Педагогический проект “Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с эпосом Олонхо”
Антонова Аида Николаевна,
воспитатель,
МДОУ ЦРР-Детский сад №21 “Кэнчээри”,
Республика Саха (Якутия), город Якутск
Речевая деятельность как совокупность речи процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Кроме того, речевые нарушения могут сопровождаться отклонениями в формировании личности. Как правило, такие дети отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью. Поэтому речевое развитие нужно начинать уже с младшего дошкольного возраста. Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В этом возрасте у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь, а так же происходит формирование основных качеств личности.
Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры. Т.к. игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т.д.
В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Куклы становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры. Театрализованная игра помогает решить одну из важнейших задач – развитие речи. Театрализованная деятельность будет вызывать интерес, если сделать атрибуты театра своими руками. Каких только кукол не встретишь сейчас на прилавках игрушечных магазинов. А что если сделать куклу своими руками? Это не так сложно, как кажется.
Ни с чем несравнимую радость вызывает у дошкольников совместные работы с родителями по изготовлению персонажей Олонхо. Дети очень впечатлительны, особенно поддаются эмоциональному воздействию. В силу образно-конкретного мышления детям совместная деятельность с родителями и инсценировка художественного произведения помогает ярче и правильнее его воспринимать.
Участвуя в обыгрывании Олонхо, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют готовый материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям.
Умело поставленные воспитателем вопросы при подготовке к игре побуждают детей думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.
Актуальность проектной работы мы видим в том, что созданные куклы- персонажи эпоса Олонхо, герои народных сказок и театрализованная игра помогает решить одну из важнейших задач – развитие речи ребенка.
В этой проектной работе мы активизируем наших родителей, привлекаем их к творчеству, в житейские проблемы групп, пополняем развивающую среду новыми необычными куклами, которых не купить в магазине.
Нам нужны были куклы, которые бы развивали у детей связную речь, творческие способности, мышление, так как в процессе игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться свои мысли. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй речи.
Объект исследования – процесс развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – условия формирования развития речи в процессе знакомства и обыгрывания персонажей Олонхо.
Цель: – выявить эффективность театрализованной деятельности в развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- Выявить уровни развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста;
- Разработать систему театрализованных игр на материале олонхо, якутских народных сказок;
- Изготовить атрибуты (куклы из пластика), персонажи из олонхо и якутских народных сказок;
- Взаимодействовать с родителями в процессе создания кукол из пластик;
- Создать предметно-развивающую среду для театрализованной деятельности.
Целевая группа: дети и родители старших и подготовительных групп.
Рабочая группа: родители старшей и подготовительной групп.
Сроки реализации проекта: учебный год и далее.
- Краткая аннотация проекта:
Проект рассчитан на детей старшей и подготовительной групп. Длительность проекта 1,5 – 2 года. Для проекта изготавливаются несколько кукол, с которыми организуются театрализованные игры. Предусмотрено активное участие родителей в изготовлении кукол. Игры способствуют развитию памяти, мышления, развитию связной речи.
В проект вошли куклы- персонажи эпоса Олонхо:
- «Туйаарыма Куо»; «Сабыйа Баай Хотун эмээхсин»; «Олонхо кэрэ кыыҺа»; «Абааһы кыыһа – Кыыс Кыдылла»; «Сир Сабыйа Баай тойон оҕонньор»; «Модун Эр Соҕотох»;
Куклы- сказочные герои:
- «Бэйбэрикээн эмээхсин»; «Сээркээн Сэһэн оҕонньор»; «Бэйбэрикээн эмээхсин кыыһа»; «Сорук Боллур уол»; «Абааһы кыыһа»; «Бухатыыр»; « Кыыс»;
План работы по проектной деятельности:
Этапы проекта | Время реализации | Основная работа по проекту | Ответственные |
1.Подготовительный
этап |
Сентябрь-октябрь | 1.Внести в план работу над проектом «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности».
2.Подбор материалов. 3.Календарное планирование. |
Воспитатели
Родители Воспитатели, педагоги ПДО |
2. Основной этап | Ноябрь-март | 1.Продолжение работы по знакомству с жанрами фольклора – Олонхо.
