Педагогический проект “Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с эпосом Олонхо”

Антонова Аида Николаевна, воспитатель, МДОУ ЦРР-Детский сад №21 "Кэнчээри", Республика Саха (Якутия), город Якутск

Педагогический проект “Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с эпосом Олонхо”

Антонова Аида Николаевна,
воспитатель,
МДОУ ЦРР-Детский сад №21 “Кэнчээри”,
Республика Саха (Якутия), город Якутск

Речевая деятельность как совокупность речи процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Кроме того, речевые нарушения могут сопровождаться отклонениями в формировании личности. Как правило, такие дети отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью. Поэтому речевое развитие нужно начинать уже с младшего дошкольного возраста. Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В этом возрасте у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь, а так же происходит формирование основных качеств личности.

Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры. Т.к. игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т.д.

В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Куклы становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры. Театрализованная игра помогает решить одну из важнейших задач – развитие речи. Театрализованная деятельность будет вызывать интерес, если сделать атрибуты театра своими руками. Каких только кукол не встретишь сейчас на прилавках игрушечных магазинов.  А что если сделать  куклу своими руками?  Это не так сложно, как кажется.

Ни с чем несравнимую радость вызывает у дошкольников совместные работы с родителями по  изготовлению персонажей Олонхо. Дети очень впечатлительны, особенно поддаются эмоциональному воздействию. В силу образно-конкретного мышления детям совместная деятельность с родителями и инсценировка художественного произведения помогает ярче и правильнее его воспринимать.

Участвуя в обыгрывании Олонхо, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют готовый материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям.

Умело поставленные воспитателем вопросы при подготовке к игре побуждают детей думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.

Актуальность проектной работы мы видим в том, что созданные куклы- персонажи эпоса Олонхо, герои народных сказок и театрализованная игра помогает решить одну из важнейших задач – развитие речи ребенка.

В этой проектной работе мы активизируем наших родителей, привлекаем их к творчеству, в житейские проблемы групп, пополняем развивающую среду новыми необычными куклами, которых не купить в магазине.

Нам нужны были куклы, которые бы развивали у детей связную речь, творческие способности, мышление, так как в процессе игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться свои мысли. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй речи.

Объект исследования – процесс развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – условия формирования развития речи в процессе знакомства и обыгрывания персонажей Олонхо.

        Цель: – выявить эффективность театрализованной деятельности в развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

  1. Выявить уровни развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста;
  2. Разработать систему театрализованных игр на материале олонхо, якутских народных сказок;
  3. Изготовить атрибуты (куклы из пластика), персонажи из олонхо и якутских народных сказок;
  4. Взаимодействовать с родителями в процессе создания кукол из пластик;
  5. Создать предметно-развивающую среду для театрализованной деятельности.

       Целевая группа: дети и родители старших и подготовительных  групп.

Рабочая группа: родители старшей и подготовительной групп.

Сроки реализации проекта: учебный год и  далее.

  • Краткая аннотация проекта:

Проект рассчитан на детей старшей и подготовительной групп. Длительность проекта 1,5 – 2 года. Для проекта изготавливаются несколько кукол, с которыми организуются театрализованные игры. Предусмотрено активное участие родителей в изготовлении кукол. Игры способствуют развитию памяти, мышления, развитию связной речи.

В проект вошли куклы- персонажи эпоса Олонхо:

  • «Туйаарыма Куо»; «Сабыйа Баай Хотун эмээхсин»; «Олонхо кэрэ кыыҺа»; «Абааһы кыыһа – Кыыс Кыдылла»; «Сир Сабыйа Баай тойон оҕонньор»; «Модун Эр Соҕотох»;

Куклы- сказочные герои:

  • «Бэйбэрикээн эмээхсин»; «Сээркээн Сэһэн оҕонньор»; «Бэйбэрикээн эмээхсин кыыһа»; «Сорук Боллур уол»; «Абааһы кыыһа»; «Бухатыыр»; « Кыыс»;

 

План работы по проектной деятельности:

Этапы проекта Время реализации Основная работа по проекту Ответственные
1.Подготовительный

этап

Сентябрь-октябрь 1.Внести в план работу над проектом «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности».

2.Подбор материалов.

3.Календарное планирование.

Воспитатели

 

 

 

 

Родители

Воспитатели, педагоги ПДО

2. Основной этап Ноябрь-март 1.Продолжение работы по знакомству с жанрами фольклора – Олонхо.

