Проект “Формирование развития речи у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр”

Терентьева Вера Владиславовна, воспитатель, МБОУ "Тумульская ООШ имени Р. А. Христофорова", Республика Саха (Якутия), Хангаласский улус, с. Тумул

Проект “Формирование развития речи у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр”

Терентьева Вера Владиславовна,
воспитатель,
МБОУ “Тумульская ООШ имени Р. А. Христофорова”,
Республика Саха (Якутия), Хангаласский улус, с. Тумул

            Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего
первые семь лет. Но они имеют непреходящее значение. В этот период
развитие идет как никогда бурно и стремительно,ребенок превращается в
относительно самостоятельную, активную личность. Определенное развитие получают все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста. Во-первых, формируются основы личности. Во-вторых, расширяется сфера деятельности ребенка. В-третьих, в этот период детства интенсивно развивается познавательная сфера и речь.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого развития
детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в
формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная,
коммуникативная функция речи и языка. Связная речь – высшая форма
речемыслительной деятельности, которая определяет уровень умственного и
речевого развития ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, 4
А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.). Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным способам и средствам общения, действиям c предметами. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность в его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Дидактические игры развивают у детей связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Большой интерес представляет исследование Н.Ф.Виноградовой, посвященное развитию связной речи в процессе ознакомления детей с природой.       С помощью дидактических игр на материале природы педагог закреплял представление детей о предметах и явлениях природы, упражняя их в умении анализировать, сравнивать, обобщать, решать логические задачи.Таким образом, в научных исследованиях убедительно доказано, что дидактические игры являются эффективным средством развития связной речи детей. В игровой деятельности старших дошкольников существует двусторонняя связь между речью и игрой. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой – сама игра становится интересной, самодеятельной, зачастую детские сюжеты планируются и реализуются в речевом плане. Таким образом, можно констатировать следующее противоречие: в научных исследованиях убедительно доказана необходимость развития связной речи детей в дошкольном возрасте и  учеными определена роль дидактической игры в речевом развитии дошкольников.

Проблема речевого развития дошкольника на сегодня очень актуальна,
так как процент дошкольников с различными речевыми нарушениями за
последнее время очень повысился. И чаще всего нарушения встречаются
комплексные, которые требуют длительной работы с детьми. Развитая речь –
это один из показателей сформированности познавательных процессов: таких как внимание, память, логическое мышление, воображение. Если они
нарушены, то ребенку трудно будет осваивать школьную программу.
Каково же состояние развития речи детей дошкольного возраста на
современном этапе? В целом уровень речевого развития современных
дошкольников можно охарактеризовать как неудовлетворительный.
Обследование речи дошкольников специалистами в разных регионах страны показало, что у значительного количества детей зафиксированы различные речевые дефекты. Не говорящий двухлетний ребенок, который приходит в детский сад уже не удивляет воспитателей. Речевая запущенность ярко проявляется при поступлении детей в школу. Здесь выявляются серьезные
речевые проблемы, которые тормозят процесс обучения. Чтобы позитивно
повлиять на качественное и своевременное речевое развитие дошкольников.

Актуальность. Актуальность развития речи детей дошкольного возраста обусловлена тем, что в деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, и особенно, на этапе обучения. От качества речи зависит успешность обучения. При помощи речи, общения ребенок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнает много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования.

Но, к сожалению, в настоящее время у детей, поступающих в дошкольную организацию, все чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей В современном обществе все больше и больше общения заменяется компьютерами,телевидением телефонами,гаджетами и эта тенденция неуклонно растет.  Как следствие, неуклонно растет число детей с плохой речью. Лишь немногие дети достигают высокого уровня развития спонтанной речи. Поэтому задача воспитателя – уделять больше внимания развитию речи, создавать условия для речевой активности детей, освещать различные аспекты развития речи. Наблюдая за детьми, можно с уверенностью сказать, что решить эту проблему можно только одним способом: главная роль дошкольников – это игра. Игра пронизывает всю жизнь ребенка, способствует физическому и умственному развитию, является источником большого количества

Игра – естественный способ развития ребенка. Только в игре ребенок легко и радостно раскрывает свои творческие способности, усваивает и закрепляет новые знания, развивает моторику, наблюдательность, фантазию, память, учится думать, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая в себя неоценимый опыт общества.  Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая шире приобщать детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности.
Дидактическая игра – деятельность, организуемая в процессе обучения
с целью развития познавательного интереса за счет эмоциональной
окрашенности игровых действий, которые основаны на имитационном или
символическом моделировании изучаемых явлений, процессов. Дидактическая игра является помощником для педагога во время усвоения любого материала, предусмотренного программой, и должна проводиться на занятиях, быть одним из элементов прогулки, а также особым видом деятельности. Игровая цель дидактической игры, ради которойдействует ребенок это, в частности, игра, в которой дети играют самостоятельно, вне занятий, когда могут выбрать ее по собственному желанию. В процессе игры углубляются, уточняются и закрепляются знания и представления детей.

