Фантазия в творчестве художника на тему “Миры Олонхо”

Аргунова Екатерина Ефимовна, учитель технология, ИЗО, МБОУ "Арыктахская ООШ", Республика Саха (Якутия), Кобяйский улус, п. Арыктах

Аргунова Екатерина Ефимовна, учитель технология, ИЗО, МБОУ “Арыктахская ООШ”, Республика Саха (Якутия), Кобяйский улус, п. Арыктах

Технологический карта  по изобразительное искусство –  6 класс.

Фантазия в творчестве художника на тему «Миры Олонхо»

Аргунова Екатерина Ефимовна,
учитель технология, ИЗО,
МБОУ “Арыктахская ООШ”,
Республика Саха (Якутия), Кобяйский улус, п. Арыктах

 

 

Цели деятельности учителя

-формирование представление о взаимосвязи реальной действительности и фантазии человека в изобразительном искусстве, создание художественного образа в композиции.

Тип урока

Комбинированный

Планируемые
образовательные

результаты

Предметные:научатся понимать условности и правдоподобие в изобразительном искусстве, реальность и фантазии в творчестве художника, составлять речевое высказывание по алгоритму; использовать знания о выразительных возможностях живописи, колорите, композиции, цветовых отношениях; понимать особенности творчества художников.

Метапредметные: научатся определять цель и проблему в учебной деятельности, принимать учебную задачу; излагать свое мнение; выдвигать контраргументы в дискуссии; делать выводы; различать художественные средства и их возможности; планировать деятельность в учебной ситуации; работать по плану, сверяясь с целью; адекватно выражать и контролировать свои эмоции; аргументированно оценивать свою работу; строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания.

Личностные: проявляют интерес к поставленной задаче; осознают свои эмоции, многообразие взглядов

Методы и формы

обучения

Беседа, практический, творческий поиск, частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная

Образовательные ресурсы

 http://ru.wikipedia.org/wiki

 http://www.artsait.ru

Оборудование

Альбом, гуашь, карандаш, резина, компьютер, проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Репродукции картин: презентация, картина Тимофея Андреевича Степанова «Страна Олонхо» », отрывки из «Олонхо»

Основные понятия и термины

Условность, реальность в изображении, фантазия в творчестве

 

 

Этапы
урока

Обучающие и развива-
ющие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая
деятельность
учащихся

Формы

организации совзаимодействия

Формируемые

умения

(универсальные учебные действия)

Промежуточный контроль

I. Организационный

момент

Беседа

с постановкой проблемы

Приветствует.

У каждого народа есть свои обычаи и традиции. Как мы знаем, словесное искусство началось с устного народного творчества, где героический эпос занимает одно из центральных мест. Якутское олонхо в 2005г. признано  ЮНЭСКО мировым шедевром.

Якутский героический эпос

 « ОлонхоНьургунБоотур Стремительный»
Воссоздал на основе народных сказаний
Платон Алексеевич Ойунский

Осьмикрайняя,

Об осьмиободах,

Бурями обуянная

Земля – всего живущего мать,

Предназначено – обетованная,

В отдаленных возникла веках.

И оттуда сказание начинать.

Слушают учителя. Отвечают на поставленные вопросы. Осмысливают цель урока

Фронтальная работа

Регулятивные: определяют цель и проблему в учебной деятельности; принимают учебную задачу.

Личностные: проявляют интерес к поставленной задаче; осознают свои эмоции

 

II. Изучение нового материала

 

 

 

 

 

 

 

 

Объяснительно-иллюстративный 

«Страна Олонхо» . В картине “Страна олонхо” (1982) Т.Степанов яркими, красочными тонами сумел передать очарование волшебной страны, созданной в стародавние времена, когда люди еще не разделились на племена. За жизнью Земли Олонхо сверху, сквозь облака наблюдают три апостола. И вправду раздольная широкая земля предоставлена богатырю, ему есть где показать свою удаль и силу. Вдалеке раскинуло свои ветви цветущее древо АалЛуукМас. К нему ведут апостолов девушки-стерхи.

