Программа развития классного коллектива “Радуга”
Саввина Агафия Агитовна,
учитель начальных классов,
МБОУ “Майинская СОШ имени Ф. Г. Охлопкова”,
Республика Саха (Якутия), Мегино-Кангаласский район, с.Майя
Цель программы:
Создание благоприятных социально – психологических условий для формирования нравственной, активной, творческой, интеллектуально развитой личности, владеющей прочными знаниями, умениями.
Задачи
- Сплочение ученического коллектива, развитие ученического самоуправления;
- Воспитание сознательной дисциплины, нравственных качеств учащихся через вовлечение в общую работу;
- Формирование у воспитанников общественной активности, самостоятельности, инициативы и творчества через активное участие в общественной жизни и труде на общую пользу;
- Выявление индивидуально – психологических и творческих способностей;
- Приобщение к здоровому образу жизни;
- Развитие эстетического вкуса, повышение культуры общения, культуры поведения.
- Приобщение воспитанников к региональной, национальной и мировой культуре.
- Воспитание потребности в созидательной деятельности, творческом развитии, положительном отношении к труду как средству самоутверждения.
Срок реализации
2020-2024 г.г.
Этапы и организационно-педагогические условия реализации Программы
Программа направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка через становление и развитие детского самоуправления, разработана по циклическому принципу для обучающихся в начальной школе и рассчитана на четыре года.
1 класс
- успешная адаптация к школьной жизни;
- эмоциональная устойчивость обучающихся;
- создание предпосылок для формирования классного коллектива;
- активное участие родителей в жизни класса, школы.
2 класс
- устойчивые положительные результаты обучения;
- активное участие детей в жизни класса, школы;
- формирование негативного отношения к вредным привычкам;
- создание органов классного самоуправления.
3 класс
- проявление интеллектуальных способностей на муниципальном и региональном уровне;
- знание истории своей семьи, школы, достопримечательностей села и района;
- умение организовывать под руководством учителя внеклассные мероприятия;
- ощущение ответственности за совершаемые поступки.
4 класс
- овладение методами самовоспитания, самоконтроля;
- проявление самостоятельной творческой активности;
- умение самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности;
- готовность к самоопределению в социуме.
Основные направления деятельности по Программе:
1.«В гармонии со здоровьем» (спортивно- оздоровительная деятельность)
Участие в физкультурно-массовых мероприятиях, развитие физических возможностей, формирование основ здорового образа жизни.
2 .«Учимся познавая» (интеллектуально-познавательная деятельность)
Расширенное и углубленное обучение программному материалу, использование дополнительной литературы, проведение предметных недель, олимпиад, интеллектуальных игр, сотрудничество со школьной и детской библиотеками.
3 «Огонек надежды» (духовно-нравственная деятельность)
Беседы на темы о нравственности, патриотизме, часы общения, поисковая работа.
- «Я+» (творческо-эстетическая деятельность)
Творческая деятельность учащихся, участие в работе детского самоуправления, творческих групп, занятия в «Клубе сочинителей», концертно-художественная деятельность
- «Юный патриот» (гражданско-патриотическая деятельность)
Воспитание любви к родному краю, уважение к народным традициям и культуре, участие детей в общественно значимой деятельности.
- «Дорога к дому» (работа с семьей)
Создание условий для формирования и развития личности обучающихся в тесном сотрудничестве семьи и школы.
- «Экология и мы» (экологическое воспитание)
Развитие экологической культуры; привлечение учащихся к работе над экологическими проектами.
Принципы реализации Программы
Программа выстроена на основании общих принципиальных положений теории воспитания:
- принципа ценностной ориентации, предполагающего в процессе взаимодействия с детьми обеспечение акцента на ценностях жизни;
- принципа деятельностностного подхода – воспитывает не педагог, не нравоучения, а организация жизни детей, её живые уроки, которые образуют личностный опыт каждого воспитанника;чем богаче классная (школьная) деятельность, тем сильнее она задевает сердца и души детей;
- принципа целостности в воспитании, предполагающего, что нужно научиться понимать и принимать ребёнка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, сознания и самосознания, рационального и иррационального;
- эгоцентрированного принципа, означающего отношение к ребёнку как к неповторимой, уникальной личности;
- возрастного принципа, который предполагает знание половозрастных особенностей детей;
- коллективного сотворчества, на которое ориентирует программа, ставит ученика перед необходимостью прислушиваться к мнению друзей, вырабатывает умение терпимо относиться к ошибкам других, радоваться успехам одноклассников;
- воспитание на принципах нравственности – это организация отношений на принципах миролюбия, толерантности, через активизацию социальной деятельности и творческой активности личности;
- принципа природосообразности и развития, предполагающего учет закономерностей природного развития ребенка, опирающегося на психологопедагогические диагностики, обеспечивающего развитие творческой, мыслительной деятельности ученика, его самообразование, позволяющего развивать разнообразные навыки и способы деятельности.
