Проект урока литературного чтения в 3 классе

Проект урока литературного чтения в 3 классе

 

Коркина Ксения Пантелеймоновна,
учитель начальных классов,
МБОУ “СОШ г. Среднеколымска имени Н. И. Шарина”,
Республика Саха (Якутия), Среднеколымский улус, г. Среднеколымск

 

Проект урока литературного чтения в 3 классе

Учитель: Коркина Ксения Пантелеймоновна

Тема :  Средства выразительности в стихотворении – “ Эпитеты”, “ Сравнение”.

Тип урока: урок открытия нового понятия

Цель учителя: создать условия для открытия  средств выразительности в стихотворении – “ Эпитеты”, “ Сравнение”.

Цель учащихся:

Узнать:

– Что такое эпитеты в стихотворении?

-Что такое сравнение в стихотворении?

– Для чего авторы произведений используют  эпитеты и сравнение?

Уметь:

-приводить примеры эпитетов и сравнения на примере стихотворений Саши Чёрного : « Что ты тискаешь утёнка?», «Воробей», «Слон»

 

Планируемый результат:

Личностные УУД: умение проявлять интерес к учебной деятельности, проявлять желание к самооценке

Регулятивные УУД: умение определять лично-значимую цель в рамках учебной темы,  планировать деятельность с помощью учителя,  ; адекватно оценивать действия по выполнению задания

Познавательные УУД: осуществлять поиск информации в соответствии с учебным заданием;  анализировать , сравнивать информацию

Коммуникативные УУД: умение слушать  и слышать , адекватно отвечать на поставленный вопрос, уважительно   взаимодействовать друг с другом в паре.

Предметные УУД:   умение находить в текстах стихотворений  эпитеты и сравнение, понимание для чего авторы произведений используют сравнение и эпитеты.

 

Средства: карточки-визитки, тексты стихотворений Саши Чёрного: «Что ты тискаешь утёнка?», «Воробей», «Слон» на с.46-49  учебника  Л.Ф.  Климановой и др. «Литературное чтение. 3 класс. 2 часть», компьютер, записи на доске, раздаточные листы с заданиями, оценочные листы, толковые словари.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание урока:

Этап урока Содержание Деятельность учителя Деятельность учащихся Методические приёмы Результат урока
Орг. момент 1.Приветствие

2.Знакомство с учащимися

Обращается к учащимся Настраиваются на урок Слово учителя

 

 

-Готовность  к уроку

 

Демонстрация усвоения ранее изученного материала Работа в паре Предлагает ответить на вопросы Отвечают  на поставленные вопросы Постановка вопросов для обсуждения в паре

Диалог ученик-ученик

-Умение слушать  и слышать, адекватно отвечать на поставленный вопрос, уважительно   взаимодействовать друг с другом в паре.

 

 

Самооценка Оценка умения работать в паре Предлагает оценить знаками «+», «-« умение работать в паре шепотом, Показывают самооценку знаками «+», «-«. Показ умение проявлять интерес к учебной деятельности, проявлять желание к самооценке.

 

Постановка учебной задачи 1.Постановка  темы и цели урока.

2. Планирование деятельности

Фиксирует внимание учащихся на вопросы,  на которые они не смогли дать ответ.

Выделяет тему и  цель урока.

Предлагает план действий.

Обращают внимание на вопросы, на которые не смогли ответить.

Формулируют тему и цель урока.

 

Уточняют план действий

Приём фиксации

 

 

 

 

 

Планирование

Умение определять лично-значимую цель в рамках учебной темы,  планировать деятельность с помощью учителя.
Решение учебной задачи 1.Работа со словарём

 

 

 

2.  Знакомство с поэтом Сашей Чёрным.

 

 

3.Знакомство со стихотворениями Саши Чёрного:

« Что ты тискаешь утёнка?», «Воробей», «Слон»

 

 

 

 

4.  Нахождение эпитетов и сравнений в тексте стиха.

5. Подготовка к выразительному чтению стихотворений

 

Предлагает найти значение слов «Эпитеты»,  «Сравнение» в толковом  словаре.

Предлагает выступить с презентацией о Саше Чёрном учащемуся.

