Статья “Особенности родительских отношений к единственному ребенку дошкольного возраста в семье”

Павлова Айыына Владимировна, воспитатель, ФГАОУ ВО "СВФУ имени М. К. Аммосова" ПИ (ДО), Республика Саха (Якутия), Нюрбинский улус, г. Нюрба

Статья “Особенности родительских отношений к единственному ребенку дошкольного возраста в семье”

 

Павлова Айыына Владимировна,
воспитатель,
ФГАОУ ВО “СВФУ имени М. К. Аммосова” ПИ (ДО),
Республика Саха (Якутия), Нюрбинский улус, г. Нюрба

 

Аннотация. Единственные дети с самого рождения развиваются в особенной атмосфере. Окруженные долгое время лишь взрослыми, они получают более ограниченный личностный опыт по сравнению с детьми, имеющими братьев и сестер. Психологи начала нашего века очень скептически относились к такой семейной структуре. С.Холл говорил, что быть единственным ребенком – это уже иметь болезнь в себе, постоянно цитировались в специальной и популярной литературе. Однако такая однозначная оценка недостаточно обоснованно и в последнее время встречает все больше возражений.

Ключевые слова: единственные дети, семейное воспитание, особенности родительских отношений.

На этот счет существует две наиболее распространенные точки зрения. Первая: единственный ребенок оказывается более эмоционально устойчив, нежели другие дети, потому что не знает волнений, связанных с соперничеством братьев. Вторая: единственному ребенку приходится преодолевать больше трудностей, чем обычно, дабы приобрести психическое равновесие, потому что ему не достает брата или сестры. Что бы там ни говорили психологи, жизнь одного – единственного ребенка в семье нередко складывается так, что подтверждает именно эту, вторую, точку зрения. Трудности, однако, не являются абсолютно неизбежными, и, тем не менее, встречаются настолько часто, что было бы глупо их не замечать.

Бесспорно, родители, имеющие единственного ребенка, обычно уделяют ему чрезмерное внимание. Они слишком заботятся о нем только потому, что он у них один, тогда как на самом деле он всего лишь первый. И действительно, немногие из нас способны спокойно, cо знанием дела обращаться с первенцем так, как мы держимся потом с последующими детьми. Главная причина тут – неопытность. Имеются, однако, и другие основания, обнаружить которые не так – то легко. Если не касаться некоторых ограничений физического порядка, одних родителей пугает ответственность, которую накладывает на них появление детей, другие опасаются, что рождение второго ребенка скажется на их материальном положении, третьи, хотя никогда не признаются в этом, просто не любят ребят, и им вполне достаточно одного сына или одной дочери [1, C. 72].

Некоторые помехи психическому развитию детей имеют совершенно определенное название – тепличные условия, когда ребенка холят, нежат, балуют, ласкают – одним словом, носят на руках. Из – за столь чрезмерного внимания психическое развитие его неизбежно замедляется. В результате чрезмерной снисходительности, которой родители окружают его, он непременно столкнется с очень серьезными трудностями и разочарованием, когда окажется за пределами домашнего круга, поскольку и от других людей будет ожидать внимания, к какому привык в доме родителей. По этой же причине он слишком серьезно станет относиться и к самому себе. Именно потому, что его собственный кругозор слишком мал, многие мелочи покажутся ему слишком большими и значительными. В результате общение с людьми будет для него гораздо труднее, чем для других детей. Он начнет уходить от контактов, уединяться. Ему никогда не приходилось делить с братьями или сестрами родительскую любовь, не говоря уже об играх, своей комнате и одежде, и ему трудно найти общий язык с другими детьми и свое место в ребячьем сообществе [3, C. 8].

Как предотвратить все это? С помощью второго ребенка. Но если некоторые особые проблемы и можно разрешить подобным путем, то где уверенность, что родив еще одного ребенка, сразу можно добиться полной адаптации первого. В любом случае нужно всеми силами преодолевать наше стремление растить ребенка в тепличных условиях. Можно утверждать, что воспитание единственного сына или единственной дочери гораздо более трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Даже в том случае, если семья испытывает некоторые материальные затруднения, нельзя ограничиваться одним ребенком. Единственный ребенок очень скоро становится центром семьи. Заботы отца и матери, сосредоточенные на этом ребенке, обыкновенно превышают полезную норму. Любовь родительская в таком случае отличается известной нервозностью. Болезнь этого ребенка или смерть переносится такой семьей очень тяжело, и страх такого несчастья всегда стоит перед родителями и лишает их необходимого спокойствия. Очень часто единственный ребенок привыкает к своему исключительному положению и становится настоящим деспотом в семье. Для родителей очень трудно бывает затормозить свою любовь к нему и свои заботы, и волей – неволей они воспитывают эгоиста.

Единственному ребенку часто отказано в таком пространстве. Осознано или нет, ему навязывают роль образцового ребенка. Он должен особенно вежливо здороваться, особенно выразительно читать стихи, он должен быть образцовым чистюлей и выделяться среди других детей. Относительно него строятся честолюбивые планы на будущее. За каждым проявлением жизни ведется внимательное, с затаенной озабоченностью, наблюдение. Недостатка в хороших советах ребенок не испытывает на протяжении всего детства. Такое отношение к нему несет опасность, что единственный ребенок превратится в избалованного, несамостоятельного, неуверенного в себе, переоценивающего себя, разбросанного ребенка.

Практика показывает, что исследования психологических особенностей родительских отношений в семье, помогло нам определить уровень знаний и представлений о методах воспитания детей; показало, что ребёнок удовлетворён своим положением в семье; и с помощью методик мы выяснили родительское отношения к ребёнку.

Итак, целью экспериментальной работы является: изучение особенностей отношения родителей к единственному ребенку. В экспериментальной работе осуществлены диагностические методики, такие как: «Незаконченное предложения», при работе с родителями были использованы тестировании «Мера заботы» и «Родительское отношение к детям» (А. Я. Варга, В.В. Столин).

Согласно проведенному исследованию, было выявлено, что в обеих группах одинаковые результаты – детям не грозит гиперопека, поскольку они уделяют им достаточное, но не чрезмерное внимание.

Один ребенок в семье. Кто-то говорит, что это хорошо, потому что в этом случае ребенок получает все родительское внимание, заботу и любовь. Кто-то говорит, что это плохо, так как в этом случае единственное чадо может стать избалованным и эгоистичным, что негативно скажется на его отношениях. И то и другое может оказаться верным.

Список цитируемой литературы

 Артамонова, Е. И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирование. Учеб. пособия для студентов высших учебных заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Зырянова и др; Под ред. Е. Г. Симеевой. – М. – “Академия”,    –  192 с.

  1. Смирнова, Е. О. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения / Е. О. Смирнова, М. В. Быкова // Вопросы психологии – 2000. – N- С. 4.
  2. Родители и дети. Психология взаимоотношений / Под ред. Е. А. Савиной и Е. О. Смирновой – М. :  2003 г.
  3. Варга, А. Я. Структура и типы родительских отношений /А.Я. Варга.- М. : Педагогика, 1987.- С. 1-2.

 

Центр дистанционных мероприятий “Пора роста” – это цифровая образовательная экосистема, с большим набором сервисов для учителей, учеников и их родителей.