Нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста

Цой Виктория Николаевна, воспитатель, МБДОУ ЦРР-Детский сад №104 "Ладушка", Республика Саха (Якутия), город Якутск

Нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста

 

Цой Виктория Николаевна,
воспитатель,
МБДОУ ЦРР-Детский сад №104 “Ладушка”,
Республика Саха (Якутия), город Якутск

 

«Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, «чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

В. А. Сухомлинский.

Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность.

Нетрадиционные техники рисования являются замечательным способом создания маленьких шедевров. Оказывается, можно создать соленую картинку, а ладошка может превратиться в голубого слоника. Серая клякса может стать деревом, а морковка с картошкой могут удивить необычными узорами.

Креативные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Для будущего наших детей это очень важно, так как время не стоит на одном месте, а движется вперед и поэтому в образовательном процессе необходимы новые развивающие технологии.

Для каждой возрастной группы они свои.

С детьми младшего дошкольного возраста можно использовать:

– рисование ладошками.

– рисование пальчиками;

– тычок жесткой полусухой кистью;

– рисование ватными палочками;

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

– печать пластилином;

– тычкование;

– печать по трафарету;

– оттиск поролоном;

– свеча и акварель;

– набрызг;

– отпечатки-картинки;

– отпечатки листьев;

– масляная пастель + акварель;

– монотипия.

– волшебные ниточки.

В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить ещё более трудные техники:

– рисование зубочисткой;

– кляксография обычная и с трубочкой;

– рисование мыльными пузырями;

– монотипия;

– батик;

– пластилинография;

– рисование мятой бумагой;

– рисование солью;

– фроттаж.

– граттаж.

Каждый из этих методов – для ребенка это игра. Используя все эти методы, дети чувствуют себя раскованнее, смелее развивают воображение свободу творчества, способствуют развитию координации движений.

Применение нетрадиционных техник рисования на занятиях в учреждениях дошкольного образования способствует развитию психических процессов и эмоциональной сферы ребенка – поддерживает позитивное эмоциональное состояние; снимает страх и увеличивает уверенность в своих силах – повышает самооценку; стимулирует умственное развитие, а также формирует пространственное мышление, воображение, память, речь, мотивирует к творческим поискам и решениям. Помимо этого, осуществляется физиологическое развитие – включаются в работу зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые и другие анализаторы. Такие занятия всегда захватывают непредсказуемостью художественного результата.

Нетрадиционные техники рисования как дополнительные средства изображения позволяют разнообразить занятия, расширяя возможности творчески перерабатывать действительность, уходить от шаблонов, порождая необычные идеи. При этом дети дошкольного возраста становятся более раскованными, эмоционально активными, умеют отстоять свое мнение, у них появляются новые оригинальные способы решения задач, в первую очередь потому, что перестают бояться ошибиться, благодаря чему они учатся находить в повседневном необыкновенное, становятся наблюдательнее, воспринимают мир разнообразнее.

Литература:

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста/ Н. А. Карпенко, Т. А. Пульянова; М-во образования Республики Беларусь, Учреждение образования “Витебский государственный университет имени П. М. Машерова”. – Витебск : ВГУ имени П. М. Машерова, 2022

Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2009

Калинина Т.В. Первые успехи в рисовании. Большой лес. – СПб.: Речь, Образовательные проекты; М.: Сфера, 2009.

Центр дистанционных мероприятий “Пора роста” – это цифровая образовательная экосистема, с большим набором сервисов для учителей, учеников и их родителей.