 

Предлагает послушать чтение  стихов Саши Чёрного  в исполнении учащихся 3 класса г. Якутска  и ответить на вопрос: “О чем  же хотел нам  рассказать в этих стихотворениях Спаша Чёрный?”

 

Предлагает найти эпитеты м сравнения в текстах стихов Сащи Чёрного.

 

Находят значение слов:

«Эпитет», «Сравнение»

в толковом словаре, читают и  запоминают значение  этих слов.

Слушают  выступление с презентацией одноклассника, задают ему вопросы.

Слушают стихи в исполнении своих сверстников и отвечают на поставленный вопрос.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выбирают текст стихотворения . Читают и подчёркивают в тексте эпитеты т сравнения .

Обсуждают , верно ли они нашли  их.

Учатся читать выразительно стих по выбору.

Самостоятельный

поиск информации.

 

Презентация

 

Постановка вопросов

 

 

Наблюдение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приём выбора

 

Оценка

 

Предположение

 

 

Практическая работа

-Умение осуществлять поиск информации в соответствии с учебным заданием;  анализировать , сравнивать информацию

 

– Умение слушать  и слышать , адекватно отвечать на поставленный вопрос, уважительно   взаимодействовать друг с другом в паре.

 

– Умение проявлять интерес к учебной деятельности,

 

-Умение находить в текстах стихотворений  эпитеты и сравнение, понимание для чего авторы произведений используют сравнение и эпитеты.

 

–  Умение адекватно оценивать действия по выполнению задания

 

 

 

Итог урока Рефлексия Предлагает  подвести итог своей работы на уроке.

 

 

Подводят итог урока, используя фразы:

На уроке я узнал(а)…

На уроке я понял(а)…

На уроке я научился (научилась)

Хочу поблагодарить за урок…

 

 

Приём незаконченных фраз

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение проявлять интерес к учебной деятельности, проявлять желание к самооценке

 

 

Добрый день, ребята!

Я рада, что мне представлена  возможность провести открытый урок с вами.  Попробуем познакомиться, давайте все сразу назовём своё имя по моей команде:  Раз, два, три!  Что- то не поняла, давайте ещё громче. Раз,два, три! Получилось у нас знакомство? А почему? Как же нам быть. Саша? А ты,  Маша, как думаешь?  А  как я узнала ваши имена? А меня как зовут, Катя?

Вот мы и познакомились! Начнем наш урок!

Чему мы учимся на уроках л. чтения   ( учимся слушать, отвечать на вопросы, выразительно читать, определять  главную мысль , идею произведения. работать по плану) ? ( вывесить картинки)

Проверим умеете ли вы работать в паре. Для этого ответим на эти вопросы ( на экране появляются вопросы). Давайте, договоримся , как мы это будем делать. Саша и Маша  идите сюда. Посмотрим на Сашу и Машу. Задайте эти вопросы шопотом друг другу  и ответье на них. Договоритесь, кто первый будет задавать.  Получилось у них? Работаем в паре, задаём и отвечаем шопотом. Даю вам на это 5 мин.

Что такое антоним? Приведите пример.

Что такое стихотворение? Приведите пример.

Что такеое рифма? Приведите пример.

Что такое ритм? Приведите пример.

Как называют автора, который пишет стихи?

Что такое эпитеты в стихотворении? Приведите пример.

Что такое сравнение в стихотворении? Приведите пример.

Для чего авторы произведений используют  эпитеты и сравнение?

 

Время вышло. Закончили. Давайте оценим, получилось ли у нас работать в паре шопотом. Оцените себя, покажите знак “+”, если получилось, если не получилось “-“.

Поднимите руки, кто не смог ответить на какой -то вопрос? На какие вопросы вы не смогли ответить? Кто- смог ответить на них?

Сегодня мы и попытаемся ответить на эти вопросы.

Тема нашего урока: Средства выразительности Эпитеты, сравнение. ( на оборотной стороне доски)

Прочитай тему нашего урока Саша. Как вы думаете, тогда цель урока наша какая?

Цель:

Узнать… (Что такое эпитеты в стихотворении?

Что такое сравнение в стихотворении?

