Воспитательный аспект в преподавании математики

Томская Анастасия Егоровна, учитель математики, МБОУ "Усть-Янская СОШ имени С. В. Горохова", Республика Саха(Якутия), Усть-Янский улус, с. Усть-Янск

Воспитательный аспект в преподавании математики

Томская Анастасия Егоровна,
учитель математики,
МБОУ “Усть-Янская СОШ имени С. В. Горохова”,
Республика Саха(Якутия), Усть-Янский улус, с. Усть-Янск

       В Год семьи в Российской Федерации, в Год детства в Республике Саха (Якутия) и в Год отца в Усть-Янском районе воспитание ребенка имеет наивысшую актуальность. Этнопедагогика – наука, предметом которой является  народная педагогика, как традиционная практика воспитания и обучения, исторически сложившаяся у различных этносов прочно вошла в содержание образования еще в 70-х годах прошлого столетия.

Природа – один из важнейших факторов народной педагогики, она –  не только среда обитания, но и родная сторона, Родина.

Природосообразность в народной в народной педагогике порождена естественностью народного воспитания.

К.Д. Ушинский писал: «Народ имеет свою особую характеристическую систему воспитания…Только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития».

Этнопедагогика обладает достаточным воспитательным арсеналом формирования ценностных ориентаций личности. В этом процессе эффективными этнопедагогическими средствами является: героический эпос, сказки, пословицы и народные поговорки, загадки, песни.

В современных условиях реализации приоритетных направлений развития образования, интенсивных изменений в образовательной сфере выдвигаются новые требования к регулированию образовательными процессами. Одним из возможных условий обеспечение качества процесса обучения является применение эврических педагогических технологий, опирающихся на педагогический опыт народной мудрости.

Связь воспитывающего обучения в математике с жизнью народа в процессе разработки теории элементарного образования представляет с собой не только исторический интерес, но продолжает сохранять актуальность и вполне могут быть использованы и в настоящее время.

Для обозначения методов и форм реализации опыта, идей и традиций народной педагогики в образовательном процессе в МБОУ «Усть-Янская СОШ им. С.В. Горохова» применяется этнопедагогический подход, который представляет собой целостный процесс системного изучения, усвоения и применения богатейшего духовного наследия народов (этносов) в учебно – воспитательной работе. В селе Усть-Янск исконно проживают якуты, эвены, юкагиры, потомки представителей прибалтийских народов, проживавших в условиях ссылки, работавших на рыболовецких участках в годы Великой отечественной войны. Успешность такого воспитания основана на формировании уважения, интереса к истории, к обычаям, вероисповедоведания, фольклора, быту своего и других народов. На уроках математики в силу специфики предмета можно включать лишь количественную характеристику этноса, статистические и экономические данные, производственные и другие показатели; обогащать и закреплять уже приобретенные ранее знания учащихся.

Развитие учебных способностей учащихся через этнопедагогику имеет следующие цели и задачи:

– расширение содержания учебного материала за счет национально – регионального компонента;

– усиление совместной поисковой и исследовательской деятельности учащихся и учителей;

– формирование национального самосознания учащихся в урочной и внеурочной деятельности средствами этнокультурной направленности.

Данная тема актуально тем, что она способствует реализации проблемы школы, одной из задач, которой является осознание учащимися себя как представляем своего этноса с собственной историей, самобытной культурой и системой духовных ценностей.

Основное назначение в преподавании математики в том, что решение задач и примеров на родном языке нисколько не снижает уровень знаний учащихся, а наоборот, способствует развитию их мышления. Тому в подтверждение результаты сдачи выпускниками ЕГЭ и успешное окончание школы, дальше поступление в учебные заведения республики и за пределами. Не только, как учитель математики, но и как классный руководитель пятиклассников, в своей методике преподавания математики использую элементы занимательности и решения логических задач, целью которых являются обновление, уточнение и закрепление разрозненных сведений по теме, при этом воспитывать интерес к занятиям математикой и возбудить желание самостоятельно пополнять знания. Чтобы дать предмету привлекательность и выявить у учащихся радость приобщения к творческому мышлению, использую разнообразные средства: решение задач с необычными сюжетами, пробуждающими любопытство, например, по теме из героического эпоса олонхо, или путешествие по островам моря Лаптевых и др.. Будучи классным руководителем, в целях развития логического мышления, нестандартных ходов ввела внеурочную деятельность по шашкам и шахматам.

С помощью математической формы подачи материала учащиеся совершают экскурции в истории родного края, изучают животный мир Якутии, постигают знания о богатстве рек и озер родного Устьянья, погружаются в неведомый, но интересный мир эпоса олонхо и многое другое. Мое педагогическое кредо – это Заинтересовать, Вовлечь, Экспериментировать, что предпологает развитие у учащихся умение мыслить, программировать и достичь бизнес- планирования еще в стенах родной школы. Использование такого формата в учебной деятельности не только обогатить содержание учебного материала, поможет в реализации воспитательного потенциала уроков, но и выявит новые возможности в реализации межпредметных связей, расширить участие школьников в олимпиадах и научно-практических конференциях «Шаг будущее». Недаром великий ученый М.В.Ломоносов говорил: «Математику уже затем изучать нужно, что она ум в порядок  приводит», ведь математика важна тем, что она используется во всех областях высокотехнологического мира. Кроме этого, математика является музыкой разума. Она не знает рас и географических границ. Именно математика является фундаментальной частью человеческого  мышления и логики, неотъемлемой частью попыток понять мир и нас самих.

Центр дистанционных мероприятий “Пора роста” – это цифровая образовательная экосистема, с большим набором сервисов для учителей, учеников и их родителей.