Проект урока литературного чтения в 3 классе
Коркина Ксения Пантелеймоновна,
учитель начальных классов,
МБОУ “СОШ г. Среднеколымска имени Н. И. Шарина”,
Республика Саха (Якутия), Среднеколымский улус, г. Среднеколымск
Проект урока литературного чтения в 3 классе
Учитель: Коркина Ксения Пантелеймоновна
Тема : Средства выразительности в стихотворении – “ Эпитеты”, “ Сравнение”.
Тип урока: урок открытия нового понятия
Цель учителя: создать условия для открытия средств выразительности в стихотворении – “ Эпитеты”, “ Сравнение”.
Цель учащихся:
Узнать:
– Что такое эпитеты в стихотворении?
-Что такое сравнение в стихотворении?
– Для чего авторы произведений используют эпитеты и сравнение?
Уметь:
-приводить примеры эпитетов и сравнения на примере стихотворений Саши Чёрного : « Что ты тискаешь утёнка?», «Воробей», «Слон»
Планируемый результат:
Личностные УУД: умение проявлять интерес к учебной деятельности, проявлять желание к самооценке
Регулятивные УУД: умение определять лично-значимую цель в рамках учебной темы, планировать деятельность с помощью учителя, ; адекватно оценивать действия по выполнению задания
Познавательные УУД: осуществлять поиск информации в соответствии с учебным заданием; анализировать , сравнивать информацию
Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать , адекватно отвечать на поставленный вопрос, уважительно взаимодействовать друг с другом в паре.
Предметные УУД: умение находить в текстах стихотворений эпитеты и сравнение, понимание для чего авторы произведений используют сравнение и эпитеты.
Средства: карточки-визитки, тексты стихотворений Саши Чёрного: «Что ты тискаешь утёнка?», «Воробей», «Слон» на с.46-49 учебника Л.Ф. Климановой и др. «Литературное чтение. 3 класс. 2 часть», компьютер, записи на доске, раздаточные листы с заданиями, оценочные листы, толковые словари.
Содержание урока:
Этап урока | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методические приёмы | Результат урока |
Орг. момент | 1.Приветствие
2.Знакомство с учащимися |
Обращается к учащимся | Настраиваются на урок | Слово учителя
|
-Готовность к уроку
|
Демонстрация усвоения ранее изученного материала | Работа в паре | Предлагает ответить на вопросы | Отвечают на поставленные вопросы | Постановка вопросов для обсуждения в паре
Диалог ученик-ученик |
-Умение слушать и слышать, адекватно отвечать на поставленный вопрос, уважительно взаимодействовать друг с другом в паре.
|
Самооценка | Оценка умения работать в паре | Предлагает оценить знаками «+», «-« умение работать в паре шепотом, | Показывают самооценку знаками «+», «-«. | Показ | умение проявлять интерес к учебной деятельности, проявлять желание к самооценке.
|
Постановка учебной задачи | 1.Постановка темы и цели урока.
2. Планирование деятельности |
Фиксирует внимание учащихся на вопросы, на которые они не смогли дать ответ.
Выделяет тему и цель урока. Предлагает план действий. |
Обращают внимание на вопросы, на которые не смогли ответить.
Формулируют тему и цель урока.
Уточняют план действий |
Приём фиксации
Планирование |
Умение определять лично-значимую цель в рамках учебной темы, планировать деятельность с помощью учителя. |
Решение учебной задачи | 1.Работа со словарём
2. Знакомство с поэтом Сашей Чёрным.
3.Знакомство со стихотворениями Саши Чёрного: « Что ты тискаешь утёнка?», «Воробей», «Слон»
4. Нахождение эпитетов и сравнений в тексте стиха. 5. Подготовка к выразительному чтению стихотворений
|
Предлагает найти значение слов «Эпитеты», «Сравнение» в толковом словаре.
Предлагает выступить с презентацией о Саше Чёрном учащемуся.
