Организация взаимодействия педагогов с родителями как условие реализации ФГОС Дошкольного Образования
Юленкова Наталья Петровна,
воспитатель,
Детский сад № 51 “Улыбка” – филиал АН ДОО “Алмазик”,
Республика Саха (Якутия), Мирнинский улус, п. Айхал
В статье изложены современные подходы к организации взаимодействия педагогов с родителями. Основной акцент сделан на комплексный подход: установление и развитие партнёрских отношений педагогов с родителями, формы
взаимодействия, и создание условий для участия родителей в образовательной
деятельности.
Ключевые слова: партнерские отношения, формула партнёрства, федеральный государственный образовательный стандарт, формы работы, образовательные потребности.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) одним из требований к условиям реализации образовательной программы является поддержка семей в вопросах воспитания и обучения детей, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность. Такое участие семьи будет возможно при партнерском общении педагогов и родителей. Поэтому в нашем детском саду мы стараемся создавать условия, в которых и у педагогов, и у родителей возникает желание построить отношения, основанные на взаимопонимании, уважении, честности и искренности, и чтобы они оставались такими вне зависимости от возникающих обстоятельств. Безусловно, партнерские отношения не возникают сами по себе. Их надо создавать, структурировать и проводить постоянный мониторинг их актуального состояния.
В литературе выделяют основные составляющие так называемой «формулы партнерства», состоящей согласно Е.Д. Проскуряковой из:
− уважения – признания ценности партнера и его мнения,
− интереса к партнеру,
− наличия общей цели,
− диалога как формы контакта,
− договора о взаимодействии,
− понимания и соблюдения собственных прав и прав партнера,
− разделения ответственности – принятия на себя ответственности за свои действия в отношении себя и партнера и передача ответственности партнеру за него и его действия. Без каждой из этих составляющих партнёрство
невозможно.
Уважение к родителям выражается в профессиональной позиции педагога, признающего достоинства личности, ценность и значимость партнера. Отсутствие уважения со стороны педагогов ведет к авторитарному взаимодействию с родителями.
Интерес к родителям выражается в стремлении педагога узнать потребности и особенности родителей во взаимодействии с ребенком, получить максимум информации, увидеть в общей массе родителей реального человека. Отсутствие интереса к родителям часто связано с восприятием родителей как объектов, а не субъектов образовательного процесса.
Наличие общей цели обеспечивает контекст взаимодействия. Если у педагогов и родителей нет общих целей, то и взаимодействие будет чисто формальным.
Контакт и диалог дают возможность общаться и прояснять позиции друг друга, а также возможности эффективного решения проблем.
Договор с родителями может носить формальный и неформальный характер. Формальный договор (между родителями и образовательной организацией) прописывает предмет договора, права и обязанности сторон, его заключающих, сроки выполнения взятых обязательств, а также санкции в случае несоблюдения сторонами договоренности или способы компенсации. Как правило, в неформальной встрече педагоги стараются обсудить с родителями, как вести себя в сложной ситуации, сообщать о неудачах ребенка, какую информацию делать публичной и обсуждать с другими родителями и педагогами, а какую желательно оставлять приватной, и многое другое.
Понимание и соблюдение собственных прав и прав партнера. На первое место при взаимодействии педагогов с родителями выходят такие права, как:
− право на собственное мнение и собственный выбор,
− право на информацию,
− право на уважение,
− право просить о помощи,
− право получать признание и т.д.
Родитель, действительно, имеет право не передавать педагогам всю информацию о состоянии здоровья ребенка, медикаментозном лечении, наблюдении специалистов. Однако это может значительно затруднить понимание проблем в развитии ребенка и снизить эффективность психолого-педагогической помощи.
Распределение ответственности между педагогами и родителями. Основные сложности во взаимодействии с родителями – это определение зоны ответственности педагогов и зоны ответственности родителей в воспитании и обучении детей. При непонимании этого происходит взаимное обвинение друг друга, перекладывание ответственности и уход от нее.
В нашем детском саду используются самые разнообразные формы работы с родителями (рис.1.).
Выбор той или иной формы определяется задачами, поставленными на учебный год перед педагогическим коллективом. Однако важно учитывать, что родители в любой из предложенных форм должны стать не «зрителями и слушателями», а активными участниками.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) одним из требований к условиям реализации образовательной программы является поддержка семей в вопросах воспитания и обучения детей, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. Роль педагога сегодня – это роль внимательного советника и консультанта. Это поможет построить более доверительные отношения. Родителям нужна достоверная информация о том, как та или иная образовательная программа или услуга помогут улучшить развитие их ребенка.
В самом деле, именно совместные усилия семьи и педагогов способствуют благополучному развитию ребенка. Ведь для того чтобы у ребенка появлялось осознанное желание делать что-либо, он должен быть включен в интересующую его деятельность. Это может сделать родитель или педагог, который знает интересы ребенка и организует такую деятельность, в процессе которой ребенок способен самостоятельно выполнить необходимые действия или же способен научиться выполнять их.
Под образовательными потребностями, как правило, подразумевают потребность в овладении знаниями, умениями, навыками и качествами, которые необходимы для решения жизненно важных проблем. Родители, искренне ощущающие удовлетворенность положением вещей, не испытывают потребности в изменениях. Первым признаком существования потребности будет являться легкое неудовлетворение или недовольство. После этого происходит осознание потребности в изменениях. Как же понять, в чем заключаются образовательные потребности семьи? Наиболее простой и продуктивный способ – спросить об этом, то есть задать вопросы. Их можно оформить в виде опросника.
С помощью опроса педагог получит информацию:
− об имеющихся представлениях и педагогических навыках родителей;
− о системе его взглядов на ту или иную проблему;
− о направленности интересов в сфере семейного воспитания и т.д.
Опираясь на результаты опроса, можно спланировать содержательную сторону дальнейшего взаимодействия с родителями. Кроме этого, опросы дают педагогам хорошую обратную связь как по проведенным мероприятиям, так и по повседневной образовательной деятельности
Список источников
- Комментарии к ФГОС дошкольного образования. Письмо Минобр науки России. департамент общего образования, от 28.02.2014, № 08-249. –[Электронный ресурс]. – режим доступа: http://www.ㅆru
- Новый Закон «об образовании в российской Федерации»: текст с изм. и доп. на 2013 г. – М.: Эксмо, 2013.
- Смирнова Е.О. общение дошкольников со взрослыми и сверстниками. – М.: Мозаика-синтез, 2012
- Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки российской Федерации от 17 октября 2013 г. (№ 1155). – [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://www.educom.ru
- Шитова Е. работа с родителями. Практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2–7 лет. – М., 2011.