Статья «Почему в 6 классе трудно учить математику?»
Терешкина Валентина Дмитриевна,
учитель начальных классов,
МОБУ “СОШ №16 имени С. Г.Черных”,
Республика Саха (Якутия), город Якутск
Важнейшей задачей математики 1 – 6 классов является формирование и развитие высокого уровня вычислительных навыков: письменных, устных, полу устных. Навык быстрых и правильных вычислений – это не зазубривание отдельных примеров или приёмов. Это, прежде всего, развитие логического мышления, умения выстроить наиболее короткую и лёгкую цепочку преобразований. Это удерживание в уме нескольких действий и, практически одновременное с этим, планирование следующего шага. Доведённые до автоматизма навыки вычислений, письменные и устные, позволят сосредоточиться на преобразованиях, решениях и смыслах сложных задач.
Мой опыт работы начинается с детей, перешедших в шестой класс.
За время работы я выявила следующие причины неуспешности в освоении школьной математики.
- Отсутствие мотивации.
Отсутствие какой либо весомой причины постигать что-либо ведёт к отсутствию минимально необходимых знаний и умений. И дело не в скуке или сложности предмета.
Значит надо найти причину изучить математику (мотивация «от»: стремление чего-то избежать).А лучше — цель (мотивация «к»: к чему хочется прийти).
2)Отсутствие базовых знаний.
Это незнание таблицы умножения, правил нахождения неизвестных компонентов арифметических действий.
Школьники испытывают затруднения в решении задач из-за непонимания основных понятий и правил.
В дальнейшем все пробелы за 5-6 классы сказываются на ОГЭ В 9 КЛАССЕ, на ЕГЭ в 11 классе Ошибки в преобразованиях, в порядке действий, в задачах на пропорцию не могут быть исправлены с помощью калькулятора, который используется на экзаменах по этим предметам.
В этом случае, необходимо вернуться к началу и систематически освежить знания.
Можно использовать различные учебники и онлайн-ресурсы, где материал изложен более доступным и интересным способом.
3)Недостаточная практика и применение полученных знаний.
Любой предмет) — это не только теория, но и опыт применения этой теории. И без выполнения достаточного количества задач и заданий, трудно освоить учебный материал и привыкнуть к его грамотному использованию.
А на уроках время ограничено!
А кому-то надо для понимания и свободы в действиях чуть больше времени, чем другим…
Значит, необходимы дополнительные занятия.
4) Отсутствие единой линии изучения математики в школе. От первого до одиннадцатого класса.
В начальной школе дети могут учиться по программе, рассчитанной на среднего ученика, а в 5-ом классе продолжить изучение математики по более продвинутой программе. Это неминуемо ведёт к снижению успеваемости, к потере понимания и снижению интереса к математике как к предмету. Из-за таких переходов возможна недостаточная проработка тем и глубина понимания материала.
Такая же ситуация происходит при переходе ребёнка в другую школу, если не совпадают УМК. К примеру, по одним программам обыкновенные дроби изучаются в 5-ом классе, а по другим в 6-ом и наоборот. И в этом случае одну тему он будет изучать дважды, а другую не изучит совсем.
Вывод: Если проблемы с математикой уже возникла, не списывать неудачи на лень и нежелание учиться. Возможно ребёнок не освоил какую-то тему или её часть. И теперь это промежуточное действие не позволяет двигаться дальше. Например, кто не научился делению уголком в начальной школе, тот будет испытывать трудности при делении десятичных дробей в 5-6 классах, и в дальнейшем в старших классах. В этом случае нужно обратиться к специалисту, провести независимую диагностику знаний и устранить пробелы.
При смене места обучения уточнить авторов учебников, по которым ребёнок учился ранее и будет учиться теперь. Взять рекомендации у школьного учителя по устранению разницы в программах, если они имеются. И обязательно устранить пробелы в знаниях.
Освоение школьной математики может быть трудным. Но оно не является невозможным. С правильным подходом каждый ребёнок сможет успешно усвоить все необходимые знания и навыки.