Для чего авторы произведений используют  эпитеты и сравнение?)

Уметь… ( приводить примеры эпитетов и сравнения)

Работать мы будем по такому плану:  (на экране либо на доске)

План

  1. Раскроем понятия : “Эпитеты”, “ Сравнение”
  2. Познакомимся с поэтом Сашей Чёрным и его произведениями
  3. Найдем эпитеты и сравнения в стихах Саши Чёрного
  4. Поучимся читать выразительно стихи Саши Чёрного

На столах у вас лежат словари. Для чего они нам нужны?  Поработаем  со словарём и узнаем, что такое эпитет и сравнение. Что такое эпитет ? Сравнение?

Прочитайте на листе,  как об этом можно сказать по другому.

Эпитеты – это  слово или целое выражение, с  помощью которого автор выделяет  признак предмета (какой?) , для того, чтобы мы представили  образ  чего- то.

Сравнение- приём, с помощью которого автор  сопоставляет два предмета, чтобы подчеркнуть  их особенность.

Что такое эпитеты? Что такое сравнение?

Что такое антоним? Приведите пример.

А к слову белый- какой антоним можно назвать? ( Чёрный) Сегодня мы с вами познакомимся с произведениями Саши Чёрного)

А расскажет про него нам  Саша ( подготовить ребёнка)  Послушаем его.  Зададим Саше вопросы: Как называют автора, который пишет стихи?

Почему  поэт выбрал псевдоним Саша Чёрный?   Как его настоящая фамилия?

О чем и о ком  писал стихи Саша Чёрный?

Откроем учебник на с. 46.  Найдем стихи “ Что ты тискаешь утёнка?”  Воробей на с. 47. Слон на с. 48 .

Узнаем, о чем хотел рассказать в этих стихотворениях Саша Чёрный.  Для этого послушаем,  эти стихи нам прочитают  мои ученики , которые учатся в 3 классе.

О чем  же хотел нам  рассказать в этих стихотворениях Саша Чёрный?

А теперь выберите, какое из этих стихотворений вам больше всего  понравилось

Наша задача, научиться читать этот стих выразительно.  Найти в этих стихотворениях  слова-эпитеты и  строчки, где автор приводит сравнение.  Подчеркнуть их карандашом.

Поднимите руки. Кто выбрал стихотворение …

Какие слова – эпитеты вы подчеркнули? Саша, какие слова ты подчеркнул? Покажите ему своё согласие или не согласие знаками “+”, “-“.   Как ты определил, что это слова эпитеты.  ( они отвечают на вопрос Какой?)

Прочитайте строчки, где автор  применяет приём  сравнения. ( при сравнении используются слова   словно, как,  союзы; а, но) Автор использует эпитеты при сравнении, чтобы подчеркнуть особенность чего –то,  украсить и обогатить речь.

Для чего автор использует в своих произведениях эпитеты и сравнение, Маша? ( Автор использует эпитеты при сравнении, чтобы подчеркнуть особенность чего –то,  украсить и обогатить речь.)

А теперь поучимся  читать эти стихи выразительно. Что значит, читать выразительно? ( это значит  соблюдать паузы,  менять интонацию, голос, темп чтения Например читать какие то места грустно, какие то весело, останавливаться где точки стоят и запятые,  читать эмоционально). Попробуйте в паре прочитать  так  друг другу.  Кто считает , что  получилось читать выразительно, поднимите руку. ( можно еще раз послушать чтение  сверстников и оценить, а у них получилось прочить выразительно или нет?)

Давайте, их послушаем и оценим знаками “+”, “-“, получилось ли у них читать выразительно.

Дом/ задание : научиться читать эти стихи читать выразительно.

Подведём итог урока, для  этого выберите одну из предложенных фраз и выскажитесь:

На уроке я узнал(а)…

На уроке я понял(а)…

На уроке я научился (научилась)

Хочу поблагодарить за урок…

Спасибо за урок. Я очень рада, что у нас прошёл замечательный урок. Давайте похвалим себя ( погладить себя )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Центр дистанционных мероприятий “Пора роста” – это цифровая образовательная экосистема, с большим набором сервисов для учителей, учеников и их родителей.