Игра является своеобразной формой активной познавательной деятельности. Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Идея включения дидактической игры в процесс обучения всегда привлекала отечественных педагогов. Еще К. Д. Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач воспитания и обучения детей.

Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию – главная задача многих словесных игр.Развивая связную речь дошкольников дидактические игры способствуют формированию словарного запаса детей, активизируют детскую поисковую активность в форме грамматики, воспитывают у детей воспитывают у детей языковое чутье, лингвистическое отношение к слову и элементарные формы осознания языковой действительности.

Дидактические игры для развития связной речи – это практическая деятельность, с помощью которой можно проверить усвоили ли дети речевые навыки обстоятельно, или поверхностно и сумеют ли они их применить, когда это нужно. Дети усваивают грамотно организованную речь тем полнее, чем шире ее можно применить в различных условиях на практике.
Современная речевая дидактическая игра является теми условиями, в
которых может быть реализована речевая практика.

Цель проекта – развитие речи и навыков речевого общения с окружающими у детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность.

Задачи проекта:

-Создание условий для игровой деятельности детей в группе и на участке.

-Формирование навыка коммуникабельности и умения общаться со сверстниками и взрослыми в разных ситуациях.

-Формирование грамматического строя речи,расширение словарного запаса,развитие связной речи.

-Формирование грамматического строя речи дошкольников.
-Разработка и изготовление дидактических игр и пособий для развития
связной речи; картотеки игр и пособий.
-Привлечение родителей к участию в проекте.

Ожидаемые результаты:

При систематической работе по данному проекту значительно увеличится словарь детей среднего дошкольного возраста, речь станет предметом активности детей, дети начнут активно сопровождать свою деятельность речью.

       Вид: творческий

     Срок реализации: долгосрочный

     Участники проекта: дети группы ,педагоги ДОУ,родители

       I этап Подготовительный:

Для реализации проекта было разработано перспективное тематическое планирование. В него включены дидактические игры  (игры с  предметами, настольные – печатные, словесные).

  • Подбор и анализ информации (литература, интернет ресурсы)
  • Мониторинг уровня речевых нарушений речи детей
  • Подборка игр, занятий, упражнений для обогащения словарного запаса
  • Формирование темы проекта.
  • Определение цели и задач проекта.
  • Просмотр презентаций и слайдов
  • Беседы, игры ситуации
  • Продуктивная ,творческая деятельность

     II этап Основной :

В  группе созданы условия, организованы и оснащены основные центры для развития детей :

1.Центр познания и  природы, уголок  экспериментирования;

Здесь дети не только учатся наблюдать за изменениями погоды, но и проводят опыты, экспериментируют.

Мы вместе с детьми выращиваем лук, укроп, рассаду овощей, цветов для будущих цветников. Дети проводят наблюдения за ростом растений, помогают за ними ухаживать – поливать, рыхлить землю.

  1. Центр сюжетно-ролевых  игр : «Семья», «Автопарк», «Больница», «Салон красоты», «Заправка», «Магазин», «Аптека» ,«Полиция», «Почта», «Банк».Детям очень нравится играть в сюжетные игры, наряжаясь в наряды .Имеется форма и костюмы  Они учатся строить отношения, находить выход из каких-то проблемных ситуаций, договариваться о сюжете игры.

3.Центр ИЗО и продуктивной деятельности представлен оборудованием для изобразительной деятельности и конструирования с набором общего назначения: набор для рисования, лепки, аппликации, оборудование для конструирования  включает строительный материал, детали конструкторов разных видов, бумагу разных цветов и фактуры, а также природные и бросовые материалы.

4.Театральная зона, способствующая  развитию диалогической речи  воспитанников (маски, пальчиковый фетровый театр, куклы би-ба-бо, шапочки, персонажи олонхо)

5.Центр национальной культуры и  патриотический уголок которые содержат:

  • Дидактические игры: «Олонхо» остуол мүччүргэннээх оонньута,лото «Саха сирин кыыллара», «Саха сирин отонноро», «Саха сирин мастара», «Саха сирин көтөрдөрө» «Саха сирин балыктара», «Иьиттэр».
  • Бытовая утварь: предметы, посуда, которые отражают хозяйственно- бытовой уклад; книги, фотоальбомы,герб и флаг ,куклы в национальных  костюмах ,макеты снаряжения для охоты и рыбалки ,орудия труда для сенокоса. Набор настольных якутских игр (хабылык ,хаамыска.тыксаан) «Найди флаг Якутии»,«Найди флаг Хангаласского  улуса», «Герб Якутии»,  «Герб Хангаласского  улуса», «Символика Республики».
  1. Речевой центр , где собрана художественная и познавательная литература, библиотека, иллюстрации, альбомы, игры на развитие моторики, изготовлены карточки по звуковой культуре речи, пособия на развитие речевого дыхания; настольные игры,дидактические игры.

