Внеурочная деятельность “Здоровейка” в 3 классе.
Семенова Тамара Дмитрьевна,
учитель начальных классов,
МБОУ “Сунтарская НОШ имени В. Г. Павлова”,
Республика Саха (Якутия), Сунтарский улус, с. Сунтар
Пояснительная записка
Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения.
План внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья.
План внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» направлен на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные нагрузки и трудности в усвоении школьной программы, интенсификация учебного процесса, адаптация первоклассников. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем.
Цели и задачи обучения, воспитания и развития детей
по спортивно-оздоровительному направлению
внеурочной деятельности
План внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в классе. Основная идея плана заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Данный план направлен на формирование, сохранение и укрепления здоровья младших школьников, в основу, которой положены культурологический и личностноориентированный подходы.
План внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» носит образовательно-воспитательный характер и направлен на осуществление следующих целей:
- формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
- развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
- обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
Цели конкретизированы следующими задачами:
- Формирование:
- представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
- навыков конструктивного общения;
- потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
- Обучение:
- осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
- правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
- элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
- упражнениям сохранения зрения.
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести
обучающиеся в процессе реализации
плана внеурочной деятельности
В ходе реализации плана внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» обучающиеся должны знать:
- основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
- особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;
- особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
- основы рационального питания;
- способы сохранения и укрепление здоровья;
- соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
- влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
- значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
- знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.
уметь:
- составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
- выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
- различать “полезные” и “вредные” продукты;
- использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ;
- определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;
- заботиться о своем здоровье;
- находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;
- применять коммуникативные и презентационные навыки;
- использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
- оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;
- находить выход из стрессовых ситуаций;
- принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
- адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
- отвечать за свои поступки;
- отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
«Здоровейка»
3 класс
«По дорожкам здоровья»
№ п/п |
Наименование разделов и дисциплин |
Всего, час. |
В том числе | |
лекции |
практические
занятия |
|||
I | Введение «Вот мы и в школе». | 4 | 1 | 3 |
II | Питание и здоровье | 6 | 4 | 2 |
III | Моё здоровье в моих руках | 6 | 3 | 3 |
IV | Я в школе и дома | 6 | 3 | 3 |
V | Чтоб забыть про докторов | 4 | 1 | 3 |
VI | Я и моё ближайшее окружение | 4 | 2 | 2 |
VII | «Вот и стали мы на год взрослей» | 4 | 2 | 2 |
Итого: | 34 | 16 | 18 |
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
«Здоровейка»
3 класс
«По дорожкам здоровья»
Цель: интеллектуальные способности, личная гигиена и здоровье, понятие о микробах, вредные привычки и их профилактика, применении лекарственных растений в профилактических целях.
Категория слушателей: обучающиеся 3 классов (34 ч.)
Срок обучения: 1 год
Режим занятий: 1 час в неделю
№ п/п |
Наименование разделов и дисциплин |
Всего, час. |
Дата | |
План | Факт | |||
I . Введение «Вот мы и в школе» (4ч.) | ||||
1. | «Здоровый образ жизни, что это?» | 1 | ||
2. | Личная гигиена | 1 | ||
3. | В гостях у Мойдодыра | 1 | ||
4. | «Остров здоровья» | 1 | ||
II. Питание и здоровье (6 ч.) | ||||
5. | Игра «Смак» | 1 | ||
6. | Правильное питание –залог физического и психологического здоровья | 1 | ||
7. | Вредные микробы | 1 | ||
8. | Полезные микробы | 1 | ||
9. | Что такое здоровая пища и как её приготовить | 1 | ||
10. | «Чудесный сундучок» | 1 | ||
III. Моё здоровье в моих руках (6 ч.) | ||||
11. | Труд и здоровье | 1 | ||
12. | День здоровья «Хочу остаться здоровым» | 1 | ||
13. | Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья. | 1 | ||
14. | Беседа “Как сохранять и укреплять свое здоровье”. | 1 | ||
15. | Экскурсия «Природа – источник здоровья» | 1 | ||
16. | «Моё здоровье в моих руках» | 1 | ||
IV. Я в школе и дома (6 ч.) | ||||
17. | Мой внешний вид –залог здоровья | 1 | ||
18. | «Доброречие» | 1 | ||
19. | С. Преображенский «Капризка» | 1 | ||
20. | «Бесценный дар- зрение». | 1 | ||
21. | Гигиена правильной осанки | 1 | ||
22. | «Спасатели , вперёд!» | 1 | ||
V. Чтоб забыть про докторов (4 ч.) | ||||
23. | Шарль Перро «Красная шапочка» | 1 | ||
24. | Движение это жизнь | 1 | ||
25. | День здоровья «Дальше, быстрее, выше» | 1 | ||
26. | «Разговор о правильном питании» Вкусные и полезные вкусности | 1 | ||
VI. Я и моё ближайшее окружение (4 ч.) | ||||
27. | Мир моих увлечений | 1 | ||
28. | Вредные привычки и их профилактика | 1 | ||
29. | Добро лучше , чем зло, зависть, жадность.
А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» |
1 | ||
30. | В мире интересного. | 1 | ||
VII. «Вот и стали мы на год взрослей» (4 ч.) | ||||
31. | Я и опасность. | 1 | ||
32. | Лесная аптека на службе человека | 1 | ||
33. | Игра «Не зная броду, не суйся в воду» | 1 | ||
34. | Чему мы научились и чего достигли | 1 | ||
Итого: | 34 |