Статья “Современные формы, методы работы в группе компенсирующей направленности с детьми ОВЗ по развитию речи”

Примак Татьяна Александровна, воспитатель, МДОУ Детский сад № 48 "Энергетик", Республика Саха (Якутия), Нерюнгринский район, г. Нерюнгри

Статья “Современные формы, методы работы в группе компенсирующей направленности с детьми ОВЗ по развитию речи”

Примак Татьяна Александровна,
воспитатель,
МДОУ Детский сад № 48 “Энергетик”,
Республика Саха (Якутия), Нерюнгринский район, г. Нерюнгри

Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей с ОВЗ..

Сегодня наши дети живут в мире «говорящей техники» и постепенно учатся молчать, хотя по своей натуре они очень любознательны и хотят многое постичь и узнать. А если дети молчат, то и развитие речи ребенка останавливается, их речь становится скудной и безграмотной.

Человек без коммуникации не может жить среди людей, развиваться и творить. Чтобы стать образованным, легко адаптирующимся в социуме, коммуникабельным, дошкольнику необходимо овладеть коммуникативными навыками.

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и наш опыт педагогической деятельности.

Известно, что у детей с ОВЗ отмечается недоразвитие речи, которое характеризуется нарушением всех ее сторон: смысловой, грамматической, звуковой, а также ограниченностью и бедностью словаря.

Своевременная и целенаправленная работа по развитию речи у детей с ОВЗ способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению программы, улучшению межличностного общения и для дальнейшей успешной социальной адаптации. Работая с такими детьми, имеющими нарушения речи, педагогу необходимо учитывать возрастные особенности и индивидуальные возможности ребенка. Поэтому в системе работы должны применяться разные методы и приемы.

В своей работе с детьми ОВЗ мы используем как традиционные, так и нетрадиционные методы и формы работы по развитию речи в зависимости от задачи, содержания занятия, уровня подготовленности детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.

К традиционным методам, которые мы используем в работе с детьми компенсирующей группы, относятся наглядные, словесные, игровые. Они всем педагогам известны и вы чаще всего их используете в своей работе по развитию речи.. Поэтому останавливаться на них я не буду.

Современный период развития системы дошкольного образования характеризуется изменением содержания и педагогических технологий работы по развитию речи детей. Одним из важных направлений в коррекционной педагогике на современном этапе развития дошкольного образования является применение новых образовательных технологий.

Использование нетрадиционных методов в коррекционной педагогике на сегодняшний момент представляет особую актуальную значимость, так как наблюдается тенденция недостаточной эффективности традиционных приемов и форм. Включение в практику нетрадиционных методов позволяет усовершенствовать коррекционный процесс. Разнообразные нетрадиционные методы и приемы предотвращают утомление, поддерживают познавательную активность детей и повышают эффективность в развитии речи детей с ОВЗ.

Нетрадиционные методы в коррекционной работе с детьми с ОВЗ:  музыкотерапия, сказкотерапия, песочная терапия, акватерапия и т. Д..

К нетрадиционным относятся здоровьесберегающие технологии: артикуляционная гимнастика, дыхательная, физ.минутки, психогимнастика и т.д. Здоровьесберегающие технологии наиболее актуальны для детей с ОВЗ. Цель данных технологий: обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья.

Совместно с артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастиками мы используем при проведении занятий различные виды массажа. К нетрадиционным видам можно отнести методику А. Уманской и К.Динейки – игровой массаж. Например: «Погреем ручки».

Применяем также массаж рук карандашами.

С помощью граненых карандашей ребенок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж и игры с карандашами будут стимулировать речевое развитие ребенка, способствовать овладению тонкими движениями пальцев, улучшат трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук. Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.

Покатаю карандаш меж своих ладошек,

А потом возьму и карандашик пальцами кручу. Буду пальцами крутить – значит, буду говорить.

Также мы применяем в своей работе игры с мячиками Су Джок.

Я катаю свой Су Джок, (катаем по ладони одной руки)

Чтобы был круглее всех.(по ладони другой руки)

И с обратной стороны мы Су Джок катать должны(по тыльной стороне одной руки)

Чтоб крепка была ладошка, покатай Су Джок немножко(по тыльной стороне другой руки)

Использование оздоровительных технологий происходит в игровой форме: обучение и оздоровление происходит с легкостью, упражнения и оздоравливающие техники остаются в памяти ребенка на долгое время.

Для развития мелкой моторики рук у детей используем нетрадиционные техники рисования и аппликации. Работа с нетрадиционными техниками развивает мелкую моторику рук, правильное дыхание, стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей.

Использование игровых технологий также способствуют речевому развитию у детей с ОВЗ. Игровые технологии мы используем в подвижных играх, где зазывалки, «выручалочки» формируют четкость, ритмичность произношения. В сюжетно-ролевой игре формируются навыки общения.

Игры – драматизации оказывают эффективное влияние на развитие речи детей. В игре – драматизации происходит совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи. Участие детей в конкурсах, выступлениях повышает речевую активность, воспитывает раскрепощенность, коммуникативность.

Все перечисленные современные формы и методы работы педагогов по развитию речи детей с ОВЗ принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей детей. Данные методы не требуют особых усилий, оптимизируют процесс коррекции, способствуют оздоровлению всего организма.

Упражнения выполняются детьми и их родителями дома. Для этого в компенсирующей группе на каждого ребенка заведена папка, в которой дети закрепляют материал. Для успешного развития речи детей нашей группы с родителями проводятся консультации, мастер- классы, подбирается картотека игр и упражнений, массажный материал для нетрадиционных технологий при логопедическом воздействии. В целях повышения результативности по развитию речи в компенсирующей группе, мы работаем в тесном взаимодействии с логопедом Натальей Геннадьевной, используя интегрированный метод.

 

О современных формах и методах работы по развитию речи можно говорить много, но я остановилась только на тех, которые мы используем в своей группе. Спасибо за внимание!.

Центр дистанционных мероприятий “Пора роста” – это цифровая образовательная экосистема, с большим набором сервисов для учителей, учеников и их родителей.