Предлагает послушать чтение стихов Саши Чёрного в исполнении учащихся 3 класса г. Якутска и ответить на вопрос: “О чем же хотел нам рассказать в этих стихотворениях Спаша Чёрный?”
Предлагает найти эпитеты м сравнения в текстах стихов Сащи Чёрного.
|
Находят значение слов:
«Эпитет», «Сравнение» в толковом словаре, читают и запоминают значение этих слов. Слушают выступление с презентацией одноклассника, задают ему вопросы. Слушают стихи в исполнении своих сверстников и отвечают на поставленный вопрос.
Выбирают текст стихотворения . Читают и подчёркивают в тексте эпитеты т сравнения . Обсуждают , верно ли они нашли их. Учатся читать выразительно стих по выбору. |
Самостоятельный
поиск информации.
Презентация
Постановка вопросов
Наблюдение
Приём выбора
Оценка
Предположение
Практическая работа |
-Умение осуществлять поиск информации в соответствии с учебным заданием; анализировать , сравнивать информацию
– Умение слушать и слышать , адекватно отвечать на поставленный вопрос, уважительно взаимодействовать друг с другом в паре.
– Умение проявлять интерес к учебной деятельности,
-Умение находить в текстах стихотворений эпитеты и сравнение, понимание для чего авторы произведений используют сравнение и эпитеты.
– Умение адекватно оценивать действия по выполнению задания
|
Итог урока | Рефлексия | Предлагает подвести итог своей работы на уроке.
|
Подводят итог урока, используя фразы:
На уроке я узнал(а)… На уроке я понял(а)… На уроке я научился (научилась) Хочу поблагодарить за урок…
|
Приём незаконченных фраз
|
Умение проявлять интерес к учебной деятельности, проявлять желание к самооценке |
Добрый день, ребята!
Я рада, что мне представлена возможность провести открытый урок с вами. Попробуем познакомиться, давайте все сразу назовём своё имя по моей команде: Раз, два, три! Что- то не поняла, давайте ещё громче. Раз,два, три! Получилось у нас знакомство? А почему? Как же нам быть. Саша? А ты, Маша, как думаешь? А как я узнала ваши имена? А меня как зовут, Катя?
Вот мы и познакомились! Начнем наш урок!
Чему мы учимся на уроках л. чтения ( учимся слушать, отвечать на вопросы, выразительно читать, определять главную мысль , идею произведения. работать по плану) ? ( вывесить картинки)
Проверим умеете ли вы работать в паре. Для этого ответим на эти вопросы ( на экране появляются вопросы). Давайте, договоримся , как мы это будем делать. Саша и Маша идите сюда. Посмотрим на Сашу и Машу. Задайте эти вопросы шопотом друг другу и ответье на них. Договоритесь, кто первый будет задавать. Получилось у них? Работаем в паре, задаём и отвечаем шопотом. Даю вам на это 5 мин.
Что такое антоним? Приведите пример.
Что такое стихотворение? Приведите пример.
Что такеое рифма? Приведите пример.
Что такое ритм? Приведите пример.
Как называют автора, который пишет стихи?
Что такое эпитеты в стихотворении? Приведите пример.
Что такое сравнение в стихотворении? Приведите пример.
Для чего авторы произведений используют эпитеты и сравнение?
Время вышло. Закончили. Давайте оценим, получилось ли у нас работать в паре шопотом. Оцените себя, покажите знак “+”, если получилось, если не получилось “-“.
Поднимите руки, кто не смог ответить на какой -то вопрос? На какие вопросы вы не смогли ответить? Кто- смог ответить на них?
Сегодня мы и попытаемся ответить на эти вопросы.
Тема нашего урока: Средства выразительности Эпитеты, сравнение. ( на оборотной стороне доски)
Прочитай тему нашего урока Саша. Как вы думаете, тогда цель урока наша какая?
Цель:
Узнать… (Что такое эпитеты в стихотворении?
