Проект по патриотическому воспитанию “Мы- будущее родного края”
Яковлева Валентина Гаврильевна,
Тихонова Наталья Николаевна,
учителя начальных классов,
МБОУ “Антоновская СОШ имени Н. Н.Чусовского”,
Республика Саха (Якутия), Нюрбинский улус, с. Антоновка
Срок реализации – 4 года.
Участники: учащиеся 1 «а», «б» кл., родители.
Этапы реализации:
- Подготовительный.
- Основной (внедрение).
- Заключительный (анализ реализации проекта).
Пояснительная записка.
Мы живём в не простое время, ведь перед нами стоит задача воспитать новое поколение детей. Детей, которые отлично разбираются в современных гаджетах, постоянно пользуются интернет сетями с целью поиска готовой информации, общение в социальных сетях им практически заменило живое общение. Именно поэтому возникла реальная потребность качественного улучшения патриотического воспитания подрастающего поколения.
Начальные классы – это период усиленного становления личности. У ребёнка младшего школьного возраста выделяется эмоциональность. Эмоции властвуют над всеми сторонами его жизни, определяют его действия, выступают в качестве мотива поведения. На основной план выходит повышенная восприимчивость внешних воздействий, вера в исключительную истинность всего чему его обучают, о чем с ним беседуют, в безусловность и необходимость общепризнанных моральных норм. В данном возрасте дети имеют большие возможности для регулярного и системного нравственного воспитания школьников. Таким образом, патриотические чувства начинают у учащихся начальных классов на базе содержания осознанности и стойкости психологических переживаний.
Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Формирование патриотизма осуществляется на уроках, а также в процессе разнообразных форм внеклассной работы путем создания таких ситуаций, в которых учащиеся переживают чувства любви и гордости за свою Родину. Современные школьники имеют о своей Родине лишь общее представление. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Актуальность. Формирование патриотизма подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под формированием патриотизма понимается постепенное и неуклонное становление у учащихся любви к своей Родине.
Цель программы:
Создание условий для формирования активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к его защите.
Задачи:
– стимулировать познавательный интерес к историческому прошлому и настоящему страны, края;
– формировать способности к общению, сопереживанию;
– развивать творческие способности, познакомить с традициями края, страны, достижениями людей;
– воспитывать трудолюбие, бережное отношение к результатам труда;
– учить заботиться о своей школе, гордиться историей своей школы;
– учить бережному отношению к общественному достоянию;
– прививать уважение к культуре и традициям других национальностей;
– прививать чувство любви к своему Отечеству.
– развивать чувство национального достоинства на основе толерантного отношения к другим народам России.
– способствовать физическому развитию учащихся, развивать чувство ответственности за своё здоровье и образ жизни.
Формы работы:
классные часы, беседы, викторины, уроки мужества, внеклассные мероприятия, экскурсии в музеи, выставки, участие в социальных проектах, школьных конференциях, поисковая работа учащихся ( походы к памятным местам, изучение исторических мест, названий улиц); встречи с интересными людьми, просмотр фильмов; участие в литературно-драматических композициях, посвящённых юбилейным датам родного края; привлечение родителей к участию в мероприятиях, их организации и проведению.
Основные направления:
- Изучение материалов о семье.
- Изучение истории школы.
- Изучение истории родного края.
- Прошлое, настоящее и будущее нашей Республики.
- Культурно-патриотическое направление.
- Военно-спортивное направление.
Содержание работы:
- Изучение материалов о семье «Моя семья. История моей семьи».
Задачи:
-формировать уважение к членам семьи;
-воспитывать семьянина, любящего своих родителей;
-формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.
№ | Содержание
|
1 | Составление генеологических древ «Мое семейное древо»; |
2 | Альбом о земляках нашего посёлка, участниках и ветеранах Великой Отечественной войны; |
3 | Конкурсы рисунков «Мама, папа, я – наша дружная семья», «Пусть всегда будет мама» |
4 | Фотовыставка «Моя семья»
|
5 | Совместные праздники и мероприятия с родителями
|
6 | Мой дед (бабушка, прадед, прабабушка) – участник (ветеран) ВОВ
|
7 | Беседы для учащихся и родителей, педагогические лектории для родителей. |
Узнавая о своих корнях, о своих предках, дети через жизнь близких им людей познают историю Родины, она становится ближе и понятнее. Формируется представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
- Изучение истории школы. «Школа – наш второй дом».