Реализация Программы осуществляется:
- в ходе организации образовательного процесса, а также во внеурочное и внешкольное время;
- в ходе взаимодействия со школьными социологическими службами (психолог, библиотекарь, классный руководитель, организаторы детского досуга);
- через ведение аналитической и диагностической деятельности (анкетирование, собеседование, тестирование, наблюдение, вопросники, социологические исследования);
- через методическое обеспечение (семинары, курсы, учёбы, консультации, педсоветы, мастер-классы);
- через систему КТД и традиционных дел ОУ;
- через сотрудничество со школьными детскими организациями;
- через систему взаимодействия, сотрудничества с культурными и образовательными учреждениями села (ЦДОД, ДЮСШ,ДЮЭЦ «Кыталык», ДМШ, театр им,Ходулова, детская библиотека, музей краеведения)
Инновационные педагогические технологии, лежащие в основе воспитательной деятельности:
- Здоровьесберегающия технологиянаправлена на сохранение и укрепление здоровья (игровые технологии оздоровительной и профилактической направленности Степановой О.А., проветривание и генеральные уборки кабинета, введение диагностики заболеваний детей, беседы с обучающимися и родителями медицинским работником и другое.)
- Технология воспитания экологической культуры направлена на создание условия подрастающего поколения кжизни в этом мире; развитие равновесия и гармонии вотношениях ” человек-природа”, ориентация обучающихся на бережное отношение к природе, ее ресурсам и полезным ископаемым, флоре, фауне.
- Технология накопительной оценки “Портфолио”дает представление о результатах индивидуального развития ученика, его творческой активности, интересов.
- Проектная технология– одна из важнейших составляющих воспитательного процесса. Она способствует формированию исследовательских умений обучающихся, направлена на организацию их самостоятельной деятельности. Этот метод широко использую во внеурочной деятельности. В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление.
- Технология сотрудничества– совместная деятельность классного руководителя и учеников, ученика и учеников, классного руководителяи родителей (дискуссии, беседы, обсуждение проблемных вопросов, тесты, анкетирование, диагностика учащегося).
- Коллективная технологияпредусматривает взаимосвязанную деятельность классного руководителя и обучающихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации человеческих и технических возможностей, диалогического общения.
Методы:
- научно-исследовательский;
- метод проектов;
- коммуникативная методика;
- личностно-ориентированный метод;
- метод креативного мышления;
- репродуктивный метод;
- метод критического мышления;
Формы работы:
- классный час, беседа, обсуждение, консультации, презентации,
- тренинги, занятия;
- конкурсы, викторины, игры, праздники, походы (туристические, культурологические), представления, выступления, фестивали;
- дискуссии, консилиумы, круглые столы, конференции, встречи с интересными людьми.
Содержание программы
Приоритетные направления воспитательной работы
Направление 1. «В гармонии со здоровьем» (спортивно-оздоровительная деятельность)
Цель: создание условий для демонстрации обучающимся значимости физического и психического здоровья человека через использование педагогических технологий и методических приемов; воспитания понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.
Задачи работы в направлении «В гармонии со здоровьем»:
– Формировать у обучающихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.
– Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «В гармонии со здоровьем»:
- Сотрудничество с медицинским персоналом села с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса.
- Сотрудничество с родителями обучающихся и учителем физической культуры в рамках обозначенной проблемы.
- Сотрудничество с психологом с целью формирования у учащихся умений саморегуляции и самовоспитания.
- Организация и проведение внутриклассных мероприятий, формирующих правильное отношение учащихся к занятиям физкультурой и спортом.
- Формирование собственной Я-позиции учащихся к проблеме сохранения и защиты собственного здоровья.