    Игры по звуковой культуре речи;  «Замени звук»,«Какого звука не хватает?»,«Измени слово»,«Четвертый лишний»,«Кто больше?»,«Нужное слово»,«Цепочка слов»,«Эхо»,«Какой звук чаще звучит?»,«Громко-шепотом», «Кто позвал?».

  Игры на развитие словаря ;«Лови да бросай – игрушки называй»,«Какой это предмет?»,«Подбери словечко»,«Назови предмет»,«Что общего»,«Запоминай-ка»,«Кто подберет больше слов?»,«Семья»,«Кто как разговаривает?», «Ойуулары биир тылынан ааттаа», «Ойууну көр уонна этиитэ толкуйдаа»,лото-пазл  «Якутские украшения».

  Игры на развитие грамматического  словаря ;«Магазин игрушек»,«Куда положим»,«Скажи ласково»,«Кто это?»,«Назови профессии»,«Животные и их детеныши»,«Кто кем был?»,«Один – много»,«Где мы были, что мы видели?», «Кто больше всех назовет?».

-Пальчиковая гимнастика

-Артикуляционная гимнастика: «Минньигэс барыанньа» ,«Тиистэрбитин ыраастыыбыт» ,«Ат суурдэ», «Чааскы», «Лаппакы», «Тэллэй», «Слон».

-Массаж рук и пальцев массажерами  из конского волоса

-Просмотр презентаций и слайдов

-Игры на дыхательную гимнастику

-Беседы

Взаимодействие с родителями:

Работа детского сада и семьи, направлена  на формирования правильного речевого воспитания ребенка в семье.

-Родительские собрания: «Особенности развития речи детей среднего  дошкольного возраста», «Сказка в развитии речи детей».

С целью повышения педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития,  проводили  консультации;

– «Развитие речи детей четвертого и пятого жизни».

– « Для чего нужны пальчиковые игры и что они развивают?».

-«Звуковая культура речи детей 4-5 лет».

-« Развитие связной  речи дошкольниковчерез игру».

Анкетирование родителей:

-«Развитие речи детей дошкольного возраста».

-«Развитие  связной речи  дошкольниов посредством дидактических игр».

-«О развитии речи вашего ребенка».

-Привлечение родителей к обогащению предметно – развивающей среды группы.

– Памятки по психологическому и речевому развитию детей.

-Информационные стенды.

-Конкурс  игрушек, пособий, способствующих сенсорному, моторному и речевому развитию детей сделанных руками родителей.

    III . Заключительный этап

 

– Мониторинг  детей.

– Презентация проекта.

-Выступление на педогогическом совете.

-Публикация и обобщение опыта работы на интернет сайтах.

-Составление картотеки методических рекомендаций.

Заключение:
Таким образом, использование дидактических игр в работе, способствуют развитию речевой активности детей. Необходимо помнить, что развитие речи дошкольников в ходе игровой деятельности – попытка учить детей светло, радостно, без принуждения. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Игра помогает сделать любой учебный материал  увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.

Итого, работа по развитию у детей связной речи через дидактическую игру помогает достичь хороших результатов. Они отчетливо и ясно воспроизводят слова, имеют необходимый для свободного общения словарный запас, правильно пользуются многими грамматическими формами и категориями, высказывания детей стали содержательнее, выразительнее и точнее. При рассказывании дети стремятся точно подбирать слова, яснее отражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое. Дети свободно пользуются монологической речью: способны рассказывать о пережитых событиях, передавать содержание сказки, рассказа, описывать окружающие предметы, раскрывать содержание картины. В речи дошкольников активизировались фразеологизмы, дети научились подбирать собственные языковые средства, характеризующие выразительность действий, состояние персонажей. Итак, методы дидактической игры обеспечивали естественные условия для развития связной речи и личности дошкольников.

Список использованной литературы:
1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду – М.:
Просвещение 2015 – 160с.
2. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях: (Из опыта работы) /
Под ред. М. А. Васильевой 3. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития
речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: 2012г.
3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М., 2015.
4. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. М.: Просвещение, 2015 – 112 с
5. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. – М.: 2012

Центр дистанционных мероприятий “Пора роста” – это цифровая образовательная экосистема, с большим набором сервисов для учителей, учеников и их родителей.