Задачи:
– формировать стремление к созданию атмосферы товарищества и дружбы в коллективе;
– воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность;
– воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
– воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.
№ | Содержание
|
1 | Выучить Гимн школы
|
2 | Биография и героический подвиг Героя Советского Союза Н.Н.Чусовского
|
3 | История родной школы
|
4 | Выставочно-образовательный центр с. Антоновка
|
5 | Составление семейных планшетов «Моя семья и школа»
|
6
|
Организация дежурств в школе. |
Патриотическое воспитание способствует сплочению классного коллектива, духовному обогащению личности ребенка, проявлению его лучших качеств: доброты, отзывчивости, милосердия, стремления сделать хорошее для старшего поколения, выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей.
- Изучение истории родного края. «Здесь я родился».
Задачи:
– воспитывать сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;
– воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.
№ | Содержание
|
1 | Гимн Нюрбинского района.
|
2 | Краеведческий музей «Дружбы народов» г.Нюрба. |
3 | Истории родного села.
|
4 | Уроки – путешествия «Памятные места родного села, района, республики.
|
5 | Оформление альбома «Знаменитые люди нашего села».
|
6 | Конкурс фотографий «Красоты моего села (района)»
|
7 | Шефство над обелиском «Знаменитые люди в с. Антоновка».
|
8 | Квест-игра «Гордимся нашим селом»
|
Очень важно научить уважать и любить то место, где мы родились и выросли, где жили наши предки, изучать ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
- Прошлое, настоящее и будущее нашей Республики.
Задачи:
– формирование гордости к историческому прошлому своей Родины, уважения к традициям предков.
№ | Содержание |
1 | Гимн Республики Саха (Якутия)
|
2 | Гимн России
|
3 | История нашей Республики
|
4 | Традиции Республики Саха (Якутия)
|
5 | Составление карты путешествий.
|
6 | Посещение музеев, выставок, площадей в г. Якутск
|
Изучение истории родного края – готовность служить её интересам, своему народу. Это естественная привязанность к родным местам, языку, любви и уважение к Родному краю, к историко-культурному наследию народов саха.
- Культурно-патриотическое направление.
Задачи:
-воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы; формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина.
№ | Содержание
|
1 | Изучение традиции народов саха: фольклор, национальный костюм, песни, танцы
|
2 | Изучение патриотических песен
|
3 | Участие в акциях
|
4 | Участие в НПК
|
5. | Книжная неделя, выставка книг.
|
Знание культурных корней своего народа необходимо прежде всего потому, что оно позволяет по – настоящему уважать и ценить общечеловеческие и эстетические нормы, любить Родину.
- Военно-спортивное направление.
Задачи:
– развивать личность ребёнка, учитывая его возрастные и индивидуальные особенности;
– пропаганда физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни;
№ | Содержание |
1 | Смотр строя и песни
|
2
|
Сдача норм ГТО |
3 | Проект «Мой режим дня» |
4 | Участие на соревнованиях по легкой атлетике, футболу, боксу
|
5 | Изучение спортивных достижений спортсменов нашего села, района
|
6
|
Спортивные игры «Игры Манчаары _2027» в Нюрбинском районе |
Спортивные игры — одно из важных средств всестороннего воспитания детей. Учащиеся окрепнут физически, станут активными, самостоятельными. В совместных мероприятиях обучающиеся познают чувство товарищества, гордости за своё объединение, за дело, которым занимаются.
Ожидаемые результаты:
В процессе реализации программы патриотического воспитания у обучающихся к моменту окончания 1 ступени должны быть сформированы следующие качества личности:
– активная гражданская позиция;
– способность нести личную ответственность за судьбу своей семьи;
– чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству;
– духовность, нравственность, личная и общественная ответственность;
– способность к саморазвитию.
Воспитание патриотов своей Родины – ответственная, сложная и одна из приоритетных воспитательных задач современной школы. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия школы и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты.