Проект “Пальчики играют-речь нам развивают”
Матвеева Елена Христофоровна,
воспитатель,
ЦРР-Детский сад “Узнавайка”,
Республика Саха (Якутия), город Якутск
Младший дошкольный возраст ребёнка уникален по своему значению для речевого развития: в этот период ребёнок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне. Язык дети познают, используя специфически детские способы обследования (игры со звуками рифмами; словотворчество). Этот закономерный процесс чрезвычайно полезен для всего хода речевого развития . В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности – мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас малыша. Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности, так как сенсорные способности детей закладываются в раннем возрасте. Дошкольники быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются к новой обстановке, лучше подготовлены к школе. В дошкольном детстве происходит становление первых форм абстракции, обобщение и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие восприятия, внимания, памяти, воображения.
Всестороннее развитие дошкольников осуществляется на основе игровой деятельности, в процессе которой у детей формируются воображение и символическая функция сознания, приобретается опыт общения со сверстниками, постигаются нравственные ценности и правила поведения в обществе.
Следует также сказать, что дидактические игры являются одним из наиболее важных занятий для развития детей этого возраста. Потому как ребенок практически все в этом мире познает через игру. Этим же и обосновывается то, что в ходе дидактической игры можно не только наблюдать за развитием его определенных качеств и умений. Но также и корректировать их и направлять в более правильное русло. Иногда в большей, иногда в меньшей степени.
Актуальность
Известно, что в последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился. Одной из причин тому является то, что родители меньше говорят с детьми, из-за своей занятости. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят телевизор и играют на телефоне или планшете в игры. Они реже делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.). Сегодня все знают, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша, они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.Ведь именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно ,поэтому словесная речь ребенка начинается тогда, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.
Развитие мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Именно поэтому работу по развитию мелкой моторики необходимо начинать с раннего возраста. Кроме того, мелкая моторика взаимодействует с вниманием, воображением, мышлением, памятью и речью ребенка
Наряду с развитием мелкой моторики развиваются не только память и внимание, а также словарный запас малыша. Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Очень хорошо, когда дома много разнообразных игрушек, в которые детям и родителям интересно вместе играть. Но очень немногие задумываются, что огромный потенциал развития мелкой моторики, тактильной чувствительности дает малышам сама жизнь.
Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры для детей при помощи обычных предметов обихода. Самое главное – для того, чтобы играть с ребенком, нам не нужно ничего покупать специально – у нас все под рукой: пуговицы, пластиковые крышки, крупа, бельевые прищепки, бумага, и т.д. На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна.
Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм. Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы активизируем мозговую деятельность, развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка.Совместная деятельность ребёнка и взрослого проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
Дидактические игры по сенсорному воспитанию могут рационализировать работу воспитателя, дать ему возможность проследить процесс сенсорного развития, позволить оценить эффективность применяемых средств сенсорного воспитания и в случае необходимости привлечь новые. Систематическое проведение дидактических игр позволяет более качественное и полноценное восприятие детьми окружающей действительности. Необходимо отметить, что руководитель дидактическими играми должен всемерно сохранять заинтересованность детей в игре, самостоятельную игровую форму. Дидактический смысл упражнений как раз и заключается в том, что ребенок получает возможность действовать сам. Если материал неизвестен детям, необходимо более активное педагогическое воздействие.
Новизна опыта
состоит в:
-использование пальчиковых игр, направленных на развитие детской речевой деятельности;
–обогащение предметно-развивающей среды нетрадиционными пособиями для развития у детей мелкой моторики рук;
–использование активных форм работы с родителями по вопросу развития детской речевой деятельности.
– в разработке системы работы по развитию мелкой моторики детей, в подборе методов, игры с конструктором,работа с бумагой, с пластилином, с подручным, природным материалом.
Тип: развивающий, групповой.
Цель: Использование различных игровых технологий для развития мелкой моторики и закрепления сенсорных эталонов рук у детей младшего возраста через различные виды деятельности , используя традиционные и нетрадиционные методы.
Задачи:
- Совершенствовать предметно – развивающую среду для развития мелкой моторики;
- Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей младшего возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов;
- Использовать разнообразные приемы и методы по формированию тонких движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста;
- Формирование практических умений и навыков продуктивной и речевой деятельности
- Укреплять физическое и психическое здоровье детей, обеспечивать эмоциональное благополучие.
6 .Развивать познавательные способности, психические процессы детей, речь, мышление, ориентировку в пространстве, память, внимание, усидчивость.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители,педагоги ДОУ.
Сроки: долгосрочный
Методы и приемы работы:
Массаж кистей рук (массажные шарики, карандаши)
- пальчиковая гимнастика, физкультминутки
- пальчиковый театр
- лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)
- нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, ватными палочками, и т. д.
- различные виды аппликаций ,конструирование:
- рисование
- дидактические игры
- шнуровка
- игры с мелкими предметами (пуговицы, камушки и т.д) ,пазлы, мозаика, изготовление дидактических игр.
Этапы реализации проекта :
I Подготовительный этап :
- Определение темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата.
- Изучение методической литературы по данной теме.
- Подготовка наглядного материала: письменных консультаций, стендов информации; современных, многофункциональных игр для развития мелкой моторики рук.
- Составление перспективного плана проведения игр для развития мелкой моторики рук детей, пальчиковой гимнастики с детьми.
