Взаимодействие Доу и родителей в реализации регионального компонента для формирования нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста

Дедюкина Октябрина Семеновна, воспитатель, МБОО "Баягинская СОШ имени И. М. Хатылаева", Республика Саха (Якутия), Таттинский улус, с. Баяга

Взаимодействие Доу и родителей в реализации регионального компонента для формирования нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста

Дедюкина Октябрина Семеновна,
воспитатель,
МБОО “Баягинская СОШ имени И. М. Хатылаева”,
Республика Саха (Якутия), Таттинский улус, с. Баяга

             В современной социокультурной ситуации большое значение отводится формированию национальных ценностей на основе приобщения дошкольников к народной культуре своей  республики  . В связи с этим в содержании образования отражен региональный компонент, включающий историю, культуру, традиции, искусство и выступающий средством формирования в детях чувства любви к малой родине.

Учитывая особенности условий проживания людей в России, на первый план выдвигается вопрос о регионально-ориентированном образовании.     Целью внедрения в образовательный процесс дошкольного учреждения национально–регионального компонента является ознакомление дошкольников с родным краем, его природными, культурными, социальными и экономическими особенностями. В последние годы возросло внимание к духовному богатству культурного наследия народа. В этом следует видеть стремление народов к национальному возрождению. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве.

Сегодня ведущим принципом воспитания дошкольников следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной традиции.

Актуальность работы по региональному компоненту заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Важно у подрастающего поколения заложить базовые знания природного, исторического, духовного и культурного наследия народов, населяющих край. А самое главное воспитывать патриотизм, любовь к родному краю, великой Родине – России.

         Современные требования к организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении с учетом региональных особенностей вызывают необходимость создания педагогами дошкольных образовательных учреждений дополнительных образовательных программ, помогающих педагогам и родителям осуществлять нравственно- патриотическое развитие дошкольников. Среди направленной образовательной программы дошкольного учреждения важное место занимает региональный компонент.

Национально-региональный компонент (родная природа, культурное наследие — памятники архитектуры, искусства, декоративно- прикладного искусства, художественно-ремесленные традиции, язык, обряды, фольклор, народные игры и др.) в дошкольном образовании помогает детям ощутить и сознать свою принадлежность к своей «Малой Родине», к своему дому, воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально-эстетическом плане.

Основными целями регионального компонента являются:

-создание педагогических условий для успешной социализации личности в условиях региона, профессионального самоопределения и непрерывного образования;

-обеспечение единства образовательного пространства.

 

Задачи

  • познакомить детей с особенностями, культурой и народными традициями ;
  • формировать представления о родном наслеге,улусе: истории, улицах, профессиях;
  • познакомить с именами знаменитых земляков;
  • формировать знания о живой и неживой природе ;
  • заложить основы нравственной личности, национальной гордости и национального самосознания;
  • воспитать у ребёнка любовь и привязанность к своёй семье, дому, детскому саду, улице, наслегу,улусу;

 

Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее:

  1. Знакомство с родным краем входит в образовательный процесс, выстроенный на основе доминирующих целей базовой программы, в которую гармонично вписывается краеведческий материал.
  2. Введение регионального содержания с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья, к менее близкому – культурно-историческим фактам).
  3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края: дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, благоустройство и охрана окружающей природы).
  4. Осознанный выбор методов знакомства с родным городом, повышающих познавательную и эмоциональную активность детей. Чем разнообразнее способы, формы и приёмы познания мира и его отражения, тем выше уровень не только информированности, но и любознательности, увлечённости. Приобщение  детей  к  региональной  культуре  связано  с понятием «интерес». Именно он лежит в основе эффективного решения многих педагогических задач.

Всю работу по реализации регионального компонента можно разбить на несколько направлений:

  • Первое направление:   природно-климатические особенности родного края
  • Второе направление: национально-культурные и исторические особенности края
  • Третье направление:     ценностно-смысловая     взаимосвязь поколений
  • Четвертое направление: символика края

          Думая о чувствах нравственности, мы всегда вспоминаем впечатления детства.   Дети  познают  Родину через свое близкое окружение – свою семью. Дети дошкольного возраста    наиболее  обучаемы  и  податливы    влияниям взрослого и глубоким впечатлениям. Все,  что  усвоил ребенок  в  этот период – привычки, способы  поведения,  знания, черты  характера, навыки  –  служит  для дальнейшего  развития  личности.

Необходимо  учитывать,  что  с каждым годом ребенок приобретает самые важные  человеческие качества. В первую очередь он  должен  чувствовать себя  членом своей семьи, затем частичкой своей малой  родины, а уже потом  гражданином  России  и    жителем  планеты  Земля.Вместе с родителями мы  должны дать понять ребенку, что у каждого человека есть своя  семья, малая  родина  –  то место,  привязанность  к  которому  он испытывает с детства, и вместе с тем  –  большая Родина  –  Россия. Родина у всех одна, если человек родился на ее земле, полюбил ее просторы, изучил историю и культуру, тот старается,  чтобы  она  была  еще  краше,  богаче,  стала  бы  могучей державой. А для этого нужно с  детства  совершать  дела,  которые  идут  на благополучие  своего дома, детского сада, наслега, улуса, республики ,а в дальше и всей страны.

