НОД по развитию речи в старшей группе “Путешествие в страну сказок”

Тотонова Ксения Николаевна, воспитатель, МБДОУ Детский сад №79 "Лучик", Республика Саха (Якутия), город Якутск

НОД по развитию речи в старшей группе “Путешествие в страну сказок”

 

Тотонова Ксения Николаевна,
воспитатель,
МБДОУ Детский сад №79 “Лучик”,
Республика Саха (Якутия), город Якутск

 

Цель: развитие всех компонентов устной речи детей.

Программные задачи:

– закрепить знания о сказках;

– закрепить умение подбирать прилагательные;

 Развивать связную речь, умение составлять рассказ по мнемотаблице.

– развивать общую, мелкую моторику, координацию речи с движением; развивать общее звучание речи, интонационную выразительность, темп, ритм;

– воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок, интерес к сказкам;

Развитие речи: приобщение к художественной литературе на примере сказок, развитие эстетических и эмоциональных чувств, при восприятии художественного слова;

Социально – коммуникативное развитие: формирование таких качеств как сочувствие, отзывчивость, справедливость;

сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

Физическое развитие : развитие потребности в двигательной активности, упражнять в прыжках;

Художественно-эстетическое развитие: развивать эмоциональные чувства при восприятии произведений музыкального творчества;

Методы и приемы: беседа, вопросы, дидактическое упражнение, загадывание загадок, дидактическая игра, артикуляционная гимнастика, физкультминутка, сравнение, рассматривание, рассказ, уточнение, напоминание, поощрение;

Предшествующая работа: чтение сказок, рассматривание иллюстраций, беседы по теме «Сказки».

 

Ход работы

Мотивационно – ориентировочный этап

В. Здравствуйте, Ребята, посмотрите сегодня к нам пришло много гостей. Скажите, а вы, любите когда к вам приходят гости?  Давайте поздороваемся с нашими гостями.

Сегодня нас с вами ждет интересное, увлекательное дело. Но прежде, давайте «согреем» друг друга теплотой своих добрых улыбок. (дети встают в круг, берутся за руки).

 

Собрались все дети в круг (встают в круг)

Я твой друг (руки к груди)

И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)

Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)

И друг другу улыбнёмся (улыбаются)

 

В.  Молодцы, мы подарили друг другу улыбки. Сейчас начнем работать. Ой, смотрите, а это, что такое? Давайте подойдём поближе и посмотрим.

– Это же письмо (Письмо от Сказочника).

«Здравствуйте, девчонки и мальчишки! Озорники и шалунишки! (можно предложить детям пояснить значение этих слов) Шлет вам сказочник привет, на ваш надеюсь я ответ. Внимательно письмо читайте! Мои заданья выполняйте! И если справитесь со всеми, в конце пути клад бесценный заберете!».

– Ребята, выполним задания Сказочника?

Тогда я приглашаю вас отправиться в волшебную страну Сказок. Для того, что бы очутиться в этой стране, давайте все вместе произнесем волшебные слова: 2 раза хлопни, 3 раза топни, вокруг себя обернись, на острове сказок очутись!

 

Звучит «Волшебная» музыка.

 

-Ой, ребята, куда мы с вами попали? Какие здесь растут необычные цветы, и яркие звёздочки повсюду. Это, наверно, и есть волшебная страна Сказок. Слайд 1

 

– Ребята, рассаживайтесь на стульчики.

 

Поисковой этап

 

В. -Дети вы любите сказки?

– Какие вы знаете сказки? Назовите.

– А какие бывают сказки? (народные, авторские).

– Ребята, почему сказки называют народными (потому что, их сочинил народ).

– Почему сказки называют авторскими? (потому что, их сочинил и написал один человек – автор).

– Дети, как начинаются сказки? (Жили- были… В некотором царстве, в некотором государстве… В тридевятом царстве, в тридесятом государстве).

– Как вы думаете, что такое сказка?? ( необыкновенная история, с героями случаются необыкновенные события, волшебство, говорят звери, птицы.

– Как заканчивается сказки? (добро побеждает зло, счастливый конец)

Молодцы, а теперь давайте поиграем

 

Игровое упражнение «Вспомни сказку»

 

В.  Сейчас я загадаю вам загадки по народным сказкам, а вы угадайте и скажите название.

 

  1. Сидит в корзине девочка.

У мишки за спиной

Он, сам того не ведая,

Несет ее домой.  (Маша и медведь)

 

  1. В красной шапочке всегда
    Путешествует она.
    Любит бабушку свою,
    Не боится быть в лесу.
    Но немножко непослушна,
    Её волк едва не скушал. (Красная шапочка)
  2. Жили братья-толстячки,
    Все три носа — пятачки.
    Старший братец — всех умней,
    Дом построил из камней (Три поросенка)

 

  1. Не лежалось на окошке,

Покатился по дорожке (Колобок)

 

5.Красна девица грустна: ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко! Слезы льет бедняжка! (Снегурочка)

 

В. Молодцы, справились с этим заданием. Давайте продолжим наше путешествие.

  Смотрите, наши сказки все испортились. Давайте наведем в них порядок. Сейчас вам нужно вспомнить сказки и ответить правильно на вопросы.

Слайд 3

  1. От кого не ушёл Колобок? (От лисы).
  2. Попив водицы из копытца, братец Иванушка превратился в (Козлёночка).
  3. Сколько козлят съел волк в сказке “Волк и семеро козлят”? (Шесть).
  4. Отчего растаяла Снегурочка? (Прыгнула через костёр).
  5. В сказке «Гуси-лебеди» девочка, разыскивая братца, встретила на пути. (Печку, яблоньку, речку).
  6. Кто во всем помогал Крошечке -Хаврошечке? (Коровушка).
  7. «Битый небитого везет» Из какой сказки эти слова? («Лисичка-сестричка и серый волк»).
  8. Кто прогнал лису в сказке «Заюшкина избушка»? (Петух).
  9. Кто сломал теремок? (Медведь).
  10. Что спрашивали звери в сказке “Теремок” прежде чем войти туда? (Кто – кто в теремочке живет, кто – кто в невысоком живет)
  11. Кто так говорил и из какой сказки? «Вижу, вижу! Не садись на пенёк, не ешь пирожок! Неси бабушке, неси дедушке!» («Маша и медведь»)
  12. Как звали маму-медведицу в сказке «Три медведя»? (Настасья Петровна)
  13. В какой сказке мышка помогла вытянуть овощ из земли? («Репка»)
  14. В какой сказке дед и баба плакали над разбитым яйцом? («Курочка – ряба»)

 

В. С этим заданием вы снова справились, молодцы! Но это была маленькая разминка, а теперь задания посложней.

 

Практический этап

В. Но чтоб продолжить наше путешествие надо немного отдохнуть. Вставайте дружно в круг.

Физкультминутка с проговариванием чистоговорок

Ва, ва, ва – высокая трава(Медленно повторяют, идут, высоко поднимая ноги)

Па, па, па – узкая тропа. (Повторяют со страхом, узко ставят ступни)

Ке, ке, ке – мы пришли к реке. (Шагают, руки на поясе)

Кой, кой, кой – любуемся рекой(Повторяют радостно, развести руки в стороны).

Ась, ась, ась – вот плывёт карась(Повторяют тихо, плавные движения руками)

Ушка – ушка – ушка – прыгает лягушка. (Повторяют громко, прыжки на двух ногах)

Шо, шо, шо – говорим мы хорошо? (Повторяют тихо, пальцы к губам)

Це, це, це – улыбка на лице(Повторяют радостно)

 

В. Молодцы справились с этим заданием.

 

В. Ребята, посмотрите, что это? (Мешочек).

Воспитатель. Правильно, волшебный мешочек, а внутри что-то есть.

Слайд 4.

Ребята, да это лиса. Она прибежала к нам из сказки. В каких сказках встречается лиса? («Кот, петух и лиса», «Лиса и волк», «Заюшкина избушка», «Теремок», «Лиса и журавль», «Колобок», «Лисичка со скалочкой» и т. д.)

Как в сказках называют лису? (Лисичка-сестричка, Лисонька, Лиса-Патрикеевна, Рыжая плутовка, кумушка).

А какая лиса в сказках? (Хитрая, лживая, коварная, умная, ласковая, выдумщица, смышленая, ловкая).

Воспитатель. Давайте попробуем составить рассказ о лисе. В этом нам поможет эта схема. Слайд 5

 Демонстрирую детям мнемотаблицу описательного рассказа на доске.

Посмотрите на нее внимательно. Первая картинка (педагог указывает картинки схемы) – это название животного. Вторая картинка – какая шерсть? Третья картинка – какие части тела? Четвертая картинка – где живет? Чем питается (хищное или травоядное? Шестая картинка – что меняется в поведении зимой? Седьмая картинка – какую пользу приносит человеку? Дети составляют рассказ о животном по схеме (2-3 ребенка)

 

 

 

Физкультминутка.

Буратино потянулся, (Руки вверх, вдох – потянулись)
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся. (наклоны – раз, два, три)
Руки в сторону развел, (развели руки в стороны)
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать (встали на носочки)

 

В. – Д.и. «Собери картинку, сосчитай»

(Дети стоят, разрезная картинка по сказке « Волк и семеро козлят»)

В-: Посмотрите, что здесь спряталось?

Вы должны собрать картинки и если вы их правильно сложите, у вас получится, картинка из какой то сказки.

(Дети собирают пазл)

Узнали, какая сказка приготовила для вас эту игру?

Дети: да, «Волк и семеро козлят».

В: молодцы вы справились с заданием, а эта сказка приготовила для вас ещё одно задание, вам нужно сосчитать правильно, сколько козлят в этой сказке. Но прежде чем считать, скажите, а козлята в сказке большие или маленькие?

Дети: маленькие.

В: значит, мы будем считать маленьких козлят. Давайте начну я.

Один маленький козлёнок

Дети:

-два маленьких козлёнка

-три маленьких козлёнка

-четыре маленьких козлёнка

-пять маленьких козлят

-шесть маленьких козлят

-семь маленьких козлят.

В: Молодцы, вы легко справились со всеми заданиями. И Сказочник дарит вам вот эту книгу сказок. Читайте книги, в них вы найдете самый ценный клад – знания!

А нам пора возвращаться в группу. Для того, чтобы очутиться в детском саду, давайте все вместе произнесем опять волшебные слова: 2 раза хлопни, 3 раза топни, вокруг себя обернись, в детском саду очутись!

 

– Вот мы и в детском саду. Понравилось вам наше путешествие по сказкам?

– Где мы с вами сегодня побывали, ребята?

– Какие задания больше всего понравились?

– Ребята благодарю вас за хорошую работу на занятии и надеюсь вам понравилось наше путешествие по «Сказкам».

 

Центр дистанционных мероприятий “Пора роста” – это цифровая образовательная экосистема, с большим набором сервисов для учителей, учеников и их родителей.