- Разработка рекомендаций по проведению игр для развития мелкой моторики рук детей, пальчиковой гимнастики.
II Основной этап:
(создание развивающей предметно-пространственной среды в группе, изготовление дидактических пособий, проведение занятий, подбор и оформление наглядно – информационного и консультативного материала для родителей ) .
Данный этап содержит практические мероприятия по развитию мелкой моторики рук детей младшего возраста:
- Работа с детьми по всем образовательным областям:
-в процессе НОД (продуктивной деятельности);
-индивидуальной работе;
-на прогулке;
-утренней гимнастике;
- при самообслуживании;
- Пальчиковые игры и гимнастика
- Игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, мелкие игрушки, крышки от пластиковых бутылок)
- Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.
- Работа с бумагой (складывание, сминание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).
- Игры с песком и водой
- Игры и массаж мячами из конского волоса
Дидактические игры с детьми:
– Для зрительного восприятия (цвет, форма, величина, например: «Спрячем в домике»; «Найди такой же…», «Геометрическое лото», «Найди пару», «Подбери по цвету», «Разложи по форме», «Собери матрешку», «Чудесный мешочек», «Спрячь мышку», « Большие и маленькие» , «Веселая гусеница» и т. д.
-Для развития моторики :«Собери бусы», предметы – вкладыши, стержни для нанизывания колец, дидактические игрушки, включающие различные виды застежек (пуговицы, кнопки, липучки, крючки, молнии).
-Игры с цветным конструктором разного размера; по цветам, по форме с матрешками, геометрическими вкладышами и т. д.
-Мозаика: настольная и напольная.
-Настольно-печатные дидактические игры
-Игры с прищепками: «Грибочек», «Елочка», «Ежик», «Рыбки», «Солнышко», «Тучка», «Цветочек».
-Игры шнуровки
– Игры на сортировку с крупами:«Накорми цыпленка», «Чей корм?».
Упражнения пальчиковой гимнастики; «Шарик», «Цветок», «Вот и вся моя семья», «Капуста», «Прячем ручки», «Пересыпаем крупу», «Найди в крупе» Перелей воду», «Купание шарика», «Вылавливание шариков», «Орешки», «Ежик» Нарисуй цветочек», «Отпечатки наших рук», «Найди шарик», «Печенье» Работаем со шнуровкой», «Вкладыши» ,«Сорока-белобока».
Работа с родителями :
-Наглядно – информационный и консультативный материал для родителей.
-Выполнение творческих заданий.
-Выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей;
-Консультации индивидуальные и групповые; «Речь и пальчики», «Как правильно проводить с ребёнком пальчиковые игры», « Пальчиковые шаги»,«Роль развивающих игр для детей».
-Мастер-класс для родителей «Волшебные пальчики»;
-Семинар – практикум «Чтобы чётко говорить – надо с пальцами дружить».
-Родительское собрание «В чём заключается влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей».
– Привлечение к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей.
– Конкурс среди родителей «Развивающая игрушка».
III .Заключительный этап:
Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы:
- тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста, объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности детей;
- отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с новыми видами пальчиковой гимнастики, дети проявляли желание и интерес играть в данные игры, с интересом и желанием выполняли упражнения на развитие мелкой моторики рук;
- возросла речевая активность детей, внимание стало более сосредоточенным, улучшилась память;
- родители принимали активное участие в реализации проекта, научились правильно проводить пальчиковую гимнастику в домашних условиях.
- экспериментальная деятельность. Познание свойств: предметов быта и бросового материала ( прищепки, пластиковые крышки, бумага); природного материала (орехи, горох, крупа, мука). Формирование сенсорных представлений, развитие познавательно-исследовательской деятельности.
- выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей.
- публикация и обобщение опыта работ на педагогических сайтах,выступление на педагогоическом совете.
- составление картотеки и методических рекомендаций для педагогов и родителей
- оформление наглядно – информационного и консультативного материала для родителей.
Предполагаемые результаты реализации проекта:
- увеличится словарный запас детей, речь детей станет более эмоциональной и выразительной;
- возрастет речевая активность детей в различных видах деятельности;
- родители станут единомышленниками с педагогами по развитию мелкой моторики в работе с детьми;
- родители получат необходимые знания по данной теме;
- предложенные игры и упражнения помогут развить мелкую моторику рук детей;
- формирование навыков самообслуживания в соответствии с возрастными особенностями
- кисти рук приобретут подвижность, гибкость, исчезнет скованность движений.
Заключение:
Развитие кисти руки и координации движений пальцев рук – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности ребёнка. Развитие мелкой моторики является одной из основных проблем обеспечения полноценного развития в дошкольном возрасте.
В результате проделанной работы мы пришли к заключению, что целесообразно расширять подбор дидактических пособий и систематически использовать их в работе с детьми. Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речь, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.
Использованная литература:
1.Бардышева Т.Ю. Умелые пальчики.- М.:ООО ТД Изд-во Мир книги,2008.
2.Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ «Сфера», 2006.
3.Елецкая О.В., Е.Ю. Вареница День за днем говорим и растем. М.:ТЦ Сфера,2005.-С.54-59.
4.Закревская О.В. Развивайся, малыш! . -М.: Изд-во ГНОМ и Д,2007.-С.60,65.
5.Козырева Л.М .Развитие речи . Дети до 5-ти лет. Ярославль Академия развития,2007.-С.41
6.Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М.,«Олма Пресс», 2001.