2.Мастер-класс для родителей « Изготовление кукол – персонажей Олонхо из пластика». 3.Разучивание и инсценировка персонажей Олонхо. 4.Разучивание Олонхо «Модун Эр СоҔотох». |
Воспитатели, педагог ПДО
по фольклору. |
3.Заключительный
этап |
Апрель | Выступление перед родителями и в других группах детского сада с Олонхо «Модун Эр СоҔотох».
|
Воспитатели, педагог ПДО
по фольклору. |
Ожидаемый результат: Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста; активизация родителей, поднятие интереса к жизни группы; обогащение предметно-развивающей среды новыми куклами; развитие познавательного интереса детей к персонажам эпоса олонхо и к персонажам народных сказок.
Критерии результативности: Среда группы пополнилась новыми куклами –персонажами народных сказок для развития связной речи; уровень связной речи у детей старшего дошкольного возраста повысилась; дети познакомились с героями сказок и олонхо , с удовольствием в них играют.
Дидактические основы использования театрально-игровой постановки в образовательном процессе.
Значение и специфика театрализованных игр заключаются в сопереживании, познавательности, воздействии художественного образа на личность. Олонхо– один из самых доступных жанров якутского фольклора для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы развития связной речи, связанные:
– с художественным образованием и воспитанием детей;
– формированием эстетического вкуса;
– нравственным воспитанием;
– развитием коммуникативных качеств личности;
– воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;
– созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости.
Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном.
Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самопознанию и самовыражению личности; создаёт условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности. Совместная театрально-игровая деятельность – уникальный вид сотрудничества. В ней все равны: ребенок, педагог, мамы, папы, бабушки и дедушки. Играя вместе с взрослыми, дети овладевают ценными навыками общения.
- Каким образом эти задачи можно решить в рамках постановки эпоса Олонхо?
- Познакомить с разными героями.
- Организовать сцену, декорации.
- Создать костюмы, куклы – совместно с родителями.
- Работать над каждым персонажем индивидуально.
- Общая система организации работы:
- Знакомство с жанром фольклора – Олонхо.
- Знакомство с текстом эпоса Олонхо.
- Освоение выразительных средств передачи образа
- Изготовление кукол, макетов, атрибутов, декораций
- Проигрывание содержания на макете
- Организация театральной постановки
За счет переноса ряда задач развития в естественную и привлекательную для детей деятельность происходит снижение учебной нагрузки в организованном обучении, дети заинтересованы в собственном продвижении, проявляют любознательность и активность, и следствие этого эффективность организации воспитательно-образовательного процесса.
Содержание работы по проекту включает в себя:
- просмотр иллюстраций Олонхо и беседы по ним;
- игры-драматизации;
- упражнения для социально-эмоционального развития детей;
- коррекционно-развивающие игры; упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);
- задания для развития речевой интонационной выразительности;
- игры-превращения (учись владеть своим телом), образные упражнения;
- упражнения на развитие детской пластики;
- ритмические минутки (логоритмика);
- упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;
- театральные этюды;
- отдельные упражнения по этике во время драматизаций ;
- подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сюжетов и инсценировок;
- знакомство не только с текстом Олонхо, но и средствами ее драматизации – жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями (реквизит), мизансценой и т.д.
Задачи театрализованной постановки по развитию речи:
Подготовительная группа:
Продолжать активизировать и уточнять словарь детей. Расширять словарный запас, обозначающий названия предметов, действий, признаков. Закреплять правильное произношение всех звуков, отрабатывать дикцию, продолжать работать над интонационной выразительностью речи. Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи. Воспитывать культуру речевого общения.
Вывод:
Одним из условий успешного развития связной речи детей посредством знакомства с эпосом Олонхо является эффективное взаимодействие воспитателя с родителями. Именно в семейных условиях можно уделить ребенку достаточное внимание в зависимости от особенностей его развития, склонностей, читательских интересов, изготовление кукол и др. С мамой можно послушать сказку, олонхо в исполнении мастеров художественного чтения, рассмотреть иллюстрации к литературному произведению, обсудить персонаж.
Таким образом, обыгрывание персонажей Олонхо оказывает влияние на развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в том случае, если будет вызывать интерес и желание участвовать в инсценировках.