Технологическая карта интегрированной непосредственно образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию «Путешествие по родному краю» в подготовительной группе

Поротова Варвара Егоровна, педагог дополнительного образования по якутскому языку, МБДОУ Детский сад №79 "Лучик", Республика Саха (Якутия), город Якутск

Технологическая карта интегрированной непосредственно образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию «Путешествие по родному краю» в подготовительной группе

 

Поротова Варвара Егоровна,
педагог дополнительного образования по якутскому языку,
МБДОУ Детский сад №79 “Лучик”,
Республика Саха (Якутия), город Якутск

 

Пояснительная записка

Вид занятия: игра-путешествие

Интегрирование областей: познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие

Цель: систематизировать и закрепить знания детей о родном крае через игровые ситуации

Задачи:

Образовательные:

  • Расширить представления детей о коренных народах Якутии, продолжать знакомить с их бытом, основным промыслом.
  • формировать интерес к истории и традициям народов Севера;
  • уточнять, расширять и активизировать предметный словарь.

Развивающие:

  • способствовать развитию интернациональных чувств по отношению к другим народам, их культуре, традициям;
  • развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству;
  • развивать любознательность и познавательной активности.

Воспитательные:

  • воспитывать любознательность, расширять кругозор детей;
  • воспитывать чувство любви и привязанности к своей малой родине, гордости за своих земляков;
  • формировать эмоционально-ценностное отношение к родному краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.

Методические приемы:

  • Словесные: пояснение, объяснение, напоминание, указание к действию, художественное слово.
  • Наглядные: демонстрация предметов, картинок.
  • Практические: показ упражнения, поручения, выполнение задания.
  • Стимулирующие: похвала, поощрение, подчеркивание достижений, ситуация успеха.
  • Рефлексия.

Методологическая база: открытое занятие разработана в соответствии с Примерной программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, национальной базовой программой «Тосхол». – 3-е изд. (авторы: Харитонова М.Н., Лепчикова Л.П., Ефимова Д.Г. и др. под ред. Ефимовой Д.Г.) а также с программой по ознакомления детей старшего дошкольного возраста с родным краем «Люби и знай свой родной край» Платонова Т.В., Хохолова Е.Е.

 

 

 

 

Технологическая карта интегрированной непосредственно образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию «Путешествие по родному краю»

Интегрирование областей: познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие

Возрастная группа: 6-7 лет.

Цель: систематизировать и закрепить знания детей о родном крае через игровые ситуации

Задачи:

Образовательные:

  • Расширить представления детей о коренных народах Якутии, продолжать знакомить с их бытом, основным промыслом.
  • формировать интерес к истории и традициям народов Севера;
  • уточнять, расширять и активизировать предметный словарь.

Развивающие:

  • способствовать развитию интернациональных чувств по отношению к другим народам, их культуре, традициям;
  • развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству;
  • развивать любознательность и познавательной активности.

Воспитательные:

  • воспитывать любознательность, расширять кругозор детей;
  • воспитывать чувство любви и привязанности к своей малой родине, гордости за своих земляков;
  • формировать эмоционально-ценностное отношение к родному краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.

Предварительная работа: беседы о родном крае, чтение рассказов, народных сказок.

Материалы и оборудование: ноутбук, интерактивная доска, компьютерная презентация на тему «Путешествие по родному краю», макеты: «Якутский балаган», «Русская изба», «Жилище северян – Чум»; фигурки-куклы в национальных костюмах, фигурки животных: лошади, олени, коровы, дэйбиир, чороон.

Методические приемы:

Словесные: пояснение, объяснение, напоминание, указание к действию, художественное слово.

Наглядные: демонстрация предметов, картинок.

Практические: показ упражнения, поручения, выполнение задания.

Стимулирующие: похвала, поощрение, подчеркивание достижений, ситуация успеха.

Рефлексия.

Виды детской деятельности: игровая, речевая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная, художественно-творческая, продуктивная.

Формы: коллективная (групповая) беседа, дидактическая и подвижная игры.

 

Ход образовательной деятельности:

Задачи этапа Деятельность (действия) воспитателя Деятельность (действия) детей
Вводная часть

 

Введение в ситуацию.

 

 

Мотивировать детей на включение в деятельность

Утуе кунунэн, о5олоор! Сегодня у нас с вами необычное занятие. Я хочу вас пригласить в одно очень увлекательное и познавательное путешествие по нашему родному краю. Согласны?

– Тогда берите свои знания и вперёд! Ребята, скажите пожалуйста, как называется наша республика?

Молодцы! А на чем мы отправимся на наше путешествие вы узнаете, отгадав мою загадку:

Птица по небу летит,

Слышно, как она гудит.

Отправляется на взлёт

Серебристый – …

Да, молодцы! Мы отправимся в наше путешествие на самолете, вы готовы?