Что такое сравнение в стихотворении?
Для чего авторы произведений используют эпитеты и сравнение?)
Уметь… ( приводить примеры эпитетов и сравнения)
Работать мы будем по такому плану: (на экране либо на доске)
План
- Раскроем понятия : “Эпитеты”, “ Сравнение”
- Познакомимся с поэтом Сашей Чёрным и его произведениями
- Найдем эпитеты и сравнения в стихах Саши Чёрного
- Поучимся читать выразительно стихи Саши Чёрного
На столах у вас лежат словари. Для чего они нам нужны? Поработаем со словарём и узнаем, что такое эпитет и сравнение. Что такое эпитет ? Сравнение?
Прочитайте на листе, как об этом можно сказать по другому.
Эпитеты – это слово или целое выражение, с помощью которого автор выделяет признак предмета (какой?) , для того, чтобы мы представили образ чего- то.
Сравнение- приём, с помощью которого автор сопоставляет два предмета, чтобы подчеркнуть их особенность.
Что такое эпитеты? Что такое сравнение?
Что такое антоним? Приведите пример.
А к слову белый- какой антоним можно назвать? ( Чёрный) Сегодня мы с вами познакомимся с произведениями Саши Чёрного)
А расскажет про него нам Саша ( подготовить ребёнка) Послушаем его. Зададим Саше вопросы: Как называют автора, который пишет стихи?
Почему поэт выбрал псевдоним Саша Чёрный? Как его настоящая фамилия?
О чем и о ком писал стихи Саша Чёрный?
Откроем учебник на с. 46. Найдем стихи “ Что ты тискаешь утёнка?” Воробей на с. 47. Слон на с. 48 .
Узнаем, о чем хотел рассказать в этих стихотворениях Саша Чёрный. Для этого послушаем, эти стихи нам прочитают мои ученики , которые учатся в 3 классе.
О чем же хотел нам рассказать в этих стихотворениях Саша Чёрный?
А теперь выберите, какое из этих стихотворений вам больше всего понравилось
Наша задача, научиться читать этот стих выразительно. Найти в этих стихотворениях слова-эпитеты и строчки, где автор приводит сравнение. Подчеркнуть их карандашом.
Поднимите руки. Кто выбрал стихотворение …
Какие слова – эпитеты вы подчеркнули? Саша, какие слова ты подчеркнул? Покажите ему своё согласие или не согласие знаками “+”, “-“. Как ты определил, что это слова эпитеты. ( они отвечают на вопрос Какой?)
Прочитайте строчки, где автор применяет приём сравнения. ( при сравнении используются слова словно, как, союзы; а, но) Автор использует эпитеты при сравнении, чтобы подчеркнуть особенность чего –то, украсить и обогатить речь.
Для чего автор использует в своих произведениях эпитеты и сравнение, Маша? ( Автор использует эпитеты при сравнении, чтобы подчеркнуть особенность чего –то, украсить и обогатить речь.)
А теперь поучимся читать эти стихи выразительно. Что значит, читать выразительно? ( это значит соблюдать паузы, менять интонацию, голос, темп чтения Например читать какие то места грустно, какие то весело, останавливаться где точки стоят и запятые, читать эмоционально). Попробуйте в паре прочитать так друг другу. Кто считает , что получилось читать выразительно, поднимите руку. ( можно еще раз послушать чтение сверстников и оценить, а у них получилось прочить выразительно или нет?)
Давайте, их послушаем и оценим знаками “+”, “-“, получилось ли у них читать выразительно.
Дом/ задание : научиться читать эти стихи читать выразительно.
Подведём итог урока, для этого выберите одну из предложенных фраз и выскажитесь:
На уроке я узнал(а)…
На уроке я понял(а)…
На уроке я научился (научилась)
Хочу поблагодарить за урок…
Спасибо за урок. Я очень рада, что у нас прошёл замечательный урок. Давайте похвалим себя ( погладить себя )