 “Средний мир” – Средний мир – страна, где нашли пристанище люди айыы. Народ саха обрел в нем счастье. Богатыри олонхо, победив в ожесточенном сражении своих врагов, возвратились в свои родные места, поставили большую коновязь Аар Багах и празднуют ысыах. “Средний мир” показывает картины празднования ысыаха- национальный праздник встречи лета.  В центре ритуал исполнения алгыса- благословение божествам. Средний мир- это греза художника о золотом веке и торжестве добра. Сцены полотна посвящены эпизодам праздника: спортивные состязания, музыкальные конкурсы, кумысопитие. Художник любовно выписывает детали национальной одежды, посуды- от стройного чорона до плоского кытыйа и берестяного туеса с ягодой. А над всем этим миром благословение свыше- потоки солнечных лучей, в которых парят священные птицы народа саха – стерхи. Передать атмосферу праздника помогает колорит, построенный на сочетаниях зеленых, желтых, красных, голубых тонов. В центре представлен ритуал исполнения алгыса – благословения божествам и главные герои олонхо – НюргунБоотур, Айталы Куо, УрунУолан, Туйаарыма Куо и их родители.

 “Главные герои олонхо”. Левую сторону полотна заняли темные силы, правую сторону – светлые. На переднем плане – Сэркээн Сэсэн, над зажженным им костром – Хозяин Огня – Бырджа Бытык Хатан Тэмиэрийэ. Чуть поодаль расположился Хозяин дремучей тайги БарылахБаайБайанай со своим зверьем и птицами. На левой стороне – предводитель Нижнего мира Арсан Дуолай Буор Маналай со своей женой. На центральном плане изображены две противоборствующие стороны – племя абаасы и богатыри айыы в окружении своих подданных, друзей, удаганок.

 “Верхний мир”. Здесь изображен весь якутский “Олимп”, здесь боги рока и судьбы. В центре картины на троне восседает главное божество Верхнего мира – Юрюнг Айыы тойон, наблюдающий за происходящим во всех трех мирах. Поэтому на его суд доставлены богатыри нижнего и среднего мира. Летописец Верхнего мира Длинный Джурантай ведет запись будущих событий на восьмигранном столбе на котором написаны судьбы каждого. Цветовое решение картины основано на золотисто-желтых тонах, символизируя солнечный свет.

– АалЛуукМас, – исполинское родовое священное дерево, выросшее во владениях богатыря Среднего мира. Ветви его доходят до неба. Это дерево – жилище хозяйки земли Аан Алахчин Хотун, и поэтому вокруг него царят вечные весна и лето,  и никогда не бывает холодных дней. Оно имеет целебные свойства, поэтому люди и животные, оказавшись возле Дерева Жизни, преображаются. Те, кто страдали от болезней, исцеляются, древо дает хромому ноги, слепому возвращает зрение, у горбатого исчезает горб, к старику возвращается молодость, молодые постоянно здоровы, полны сил.

 “Миры олонхо с мировым деревом” . Древо Жизни держит Вселенную из трех миров (Верхнего, Среднего и Нижнего). Центр Вселенной – Средний мир. На Средний мир приходятся его основные ветви. Ствол Древа Жизни, проходя через девять небес, доходит до владений Юрюнг Айыы Тойона и превращается в восьмигранную алтан коновязь – сэргэ. Древо Жизни – жилище Аан Алахчин Хотун. Ее охраняет хозяин четвертого неба Хомпоруун Хотой Айыы. Богатырь Среднего мира, перед тем, как идти на решающее сражение, приходит к Древу Жизни и просит у Аан Алахчин Хотун совета, благословения. Она подносит к богатырю чороон, полный молока.  В долине выводят свой танец стерхи, духи цветов, трав, деревьев – эрэкэ-дьэрэкэ, рогатый скот, табуны лошадей, радостная победа доброго богатыря – все это картины жизни Среднего мира. В Верхнем мире, где обитают божества айыы, всегда светло, лучезарно. В Нижнем мире протекает жизнь абаасы.

Слушают, смотрят

слайды, отвечают на

вопросы.

Фронтальная работа

Познавательные: принимают активное участие в обсуждении нового материала; анализируют новый материал, опреденыхвозможностях

живописи, колорите, композиции, цветовых отношениях; сравнивают по заданным критериям; устанавливают аналогии.