Ответы детей

 

 

 

 

 

Республика Саха (Якутия)

 

 

 

 

Самолет

Основная часть

 

 

 

Постановка проблемы и мотивация детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие творческих способностей детей

И мы взлетаем…Летим…летим над реками, над горами. Ребята смотрите, мы летим прямо над лесами. А какие животные живут в лесах нашей Якутии?

Интерактивная игра «Какие животные живут в лесах Якутии?»

Молодцы, вы справились. Ой, смотрите пока мы летели на наш северный край налетел порывистый ветер, закружились снежные вихри, белая пелена закрыла все вокруг. А в снежных вихрях запутались все гербы мира. Давайте исправим ситуацию и найдем герб нашей Якутии.

«Найди герб Якутии»

А что обозначают эти алмазы и почему их семь?

Какие народы относятся к коренным народам РС (Я)?

А чем занимаются наши северные народы?

Молодцы, а еще все наши коренные народы очень любят петь и танцевать.

Танцевальная физминутка «Народные танцы коренных народов»

Воспитатель: у наших коренных народов не только танцы, песни, язык, одежда различается, но и их жилища.

(повторение название жилищ на макетах «Якутский балаган», «Русская изба», «Жилище северян – Чум»)

Игра «Угадай, где, чей дом»

Вот макет якутского двора. Посмотрите, перед балаганом стоит интересное сооружение похожее на столб. Как вы думаете, для чего оно использовалась? Молодцы, здесь привязывали лошадей. Ведь разведение лошадей якутской породы было основным занятием якутов с давних времен. Якуты говорят: Лошадь – помощница. Расскажите, пожалуйста, а как она помогает?

А еще народ саха говорит: Лошадь – кормит. Как это понимаете?

А какой богатый витаминами напиток делают из кобыльего молока? Из какой посуды пьют кумыс? Посмотрите пожалуйста на эти чороны. Из какого материала они сделаны? Они сделаны из дерева и бывают большие и маленькие. Их украшают узорами. Демонстрация якутских орнаментов на экране:

Чорон – это произведение искусства, так как весь кубок покрыт чудесными орнаментами. Их очень много. И названия у них разные:

1) серёжковые, похожие на шитьё волосяными нитями;

2) цепочные, похожие на цепочку;

3) ромбовидные и треугольные как геометрические фигуры – ромб и треугольник;

4) арочные, как дуга;

5) сетевидные, как переплетенные нити;

6) силуэтные, изображающие силуэты предметов или животных.

Орнаменты на чоронах выполняются ярусами или поясами острым ножом.

Гимнастика для глаз

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса (закрывают оба глаза)

Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют (продолжают стоять с закрытыми глазами)

А теперь мы их откроем, через речку мост построим. (открывают глаза, взглядом рисуют мост)

Нарисуем букву «О», получается легко (глазами рисуют букву «О»)

Вверх поднимем, глянем вниз (глаза поднимают вверх, опускают вниз)

Вправо, влево повернем (глазами двигают вправо-влево)

Заниматься вновь начнем. (глазами смотрят вверх-вниз)

Молодцы! Вырезать по дереву мы ещё не умеем, но мы можем сейчас украсить орнаментами чороны, которые находятся перед вами. Подумайте и решите, какими видами орнаментов будете украшать чорон, и сколько у вас будет поясов или ярусов. Начинать рисовать пояса узоров нужно сверху чорона.

Продуктивная деятельность «Якутский чорон»

Во время работы детей помогаю показом на отдельном образце.

(звучит негромкая инструментальная музыка)

Какие красивые чороны у всех получились. Молодцы, вы справились с заданием.

 

Ответы детей

 

Индивидуальная работа на интерактивной доске.

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

Дети вместе с воспитателем выполняют движения.

 

Ответы детей.

 

Работа на интерактивной доске (стилус)

 

Ответы детей (можно ездить верхом на коне, запрягать в сани, в телегу и перевозить разные грузы -сено, дрова, лед и др.)

 

 

 

 

Ответы детей (Лошадь нам дает мясо, молоко, кумыс)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети выполняют движения, соответствующие тексту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Продуктивная деятельность детей.

Заключительная часть

 

Рефлексия

– Молодцы ребята. Отлично справились со всеми заданиями. На этом наше сегодняшнее путешествие по нашему родному краю подошло к концу. Ребята, вам понравилось наше путешествие? Какие задания мы выполняли во время путешествия? Что больше всего понравилось?

И мне тоже очень понравилось с вами путешествовать. Давайте прощаться. Корсуеххэ диэри, о5олоор!

Ответы детей.

 

Центр дистанционных мероприятий “Пора роста” – это цифровая образовательная экосистема, с большим набором сервисов для учителей, учеников и их родителей.