животные» и т.д. Но есть и такие темы, которые абсолютно не связаны с повседневной жизнью детей: «Экономика», Полезные ископаемые», «Страны и народы мира». Как их донести до детей, как сделать их доступными и понятыми? На помощь приходят информационные технологии.
Информационные технологии открывают новые технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Практика показывает, что компьютерные программы имеют немало преимуществ перед традиционными методами обучения. Поэтому применение в коррекционно-образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с ОВЗ, позволяет повысить эффективность коррекционного обучения. На уроках использую проектную деятельность, которая позволяет формировать базовые компетентности детей с ЗПР. Применение этой технологии даёт возможность учащимся больше работать самостоятельно и на уроке, и во внеурочное время, развивать свои способности, проявлять лидерские качества. У школьников формируется личная ответственность за свои знания и за включение их в реальную деятельность.
Информационно-методическое обеспечение проектного обучения включает учебную, справочную и научно-популярную литературу, наглядные пособия, образцы проектной деятельности, конструкторской и технической документации, выставки лучших изделий учащихся.
В своей работе постоянно использую игровой метод обучения, как достаточно интересный и эффективный в организации учебной деятельности учащихся. Данный метод может использоваться на любой ступени обучения с определенной адаптацией для каждого определенного возраста. Использование этого метода призвано способствовать созданию благоприятной психологической атмосферы. Использование игры помогает сделать урок более интересным и увлекательным. Игровые упражнения увлекают даже самых пассивных и слабо подготовленных учеников, что положительно сказывается на их успеваемости.
Ученики повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию.
– На уроках математики применяю: веселые считалки; – на уроках литературного чтения и развития речи наблюдаем и сравниваем предметы, картинки, слова в различных значениях. Даю такие задания: расскажи все, что ты знаешь об этом предмете, слове; найди как можно больше сходств и отличий; придумай рассказ по картинке; догадайся, что произошло, с последующим чтением проиллюстрированного рассказа; слушай и рисуй все предметы, о которых говорится в произведении. Здесь же на уроках учимся культуре речи, развиваем четкость произношения через артикуляционную гимнастику, которая осуществляется введением артикуляционных упражнений, скороговорок, чистоговорок, считалок; – на уроках русского языка: “Укрась слова”. К существительному подобрать как можно больше прилагательных. Воздействие игровых форм обучения на развитие детей невозможно переоценить:
– в игре активно обогащается и развивается словарь школьника с ОВЗ; – игра формирует правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметах, окружающего мира; – систематизирует и углубляет знания о людях разных профессий и национальностей, представление о трудовой деятельности.
Содержание, формы и средства реализации процесса воспитания
С целью создания условий для развития индивидуальности учащихся в процессе воспитательной деятельности я осуществляю определенные виды деятельности. Их можно объединить в три группы, каждая из которых соответствует одному из основных направлений педагогического обеспечения развития индивидуальности детей.
Основные направления педагогического обеспечения развития индивидуальности | Содержание и организация деятельности педагога |
1. Педагогическая поддержка становления индивидуальности | 1. Организация воспитательных дел, направленных на апробацию детьми своих возможностей в различных видах деятельности 2. Поддержка социально ценных инициатив, увлечений, интересов учащихся. 3. Развитие творческих способностей. 4. Содействие развитию самодеятельных начал в ученическом коллективе. |
2. Содействие ребенку в проявлении индивидуальности | 1. Проведение внеклассных мероприятий сознательного характера (конкурсы, олимпиады, соревнования). 2. Организация воспитательных дел, направленных на представление мира интересов учащихся и презентацию их личных достижений. 3. Рефлексия и учет личностных достижений 4. Поощрение учащихся. |
3. Психолого-педагогическая коррекция индивидуальных особенностей учащихся, помощь в решении проблем ребенка и его семьи | 1. Изучение учащихся, выявление трудностей в их жизнедеятельности и развитии, поддержка их устремлений в решении своих проблем. 2. Организация дел для формирования социально-правовой компетентности учеников и их родителей. 3. Привлечение специалистов школы для работы по коррекции индивидуальных особенностей детей и оказанию помощи в решении проблем учащихся. |
Заключение
Организуя деятельность детей нужно, чтобы каждый ребенок проживал состояние удовлетворения собой, то есть испытывал на себе влияние ситуации успеха. Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к деятельности. Только в деятельности происходит становление его индивидуального «Я».
Однако у каждого ребенка свой путь развития способностей и наша задача как педагогов помочь найти этот путь.
Использованная литература
1.Н.Н. Баль, И.А. Захарченя Обследование чтения и письма у младших школьников. Минск “Ураджай”, 2001.
- Оморокова М.И. и др. Преодоление трудностей. – М.: Просвещение, 1990 г.
- Андреев О.А. Хромов Л.Н. Учитесь быстро читать. – М.: Просвещение, 1991 г.
- Уроки скорочтения: Эффективная методика. – М.: Мой Мир ГмбХ, 2006.