2.Мастер-класс для родителей

« Изготовление кукол – персонажей Олонхо из пластика».

3.Разучивание и инсценировка персонажей Олонхо.

4.Разучивание Олонхо «Модун Эр СоҔотох».

Воспитатели, педагог ПДО

по фольклору.

3.Заключительный

этап

Апрель Выступление перед родителями и в других группах детского сада с Олонхо «Модун Эр СоҔотох».

 

Воспитатели, педагог ПДО

по фольклору.

 

Ожидаемый результат: Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста; активизация родителей, поднятие интереса к жизни группы; обогащение предметно-развивающей среды новыми куклами; развитие познавательного  интереса детей к персонажам эпоса олонхо и к персонажам народных сказок.

Критерии результативности: Среда группы пополнилась новыми куклами –персонажами народных сказок для развития связной речи; уровень связной речи у детей старшего дошкольного возраста повысилась; дети познакомились с героями сказок и олонхо , с удовольствием в них играют.

Дидактические основы использования театрально-игровой постановки в образовательном процессе.

Значение и специфика театрализованных игр заключаются в сопереживании, познавательности, воздействии художественного образа на личность. Олонхо– один из самых доступных жанров якутского фольклора для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы развития связной речи, связанные:

– с художественным образованием и воспитанием детей;

– формированием эстетического вкуса;

– нравственным воспитанием;

– развитием коммуникативных качеств личности;

– воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;

– созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости.

Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном.

Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самопознанию и самовыражению личности; создаёт условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности. Совместная театрально-игровая деятельность – уникальный вид сотрудничества. В ней все равны: ребенок, педагог, мамы, папы, бабушки и дедушки. Играя вместе с взрослыми, дети овладевают ценными навыками общения.

 

  • Каким образом эти задачи можно решить в рамках постановки эпоса Олонхо?
  1. Познакомить с разными героями.
  2. Организовать сцену, декорации.
  3. Создать костюмы, куклы – совместно с родителями.
  4. Работать над каждым персонажем индивидуально.
  • Общая система организации работы:
  1. Знакомство с жанром фольклора – Олонхо.
  2. Знакомство с текстом эпоса Олонхо.
  3. Освоение выразительных средств передачи образа
  4. Изготовление кукол, макетов, атрибутов, декораций
  5. Проигрывание содержания на макете
  6. Организация театральной постановки

За счет переноса ряда задач развития в естественную и привлекательную для детей деятельность происходит снижение учебной нагрузки в организованном обучении, дети заинтересованы в собственном продвижении, проявляют любознательность и активность, и следствие этого эффективность организации воспитательно-образовательного процесса.

 

Содержание работы  по проекту  включает в себя:

  • просмотр иллюстраций Олонхо и беседы по ним;
  • игры-драматизации;
  • упражнения для социально-эмоционального развития детей;
  • коррекционно-развивающие игры; упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);
  • задания для развития речевой интонационной выразительности;
  • игры-превращения (учись владеть своим телом), образные упражнения;
  • упражнения на развитие детской пластики;
  • ритмические минутки (логоритмика);
  • упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;
  • театральные этюды;
  • отдельные упражнения по этике во время драматизаций ;
  • подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сюжетов и инсценировок;
  • знакомство не только с текстом Олонхо, но и средствами ее драматизации – жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями (реквизит), мизансценой и т.д.

Задачи театрализованной постановки по развитию речи:

Подготовительная группа:

Продолжать активизировать и уточнять словарь детей. Расширять словарный запас, обозначающий названия предметов, действий, признаков. Закреплять правильное произношение всех звуков, отрабатывать дикцию, продолжать работать над интонационной выразительностью речи. Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи. Воспитывать культуру речевого общения.

Вывод:

Одним из условий успешного развития связной речи детей посредством знакомства с  эпосом Олонхо является эффективное взаимодействие воспитателя с родителями. Именно в семейных условиях можно уделить ребенку достаточное внимание в зависимости от особенностей его развития, склонностей, читательских интересов, изготовление кукол и др. С мамой можно послушать сказку, олонхо в исполнении мастеров художественного чтения, рассмотреть иллюстрации к литературному произведению, обсудить  персонаж.

Таким образом, обыгрывание персонажей Олонхо оказывает влияние на развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в том случае, если будет вызывать интерес и желание участвовать в инсценировках.

Центр дистанционных мероприятий “Пора роста” – это цифровая образовательная экосистема, с большим набором сервисов для учителей, учеников и их родителей.