Развитие творческих способностей учащихся на уроках внеурочной деятельности

Автор материала

Софронова Раиса Егоровна
учитель начальных классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Тумульская средняя общеобразовательная школа имени В. М. Прокопьева»
Республика Саха (Якутия), Усть-Алданский улус, с. Тумул

Современное обучение должно ориентироваться на интересы и потребности учеников и основываться на личном опыте ребенка. Именно школа может способствовать развитию широкого спектра способностей детей, предоставляя ребёнку возможности проявить себя в активной деятельности разнообразной направленности. И задача учителя найти различные методы, способы выявить эти способности у ученика и развивать их.     Стратегия современного общества заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал. «Детское художественное творчество нужно, прежде всего, самому ребенку для развития воображения, эмоционально-эстетической сферы, овладения речью как средством передачи мыслей, чувств, внутреннего мира», — утверждал Л.C. Выготский.

Актуальность работы заключается в том, что каждый ученик к концу 4-го класса должен свободно изъяснять свою мысль и высказаться на любую предложенную тему. И поэтому одним из приемов создания положительной мотивации учения, на мой взгляд, может служить опора на развитие творческих способностей учащихся на уроках развития речи и через внеурочную деятельность.

Цель исследования:определить и проверить на практике развитие творческих способностей младшего школьника, формировать эстетическую культуру.

Объект исследования: развитие способностей детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования:процесс развития творческих способностей младшего школьника.

Гипотеза исследования: процесс развития творческих способностей младшего школьника, будет более эффективным, если созданы условия, способствующие развитию творческих способностей, как в учебной, так и во внеурочной деятельности ученика.

Исходя из цели, гипотезы определены следующие задачи:

  • Изучить и проанализировать научно-методическую литературу и практический опыт по проблеме;
  • Дать систему знаний в области ораторского искусства;
  • Обеспечить диагностику развития творческих способностей;
  • Определить формы и содержание работы по развитию творческих способностей младших школьников на уроках развития речи и во внеурочной деятельности;
  • Развить актерские способности и способность к чувственному восприятию.

Применяю на первых же уроках стихотворные материалы. Стихотворение помогает самовыражению детей, потребность в котором так велика в начальной школе.

В первом классе я предлагаю учащимся упражнения, которые помогают воспитать у них качества, служащие предпосылками для творческой деятельности, кстати, полезные и для обычной учебной деятельности: наблюдательность, общительность, речевая и общая активность, хорошо натренированная память, быстрое припоминание, сообразительность. Указанные предпосылки творческой деятельности формируют такие средства обучения, как сказки, загадки, языковые игры, конкурсы, викторины, сочинения, чтение-сопереживание героям, иллюстрирование прочитанного.

Другим средством создания условий для развития творческих способностей учащихся является сочинение сказок, написание сочинений.Сочинение учит ребенка формировать текст в определенной композиционной последовательности, учит выражать в слове свои впечатления, представления, совершенствуют логическое мышление, обогащают словарный запас.

Особенность творческих работ состоит в том, что они носят открытый характер. Дети свободно задают вопросы, высказывают свое мнение, советуются по поводу выбранных изобразительных средств. Считаю, что сущность моего инновационного опыта — создание на уроках в начальной школе условий для активного участия младших школьников в творческой деятельности, приносящей радость открытия, радость преодоления, воспитание языкового вкуса и чутья, расширение кругозора.

Первые шаги в самостоятельную жизнь ребенок делает в школе. Развитие детского творчества в первую очередь зависит от чуткого, тактичного, всё понимающего учителя, его творческого потенциала. Поэтому перед учителем любой ступени и любого предмета стоят следующие задачи:

  • замечать любые творческие проявления учеников;
  • создавать условия для развития творческих способностей.

Открытый диалог на уроке, свободная мысль являются непременным условием детского творчества.Научить маленького школьника ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать у него умения общаться.

Стараться, чтобы язык ребенка начальных классов как можно реже заплетался, научить наслаждаться красотой устного и письменного слова, почувствовать его истинный смысл. Важно вызвать интерес к родному слову, правильно научить своего маленького ученика слушать, говорить, сочинять, писать.

Урок чтения, как никакой другой, подходит для открытого диалога. В первые годы обучения в школе ребенок учится ориентироваться в речевом потоке, различать звуки и буквы, отличать текст от набора предложений, приобретать навыки правильного и осознанного чтения.

При работе с литературным текстом на уроках чтения младшие школьники учатся понимать тему и содержание произведения, определять последовательность, причинность, смысл описываемых событий, выражать свое отношение к героям, их поступкам, проявлять эмоциональную отзывчивость к происходящему, пересказывать текст с творческой обработкой.

Правильно организованный процесс чтения включает в себе труд и творчество читателя: читая, он активно реагирует на поступки героев, даёт им оценку, соотносит, сравнивает со своими поступками и действиями.Читательская деятельность предполагает правильную организацию восприятия, запоминания и воспроизведения читаемого текста.

В настоящее время наиболее проработанным методическим направлением в обучении чтению учеников является формирование у учеников правильной читательской деятельности. Правильная читательская деятельность – это «трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг (до чтения, в процессе чтения, после чтения).

Сначала проводится подготовка к восприятию текста. Она носит характер предварительной ориентировки. Учащиеся читают ключевые слова и словосочетания, название произведения, фамилию автора, записанные на доске, рассматривают иллюстрации и делают предположение о содержании текста.

Работа в процессе чтения направлена на осмысление текста на уровне содержания. Текст читается по предложениям, абзацам, частям. По ходу чтения задаются вопросы для первоначального восприятия и понимания прочитанного.

На третьей ступени работы с текстом необходимо достижение понимания на уровне смысла. Здесь формируется умения понимать, запоминать и воспроизводить прочитанное. С помощью этих умений осуществляется полноценное восприятие произведения. Учащиеся выполняют и творческие задания – иллюстрирование, словесное рисование, придумывание продолжения, инсценирование.

По мере накопления читательского опыта ученики активнее вступают в диалог с учителем и друг другом.Соприкасаясь с творчеством поэтов и писателей, приобщаясь к великим произведениям, школьники учатся любить и понимать прочитанное. А любовь к чтению – это начало развития своих литературные способностей.

Детское литературное творчество может стимулироваться и направляться извне. Наилучшим стимулом является такая организация жизни учеников, которая создаёт потребности и возможности для детского творчества. Этому способствует свободная атмосфера в школе и классе, доверие и уважение со стороны учителя, предоставление ученикам самостоятельности, внимание к интересам каждого ученика, к его склонностям, здоровью, разностороннему развитию и способностям.

Основываясь на проблеме «Развитие УУД обучающихся через введение инновационных технологий», я разработала много разных заданий для развития творческих способностей, которые постоянно использую на уроках. Это разные виды упражнений по чтению, сочинения не только на уроках языка и литературного чтения, а также на уроках математики, разные виды работы над текстом.

В результате работы учащиеся

  • овладели навыками выразительного чтения, основами сценического движения, элементарными приёмами сценического мастерства, навыками слушания как активного действия;
  • научились передавать интонационно свои мысли, чувства, переживания, входить в образ, импровизировать на заданную тему, управлять зрительским вниманием, создавать творческие работы и декламировать их.

            Это подтверждается высокими результатами в разных улусных, республиканских, всероссийских, международных конкурсах чтения, олимпиадах и научно-практических конференциях.

03.11.2025

Стручкова Зинаида Лаврентьевна

31.10.2025

Стручкова Зинаида Лаврентьевна

Текущие мероприятия