Формы работы с классным коллективом в направлении «В гармонии со здоровьем»:
– спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами школы;
– встречи со старшеклассниками, активно занимающимися спортом, победителями спортивных соревнований;
– походы выходного дня, дни здоровья, туристические походы;
– спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике, литературно-поэтические конкурсы, посвященные спортивной тематике, устные журналы;
– беседы и дискуссии на различные темы;
– тематические консультации для родителей;
– обсуждения газетных и журнальных публикаций, просмотр специальных видеосюжетов и художественных фильмов по этой проблеме.
Направление 2. «Учимся, познавая» (интеллектуально-познавательная деятельность)
Цель: создание условий для интеллектуального развития обучающихся; оказание помощи обучающимся в развитии в себе способностей мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.
Задачи работы:
– Определить круг реальных учебных возможностей обучающегося и зону его ближайшего развития.
– Создать условия для продвижения обучающихся в интеллектуальном развитии.
– Формировать интеллектуальную культуру обучающихся, развивать их кругозор и любознательность.
– Сохранить любопытство и информационнуюненасыщаемость.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Учимся, познавая»:
- Педагогический анализ результативности учебной деятельности обучающихся класса и организации коррекционной работы.
- Интеллектуальное развитие обучающихся класса, формирование культуры умственного труда.
- Организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие обучающихся.
- Сотрудничество с внешкольными учреждениями для совместной деятельности по развитию интеллектуальных умений.
Формы работы с классным коллективом в направлении «Учимся, познавая»:
– внутриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений младших школьников;
– интеллектуальные игры внутри класса, между классами;
– участие в школьном и муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников;
– участие в интеллектуальных конкурсах различного уровня.
Направление 3 . «Огонек надежды» (духовно-нравственная деятельность)
Цель: создание условий для обучения детей пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.
Задачи:
- Формировать у обучающихся нравственную культуру миропонимания.
- Формировать осознание значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Огонек надежды»:
– Развитие у обучающихся желания поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
– Знакомство с нравственными позициями людей прошлого и их нравственным подвигом во имя человечества.
– Формирование у обучающихся умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
Формы работы с классным коллективом в направлении «Огонек надежды»:
– Тематические классные часы по нравственной тематике.
– Работа детского ордена милосердия.
– Организация циклов бесед «Уроки нравственности».
– Праздники, конкурсы.
– Изучение нравственного наследия своей страны.
– Знакомство с историями жизни людей, оставивших след в нравственной истории страны и мира.
Направление 4. «Я+» (творческо-эстетическая деятельность)
Цель: создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.
Задачи:
- Создание условий для равного проявления обучающимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности.
- Использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности, отвечающих их интересам и возможностям.
- Развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи.
- Использование досуговой деятельности как средство развития эстетических умений учащихся и становление этических понятий.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Я+»:
– Изучение потребностей, интересов и желания ребят в организации и проведении досуговых мероприятий.
– Просвещение и консультация в выборе кружков, секций.
– Представление обучающимся права выбора формы участия в досуговой деятельности.
– Предоставление родителям обучающихся класса необходимой информации об участии учеников в жизни классного коллектива, демонстрация достижений обучающихся.
– Стимулирование инициативы и активности обучающихся в жизни классного коллектива и жизни школы.
Формы работы классного руководителя с классным коллективом в направлении «Я+»:
– празднование памятных дат в жизни обучающихся;
– празднование памятных дат календаря;
– театрализованные представления;
– фестивали, презентации, игры и др. мероприятия.
Направление 5. «Юный патриот» (гражданско-патриотическая деятельность)
Цель: создание условий для формирования у обучающихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторов поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного поведения выбора поведения и ответственности за него.
Задачи:
- Обучение решению задач, связанных с нормами права и проблемами морального саморазвития.
- Формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом.
- Формирование гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав других людей, способности к саморазвитию.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Юный патриот»:
– Знакомство с законами и правовыми нормами государства и формирование ответственного отношения обучающихся к законам и правовым нормам.
– Сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся.
– Организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения.
– Формирование умений руководствоваться мотивами долга, совести, справедливости в ситуациях нравственно-правового выбора.
Формы работы классного руководителя в направлении «Юный патриот»:
– Тематические классные часы.
– Встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка.
– Конкурсы, викторины по правовой тематике.
Направление 6. «Дорога к дому» (работа с семьей)
Цель: создание условий для формирования и развития личности обучающихся в тесном сотрудничестве семьи и школы.
Задачи:
- Организация и совместное проведение досуга детей родителей.
- Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед.
- Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей.
- Обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми.
Основные моменты деятельности классного руководителя:
– Изучение семей обучающихся, ситуации развития ребенка в семье, нравственных ценностей и традиций семей, влияющих на нравственные и личностные развития ребенка.
– Сотрудничество с психологом школы, организующим консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями и детьми.
– Сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка.
– Поощрения родителей, участвующих в жизни класса и школы.
Формы деятельности классного руководителя в направлении:
– Тематические классные часы.
– Праздники семьи, спортивные состязания с участием мам, пап, бабушек и дедушек.
– Праздники, посвященные красным датам календаря (8 Марта, 23 февраля, День Победы) и красным датам школы (1 Сентября, День Учителя, День рождения школы, школьные юбилеи).
– Походы выходного дня, экскурсии, викторины.
– Дни творчества, дни открытых дверей.
– Тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей, тематические беседы с детьми и родителями, родительские собрания.
Направление 7. «Экология и мы»
Задачи направления:
-воспитание бережного отношения к природе, желание её любить и охранять;
-воспитание интереса к вопросам экологии и валеологии;
-расширение и конкретизация экологических представлений детей;
-формирование умений применять свои знания в жизни;
Основное содержание данного направления:
-развитие экологической культуры;
-привлечение большого числа учащихся к работе над экологическими проектами;
-участие в общешкольных, улусных, республиканских конкурсах экологических плакатов и рисунков, защиты экологических проектов.
Основными формами воспитательного процесса являются экологические прогулки, походы, экскурсии; конкурс экологических проектов, экологические недели.
Тематика родительских собраний
Родительские собрания проходят 1 раз в четверть.
1класс
- Трудности адаптации первоклассников к школе.
- Режим дня в жизни школьника.
- О5обун кытта оонньуубун (сана аа5ар о5ону дьарыктыырга субэлэр)
- Туптээн олорбот о5о уйул5атын кэьиллиитин биричиинэлэрэ.
2класс
- Первые уроки школьной отметки.
- О5ону таптаан аа5арга уерэтии.
- Доруобай аьылык.(тереппуккэ субэлэр).
- О5ону иитиигэ дьиэ кэргэн угэстэрэ (трибуна родителей).
3класс
- Телевизор, компьютер о5о5о буортулаах дьайыылара.
- О5олор бэйэ-бэйэлэригэр сыьыаннара (психолог субэтэ).
- О5ону улэнэн иитии (трибуна родителей).
- Совместное чтение и обсуждение книг в семье.
4класс
- Развитие у детей чувства коллективизма.
- О мерах поощрения и наказания детей в семье.
- Закаливание организма ребенка.
- Роль семьи в нравственном воспитании детей.
Психолого-диагностическое сопровождение
Диагностика в классе осуществляется классным руководителем и направлена
на обобщение демографических данных ученика и составление социального паспорта класса, на изучение индивидуальных особенностей личности учащегося:
– темперамент;
– способности;
– выявление интересов;
– уровень воспитанности;
– тип личности в общении;
– самооценка;
на изучение межличностных отношений:
– социально-психологический климат в классе;
– социометрия.
Формы проведения диагностики:
– Наблюдение (планомерное и целенаправленное фиксирование педагогических и психологических факторов в естественных условиях повседневной жизни), проведение диагностики исходного, промежуточного, итогового психоэмоционального состояния взрослых, детей и подростков.
– тестирование;
– анкетирование;
– наблюдение;
– беседа.
Для определения личностного роста ребенка и коллективной деятельности используются разные методы диагностики, параметры задаются задачами, поставленными в данной Программе.
Ожидаемый результат
Выпускник начальной школы – это творческая личность, умеющая жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи. Обладает высоким уровнем самосознания, самодисциплины; пониманием ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия; уважением человеческого достоинства; милосердием, доброжелательностью, способностью к сопереживанию; умением пользоваться правами ученика и выполнять возложенные на него обязанности; убежденность личности в том, что настоящий гражданин любит Родину и гордится ею, изучает историко-культурное духовное наследие, бережет природу, заботится о ближних.
Личностные качества:
У выпускника будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм,
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
- установка на здоровый образ жизни;
- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегаюшего поведения;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Регулятивные качества:
Выпускник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
Познавательные качества:
- Выпускник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- сообщения в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- осуществлять понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
Коммуникативные качества:
Выпускник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой, владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы.