Взаимодействие Доу и родителей в реализации регионального компонента для формирования нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста
Дедюкина Октябрина Семеновна,
воспитатель,
МБОО “Баягинская СОШ имени И. М. Хатылаева”,
Республика Саха (Якутия), Таттинский улус, с. Баяга
В современной социокультурной ситуации большое значение отводится формированию национальных ценностей на основе приобщения дошкольников к народной культуре своей республики . В связи с этим в содержании образования отражен региональный компонент, включающий историю, культуру, традиции, искусство и выступающий средством формирования в детях чувства любви к малой родине.
Учитывая особенности условий проживания людей в России, на первый план выдвигается вопрос о регионально-ориентированном образовании. Целью внедрения в образовательный процесс дошкольного учреждения национально–регионального компонента является ознакомление дошкольников с родным краем, его природными, культурными, социальными и экономическими особенностями. В последние годы возросло внимание к духовному богатству культурного наследия народа. В этом следует видеть стремление народов к национальному возрождению. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве.
Сегодня ведущим принципом воспитания дошкольников следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной традиции.
Актуальность работы по региональному компоненту заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Важно у подрастающего поколения заложить базовые знания природного, исторического, духовного и культурного наследия народов, населяющих край. А самое главное воспитывать патриотизм, любовь к родному краю, великой Родине – России.
Современные требования к организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении с учетом региональных особенностей вызывают необходимость создания педагогами дошкольных образовательных учреждений дополнительных образовательных программ, помогающих педагогам и родителям осуществлять нравственно- патриотическое развитие дошкольников. Среди направленной образовательной программы дошкольного учреждения важное место занимает региональный компонент.
Национально-региональный компонент (родная природа, культурное наследие — памятники архитектуры, искусства, декоративно- прикладного искусства, художественно-ремесленные традиции, язык, обряды, фольклор, народные игры и др.) в дошкольном образовании помогает детям ощутить и сознать свою принадлежность к своей «Малой Родине», к своему дому, воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально-эстетическом плане.
Основными целями регионального компонента являются:
-создание педагогических условий для успешной социализации личности в условиях региона, профессионального самоопределения и непрерывного образования;
-обеспечение единства образовательного пространства.
Задачи
- познакомить детей с особенностями, культурой и народными традициями ;
- формировать представления о родном наслеге,улусе: истории, улицах, профессиях;
- познакомить с именами знаменитых земляков;
- формировать знания о живой и неживой природе ;
- заложить основы нравственной личности, национальной гордости и национального самосознания;
- воспитать у ребёнка любовь и привязанность к своёй семье, дому, детскому саду, улице, наслегу,улусу;
Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее:
- Знакомство с родным краем входит в образовательный процесс, выстроенный на основе доминирующих целей базовой программы, в которую гармонично вписывается краеведческий материал.
- Введение регионального содержания с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья, к менее близкому – культурно-историческим фактам).
- Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края: дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, благоустройство и охрана окружающей природы).
- Осознанный выбор методов знакомства с родным городом, повышающих познавательную и эмоциональную активность детей. Чем разнообразнее способы, формы и приёмы познания мира и его отражения, тем выше уровень не только информированности, но и любознательности, увлечённости. Приобщение детей к региональной культуре связано с понятием «интерес». Именно он лежит в основе эффективного решения многих педагогических задач.
Всю работу по реализации регионального компонента можно разбить на несколько направлений:
- Первое направление: природно-климатические особенности родного края
- Второе направление: национально-культурные и исторические особенности края
- Третье направление: ценностно-смысловая взаимосвязь поколений
- Четвертое направление: символика края
Думая о чувствах нравственности, мы всегда вспоминаем впечатления детства. Дети познают Родину через свое близкое окружение – свою семью. Дети дошкольного возраста наиболее обучаемы и податливы влияниям взрослого и глубоким впечатлениям. Все, что усвоил ребенок в этот период – привычки, способы поведения, знания, черты характера, навыки – служит для дальнейшего развития личности.
Необходимо учитывать, что с каждым годом ребенок приобретает самые важные человеческие качества. В первую очередь он должен чувствовать себя членом своей семьи, затем частичкой своей малой родины, а уже потом гражданином России и жителем планеты Земля.Вместе с родителями мы должны дать понять ребенку, что у каждого человека есть своя семья, малая родина – то место, привязанность к которому он испытывает с детства, и вместе с тем – большая Родина – Россия. Родина у всех одна, если человек родился на ее земле, полюбил ее просторы, изучил историю и культуру, тот старается, чтобы она была еще краше, богаче, стала бы могучей державой. А для этого нужно с детства совершать дела, которые идут на благополучие своего дома, детского сада, наслега, улуса, республики ,а в дальше и всей страны.