Важным направлением для реализации регионального компонента   является совместная проектно – творческая деятельность с родителями.        Реализована следующая проектно-творческая деятельность,  связанная с культурой родного наслега и  улуса  («Памятные места нашего наслега»,  «Традиции нашей семьи», «Мое имя», «Моя родословная», «Герб моей семьи»,  «Моя бабушка», «Вместе с папой»,«История нашего наслега», «Народный мастер -Мандар Уус» , «Ими гордится улус» и др.)

Совместно с родителями пополнился и обновился Центр  патриотического воспитания в группе.  Альбомы, сделанные родителями: «Достопримечательности  и  наслега», «Памятники воинской славы», «Наш наслег Баяга», «Моя страна – Россия», «Народный календарь».

     Пути дальнейшего развития диктуются местными условиями, особенностями социума, требованиями школы и родителей.Наш детский сад “Ньургуһун” работает по проекту “Успешная социализация дошкольников на основе этнопедагогики и философских идеях  Б.Ф.Неустроева-Мандар Уус“. Проект составлен с целью использования творческого потенциала наслега, славящегося своими мастерами национального шитья, кузнецами, ювелирами.       Проект предполагает пробуждение в детях генетически заложенных предками способностей.  Вовремя оказанное  правильное воздействие на заложенные природные способности, задатки может дать очень хорошие результаты. Были организованы экскурсии в дом творчества “Мандар Уус” (Айымньы киинэ), встреча с Мандар Уус, кузнецами и мастерами шитья. Дети увидели, как происходит процесс  работы. Работа может дать хорошие результаты, если ребенок будет не просто наблюдателем, но и участником в деятельности мастера. Также проводятся  экскурсии, встречи.

Вторым важным шагом в работе является изучение генеологического древа каждого ребенка. Работа, предусматривающая  наследственные способности, природные задатки, ведется в циклах кружковой деятельности.  Наша работа ведется с целью развития способностей, навыков и умений каждого ребенка, и главная цель заключается в социализации, гармоничного развития ребенка.

Разработала:

1.Проект “Үнүгэсчээн”, целью которого является создание этнозоны “Саха алааһа”. Здесь дети знакомятся с бытом, особенностями национальной культуры, с семейными традициями и обычаями якутской семьи. Этнозона представляет собой уникальную среду для проведения якутских народных праздников и развлечений, таких как “Байанай күнэ”, “Таҥха оонньуулара”, “Эбээ таабырыннара”, якутские настольные игры и т.д.

  1. Авторские игры – настольные игры “Алааһым устун айан”, “Сибэккини хомуй”, “Сиэр-туом дойдутугар айан”, “Дьэдьэн хомуйуу”, «Саха олоҕо -дьаһаҕа”,«Саха сирин кыыллара», «Саха сирин отонноро», «Саха сирин мастара», «Саха сирин көтөрдөрө»,«Саха сирин балыктара», «Иһиттэр». «Өбүгэм оһуора кэппсиир», “Саха эйгэтэ», «Манчаары  оонньуулара», “Булчут уонна отчут тэриллэрэ”, “Алаьым сибэккилэрэ”, “ Сир астара”,  “Өбүгэбит сиэрэ-туома”.

 Заключение:

Таким образом, использование регионального  содержания в дошкольном  учреждении  предоставляет  множество  возможностей  для  развития всесторонней  и  гармоничной  личности  ребенка. Воспитание любви к своей Республике, своему улусу, родному наслегу, к своей семье – это многотрудный, долговременный процесс, как педагогов, так и родителей.

Любовь к Родине должна  осуществляться ненавязчиво и постоянно, с самого раннего детства. Еще великий педагог-гуманист В.А. Сухомлинский писал, что в сознании каждого человека на всю жизнь запечатлеваются воспоминания детства, навсегда сохраняются воспринятые в детские годы яркие картины, образы. Нам хотелось, чтобы впечатления детства у наших воспитанников стали истоками любви к родному краю и к людям, живущим в нем, истоками патриотических чувств.

Можно сделать выводы ,углубленная, комплексная, систематизированная работа по приобщению детей к  народной культуры имеет положительные результаты: у детей расширяются представления о многообразии культуры; обогащаются представления о характерных особенностях народных промыслов; у дошкольников формируется художественно-образное мышление; развивается эмоционально-этическая сфера; формируется любовь к Родине и своим национальным корням.

Освоение культурных традиций родного края в детском саду – это образ жизни, который включает в себя постепенную и целенаправленную организацию предметно – развивающей среды; внутреннее изменение каждого в процессе свободного принятия нравственных и эстетических ценностей своего народа; развитие дружеских отношений, душевного и духовного обогащения.

 

 Список использованной литературы:

  1.  Баранникова  О.Н. Уроки  гражданственности  и патриотизма  в детском саду-М:АРТИ,-2007-144с
  2. Виноградова Н.Ф.Наша Родина.-М:Просвещение,-1984.-303с
  3. Кондрыкинская Л.А.С чего начинается Родина:опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ –М:Сфера,-2004.-120с

Центр дистанционных мероприятий “Пора роста” – это цифровая образовательная экосистема, с большим набором сервисов для учителей, учеников и их родителей.