Коммуникативные: излагают свое мнение; выдвигают контраргументы
в дискуссии; делают выводы

 

 

 

-Как называется дерево?

-Аал Луук Мас из якутского национального эпоса олонхо-это свешенное дерево, олицетворяющее жизнь трех миров. Нижнего, Среднего, Верхнего.

-Встречаются ли такие деревья в природе, в реальной жизни?

Цель учебного занятия являются создание художественного образа фантазийного дерева в композиции.

Что вы узнали об искусстве

-Как вы думаете ребята, что такое фантазия?

 -Возможен ли вымысел в искусстве?

-Чем фантазия отличается ?

-Что общего между фантазией и воображением?

-Как вы думаете, о чем мы будем говорить на этом учебном занятий

Представлена картина Тимофея Андреевича Степанова «Страна Олонхо».

1. Как бы вы назвали эту картину?

2. Какие чувства вызывает у вас эта картина?

3. Что, по вашему мнению, автор «хотел сказать» этой картиной? Какова ее главная мысль, «зачем» он ее написал?

4. Что сделал автор для того, чтобы мы поняли его замысел? Какими средствами он этого достиг:

а) жанр картины;

б) сюжет и композиция;

в) рисунок, ритм, колорит… .

Вывод: «При создании произведения художник пропускает реальность через свою фантазию. Правда искусства – это реальность, пережитая человеком»

Слушают учителя. Отвечают на поставленные вопросы

 

 

 

III. Творческая практическая деятельность

Практический. Творческий поиск

– Иногда творение художника содержит в себе гораздо больше, чем он сам задумывал.

Творческая работа над созданием картин на тему якутского эпоса, фольклора, верований и религии, чем он увлекся с юношеских лет. С его именем связано возрождение интереса к древней национальной культуре саха в начале 1980-х годов. За 20 лет творческой деятельности он создал сотни больших полотен, составляющих серии картин, преломляющих в живописном варианте героический эпос – олонхо, шаманизм и христианство, проблемы экологии. Неудержимый полет фантазии при своеобразном изобразительном мышлении художника делает его произведения уникальными.

Художник создал тридцать крупномасштабных композиций серии «Якутский героический эпос – Олонхо» (1979-1997) . Самые известные картины из этой серии: «Страна олонхо», «Миры олонхо с мировым деревом», «Верхний мир», «Средний мир», «Главные герои олонхо», «Юность главных героев олонхо». 

Ребята слушают учителя. По описанию и заданной теме создают рисунок.

Сравнивают свои рисунки 

с произведением художника, обсуждают, анализируют

Выполняют практическую работу  композиции «Дерево моей фантазии».

Регулятивные: различают художественные средства и их возможности; планируют

деятельность

в учебной ситуации; работают по плану. Коммуникативные: адекватно выражают
и контролируют свои эмоции; понимают позицию другого; аргументированно оценивают свою работу

 

IV. Итоги урока.

Рефлексия

 Беседа

на основе заданных вопросов.

Выставка работ учащихся

Мы получили дерево нашей фантазии. Оно отличается от обычного дерева цветом и формой(указывает на цвет и      форму композиции). За короткий отрезок времени вы научились понимать реальность и фантазию в изобразительном искусстве, использовать различные художественные материалы и инструменты. 

-Придумай сюжет своей будущей картины. Расскажите так, чтобы ребята смогли составить о ней представление!

-Ваши сюжеты очень интересны, и хочется вам сказать:

Великое древо Аар – Луук,

Широко раскинув ветви свои,

Не проникает верхушками их.

Густые ветви его

Куполом высятся над землей

На семьдесят дней пути,

Изгибаются плавно вниз,

Достигая моря с одной стороны,

А с другой до Татты – реки…

 

Отвечают

на поставленные вопросы,

анализируют свои работы

и работы одноклассников. Обобщают полученные на уроке сведения. Оценивают результаты работы

Индивидуальная,

фронтальная работа

Коммуникативные: излагают свое мнение

в диалоге; строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания; аргументированно оценивают свою работу; корректируют свое мнение.

Регулятивные:

оценивают свою работу и работы своих товарищей; осознают правила контроля

 

Центр дистанционных мероприятий “Пора роста” – это цифровая образовательная экосистема, с большим набором сервисов для учителей, учеников и их родителей.