Важным направлением для реализации регионального компонента является совместная проектно – творческая деятельность с родителями. Реализована следующая проектно-творческая деятельность, связанная с культурой родного наслега и улуса («Памятные места нашего наслега», «Традиции нашей семьи», «Мое имя», «Моя родословная», «Герб моей семьи», «Моя бабушка», «Вместе с папой»,«История нашего наслега», «Народный мастер -Мандар Уус» , «Ими гордится улус» и др.)
Совместно с родителями пополнился и обновился Центр патриотического воспитания в группе. Альбомы, сделанные родителями: «Достопримечательности и наслега», «Памятники воинской славы», «Наш наслег Баяга», «Моя страна – Россия», «Народный календарь».
Пути дальнейшего развития диктуются местными условиями, особенностями социума, требованиями школы и родителей.Наш детский сад “Ньургуһун” работает по проекту “Успешная социализация дошкольников на основе этнопедагогики и философских идеях Б.Ф.Неустроева-Мандар Уус“. Проект составлен с целью использования творческого потенциала наслега, славящегося своими мастерами национального шитья, кузнецами, ювелирами. Проект предполагает пробуждение в детях генетически заложенных предками способностей. Вовремя оказанное правильное воздействие на заложенные природные способности, задатки может дать очень хорошие результаты. Были организованы экскурсии в дом творчества “Мандар Уус” (Айымньы киинэ), встреча с Мандар Уус, кузнецами и мастерами шитья. Дети увидели, как происходит процесс работы. Работа может дать хорошие результаты, если ребенок будет не просто наблюдателем, но и участником в деятельности мастера. Также проводятся экскурсии, встречи.
Вторым важным шагом в работе является изучение генеологического древа каждого ребенка. Работа, предусматривающая наследственные способности, природные задатки, ведется в циклах кружковой деятельности. Наша работа ведется с целью развития способностей, навыков и умений каждого ребенка, и главная цель заключается в социализации, гармоничного развития ребенка.
Разработала:
1.Проект “Үнүгэсчээн”, целью которого является создание этнозоны “Саха алааһа”. Здесь дети знакомятся с бытом, особенностями национальной культуры, с семейными традициями и обычаями якутской семьи. Этнозона представляет собой уникальную среду для проведения якутских народных праздников и развлечений, таких как “Байанай күнэ”, “Таҥха оонньуулара”, “Эбээ таабырыннара”, якутские настольные игры и т.д.
- Авторские игры – настольные игры “Алааһым устун айан”, “Сибэккини хомуй”, “Сиэр-туом дойдутугар айан”, “Дьэдьэн хомуйуу”, «Саха олоҕо -дьаһаҕа”,«Саха сирин кыыллара», «Саха сирин отонноро», «Саха сирин мастара», «Саха сирин көтөрдөрө»,«Саха сирин балыктара», «Иһиттэр». «Өбүгэм оһуора кэппсиир», “Саха эйгэтэ», «Манчаары оонньуулара», “Булчут уонна отчут тэриллэрэ”, “Алаьым сибэккилэрэ”, “ Сир астара”, “Өбүгэбит сиэрэ-туома”.
Заключение:
Таким образом, использование регионального содержания в дошкольном учреждении предоставляет множество возможностей для развития всесторонней и гармоничной личности ребенка. Воспитание любви к своей Республике, своему улусу, родному наслегу, к своей семье – это многотрудный, долговременный процесс, как педагогов, так и родителей.
Любовь к Родине должна осуществляться ненавязчиво и постоянно, с самого раннего детства. Еще великий педагог-гуманист В.А. Сухомлинский писал, что в сознании каждого человека на всю жизнь запечатлеваются воспоминания детства, навсегда сохраняются воспринятые в детские годы яркие картины, образы. Нам хотелось, чтобы впечатления детства у наших воспитанников стали истоками любви к родному краю и к людям, живущим в нем, истоками патриотических чувств.
Можно сделать выводы ,углубленная, комплексная, систематизированная работа по приобщению детей к народной культуры имеет положительные результаты: у детей расширяются представления о многообразии культуры; обогащаются представления о характерных особенностях народных промыслов; у дошкольников формируется художественно-образное мышление; развивается эмоционально-этическая сфера; формируется любовь к Родине и своим национальным корням.
Освоение культурных традиций родного края в детском саду – это образ жизни, который включает в себя постепенную и целенаправленную организацию предметно – развивающей среды; внутреннее изменение каждого в процессе свободного принятия нравственных и эстетических ценностей своего народа; развитие дружеских отношений, душевного и духовного обогащения.
Список использованной литературы:
- Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду-М:АРТИ,-2007-144с
- Виноградова Н.Ф.Наша Родина.-М:Просвещение,-1984.-303с
- Кондрыкинская Л.А.С чего начинается Родина:опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ –М:Сфера,-2004.-120с