Современное обучение должно ориентироваться на интересы и потребности учеников и основываться на личном опыте ребенка. Именно школа может способствовать развитию широкого спектра способностей детей, предоставляя ребёнку возможности проявить себя в активной деятельности разнообразной направленности. И задача учителя найти различные методы, способы выявить эти способности у ученика и развивать их. Стратегия современного общества заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал. «Детское художественное творчество нужно, прежде всего, самому ребенку для развития воображения, эмоционально-эстетической сферы, овладения речью как средством передачи мыслей, чувств, внутреннего мира», — утверждал Л.C. Выготский.
Актуальность работы заключается в том, что каждый ученик к концу 4-го класса должен свободно изъяснять свою мысль и высказаться на любую предложенную тему. И поэтому одним из приемов создания положительной мотивации учения, на мой взгляд, может служить опора на развитие творческих способностей учащихся на уроках развития речи и через внеурочную деятельность.
Цель исследования:определить и проверить на практике развитие творческих способностей младшего школьника, формировать эстетическую культуру.
Объект исследования: развитие способностей детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования:процесс развития творческих способностей младшего школьника.
Гипотеза исследования: процесс развития творческих способностей младшего школьника, будет более эффективным, если созданы условия, способствующие развитию творческих способностей, как в учебной, так и во внеурочной деятельности ученика.
Исходя из цели, гипотезы определены следующие задачи:
- Изучить и проанализировать научно-методическую литературу и практический опыт по проблеме;
- Дать систему знаний в области ораторского искусства;
- Обеспечить диагностику развития творческих способностей;
- Определить формы и содержание работы по развитию творческих способностей младших школьников на уроках развития речи и во внеурочной деятельности;
- Развить актерские способности и способность к чувственному восприятию.
Применяю на первых же уроках стихотворные материалы. Стихотворение помогает самовыражению детей, потребность в котором так велика в начальной школе.
В первом классе я предлагаю учащимся упражнения, которые помогают воспитать у них качества, служащие предпосылками для творческой деятельности, кстати, полезные и для обычной учебной деятельности: наблюдательность, общительность, речевая и общая активность, хорошо натренированная память, быстрое припоминание, сообразительность. Указанные предпосылки творческой деятельности формируют такие средства обучения, как сказки, загадки, языковые игры, конкурсы, викторины, сочинения, чтение-сопереживание героям, иллюстрирование прочитанного.
Другим средством создания условий для развития творческих способностей учащихся является сочинение сказок, написание сочинений.Сочинение учит ребенка формировать текст в определенной композиционной последовательности, учит выражать в слове свои впечатления, представления, совершенствуют логическое мышление, обогащают словарный запас.
Особенность творческих работ состоит в том, что они носят открытый характер. Дети свободно задают вопросы, высказывают свое мнение, советуются по поводу выбранных изобразительных средств. Считаю, что сущность моего инновационного опыта — создание на уроках в начальной школе условий для активного участия младших школьников в творческой деятельности, приносящей радость открытия, радость преодоления, воспитание языкового вкуса и чутья, расширение кругозора.
Первые шаги в самостоятельную жизнь ребенок делает в школе. Развитие детского творчества в первую очередь зависит от чуткого, тактичного, всё понимающего учителя, его творческого потенциала. Поэтому перед учителем любой ступени и любого предмета стоят следующие задачи:
- замечать любые творческие проявления учеников;
- создавать условия для развития творческих способностей.
Открытый диалог на уроке, свободная мысль являются непременным условием детского творчества.Научить маленького школьника ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать у него умения общаться.
Стараться, чтобы язык ребенка начальных классов как можно реже заплетался, научить наслаждаться красотой устного и письменного слова, почувствовать его истинный смысл. Важно вызвать интерес к родному слову, правильно научить своего маленького ученика слушать, говорить, сочинять, писать.
Урок чтения, как никакой другой, подходит для открытого диалога. В первые годы обучения в школе ребенок учится ориентироваться в речевом потоке, различать звуки и буквы, отличать текст от набора предложений, приобретать навыки правильного и осознанного чтения.
При работе с литературным текстом на уроках чтения младшие школьники учатся понимать тему и содержание произведения, определять последовательность, причинность, смысл описываемых событий, выражать свое отношение к героям, их поступкам, проявлять эмоциональную отзывчивость к происходящему, пересказывать текст с творческой обработкой.
Правильно организованный процесс чтения включает в себе труд и творчество читателя: читая, он активно реагирует на поступки героев, даёт им оценку, соотносит, сравнивает со своими поступками и действиями.Читательская деятельность предполагает правильную организацию восприятия, запоминания и воспроизведения читаемого текста.
В настоящее время наиболее проработанным методическим направлением в обучении чтению учеников является формирование у учеников правильной читательской деятельности. Правильная читательская деятельность – это «трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг (до чтения, в процессе чтения, после чтения).
Сначала проводится подготовка к восприятию текста. Она носит характер предварительной ориентировки. Учащиеся читают ключевые слова и словосочетания, название произведения, фамилию автора, записанные на доске, рассматривают иллюстрации и делают предположение о содержании текста.
Работа в процессе чтения направлена на осмысление текста на уровне содержания. Текст читается по предложениям, абзацам, частям. По ходу чтения задаются вопросы для первоначального восприятия и понимания прочитанного.
На третьей ступени работы с текстом необходимо достижение понимания на уровне смысла. Здесь формируется умения понимать, запоминать и воспроизводить прочитанное. С помощью этих умений осуществляется полноценное восприятие произведения. Учащиеся выполняют и творческие задания – иллюстрирование, словесное рисование, придумывание продолжения, инсценирование.
По мере накопления читательского опыта ученики активнее вступают в диалог с учителем и друг другом.Соприкасаясь с творчеством поэтов и писателей, приобщаясь к великим произведениям, школьники учатся любить и понимать прочитанное. А любовь к чтению – это начало развития своих литературные способностей.
Детское литературное творчество может стимулироваться и направляться извне. Наилучшим стимулом является такая организация жизни учеников, которая создаёт потребности и возможности для детского творчества. Этому способствует свободная атмосфера в школе и классе, доверие и уважение со стороны учителя, предоставление ученикам самостоятельности, внимание к интересам каждого ученика, к его склонностям, здоровью, разностороннему развитию и способностям.
Основываясь на проблеме «Развитие УУД обучающихся через введение инновационных технологий», я разработала много разных заданий для развития творческих способностей, которые постоянно использую на уроках. Это разные виды упражнений по чтению, сочинения не только на уроках языка и литературного чтения, а также на уроках математики, разные виды работы над текстом.
В результате работы учащиеся
- овладели навыками выразительного чтения, основами сценического движения, элементарными приёмами сценического мастерства, навыками слушания как активного действия;
- научились передавать интонационно свои мысли, чувства, переживания, входить в образ, импровизировать на заданную тему, управлять зрительским вниманием, создавать творческие работы и декламировать их.
Это подтверждается высокими результатами в разных улусных, республиканских, всероссийских, международных конкурсах чтения, олимпиадах и научно-практических конференциях.

