Развитие мелкой моторики у детей с ОНР как средство развития речи

Развитие мелкой моторики у детей с ОНР как средство развития речи

Аммосова Тамара Яковлевна, учитель- логопед, МБДОУ ЦРР-Детский сад №12 "Улыбка", Республика Саха (Якутия), город Якутск

Аммосова Тамара Яковлевна,

учитель- логопед,

МБДОУ ЦРР-Детский сад №12 “Улыбка”,

Республика Саха (Якутия), город Якутск

                                                        Аннотация
          Статья рассматривает взаимосвязь между развитием мелкой моторики и формированием речевых навыков у детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Приведены нейрофизиологические обоснования, практические методы коррекции, игровые упражнения и рекомендации для педагогов и родителей. Материал направлен на демонстрацию роли моторного развития в преодолении речевых нарушений.

          Ключевые слова: общее недоразвитие речи, мелкая моторика.

Статья может быть использована в работе логопедов, дефектологов, а также родителей для домашних занятий.

                                                          Введение

          Общее недоразвитие речи (ОНР) — сложный, системный, трудно устранимый речевой дефект, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты речевой системы, относящиеся как к звуковой, так и к смысловой ее сторонам: фонетика, фонематическое восприятие, лексика, грамматика и, как следствие, связная речь. Развитие мелкой моторики (тонких движений пальцев рук) у таких детей часто запаздывает или нарушается, что усугубляет трудности формирования речи.

           Исследования Л.С. Выготского и А.Р. Лурии подтверждают: зоны мозга, отвечающие за речь и тонкие движения пальцев, расположены близко и функционально взаимосвязаны. Стимуляция моторных навыков активизирует речевые центры, что делает развитие мелкой моторики ключевым инструментом коррекции ОНР.

          Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией».

         У детей с общим недоразвитие речи наблюдаются и выявляются следующие особенности:

  • Нарушение координации движений:
  • Неловкость при работе с мелкими предметами (пуговицы, бусины);
  • Трудности в выполнении последовательных действий (шнуровка, застегивание).
  • Слабость мышечного тонуса кисти:
  • Быстрая утомляемость при письме, рисовании;
  • Дрожание пальцев при точных движениях.
  • Задержка формирования графомоторных навыков:
  • Неумение держать карандаш, проводить линии по контуру.
  • Снижение скорости и точности движений:
  • Замедленное выполнение заданий на сортировку, мозаику.

Хорошим средством для стимулирования речи являются пальчиковые игры и упражнения для развития мелкой моторики.

          В своей работе использую следующие занимательные задания, упражнения, игры, направленные на совершенствование движений пальцев:

  • Пальчиковые игры и гимнастики: «Семья» (Поочередное загибание пальцев: «Этот пальчик — дедушка, этот пальчик — бабушка…»); «Паучок» (Имитация движений паука пальцами по поверхности); «Пальчики здороваются» (Поочередное касание большого пальца с остальными под ритмичный стих:
    «Пальчик к пальчику приходит, здравствуй, братец, как живёшь?»); «Кулак-ладонь-ребро» (Выполнение последовательности движений с постепенным ускорением) и т.д.
  • Массаж Су– Джок шарами (Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом).
  • Массаж пальцев эластичным кольцом. (Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики).

Эффект: Стимуляция речевых зон через ритмизацию и проговаривание текста.

  • Сенсорные игры с материалами:
  • «Сухой бассейн». Поиск мелких игрушек в ёмкости с фасолью, рисом или песком.
  • Сортировка: разделение бусин, пуговиц по цвету, форме.
  • Конструкторы: сборка моделей из LEGO, пазлов.
  • Лепка: работа с пластилином.
  • Аппликации. Вырезание и наклеивание деталей из бумаги.
  • Игры с песком. Рисование пальцами на песочной доске.
  • Рисование нетрадиционными техниками: ватными палочками, рисование ладошками, пальцами, мятой бумагой.
  • Графические упражнения:
  • Обводка рисунков различной степени различной степени сложности по контурным линиям, по точкам.
  • Штриховка: заполнение контуров горизонтальными, вертикальными, диагональными, волнистыми линиями.
  • Лабиринты: проведение линии от старта до финиша без отрыва карандаша, мелка, фломастера, зубочистки, пуговицы.
  • Методические рекомендации.
  • Постепенно усложнять: от крупных движений (лепка шариков) к мелким (нанизывание бисера).
  • Интеграция с речью: проговаривание стихов, чистоговорок, считалок во время упражнений.
  • Регулярность: ежедневные занятия.
  • Сотрудничество с родителями:

Рекомендовать домашние игры: «Пальчиковый театр», «Рисование на манке», «Рисование нетрадиционными техниками».

                                                              Заключение

         Развитие мелкой моторики у детей с ОНР — неотъемлемая часть коррекционной работы. Систематические упражнения, сочетающие двигательную активность и речевое сопровождение, способствуют преодолению как моторных, так и языковых дефицитов.                    Интеграция игровых методов в образовательный процесс и семейное воспитание обеспечивает устойчивые результаты, подготавливая ребенка к успешному освоению письма и коммуникации.

Литература:

  1. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. — М.: Академия, 2008.
  2. Цветкова Л.С. Нейропсихология и дети с ОВЗ. — М.: МПСИ, 2020.
  3. Безруких М.М. Развитие мелкой моторики у дошкольников. — М.: Вентана-Граф, 2019.
  4. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у дошкольников. — М.: Айрис-Пресс, 2018.