Паспорт проекта “Первая Буква Любимого Человека”
Даньшина Людмила Валерьевна,
воспитатель,
МКДОУ Детский сад “Солнышко”,
Республика Саха (Якутия), Ленский район, г. Ленск
Цель: Создание условий для формирования основ духовно – нравственного, патриотического воспитания личности ребенка через любовь и привязанность к родному дому, семье, семейным традициям.
Создать условия для творческой самореализации детей и родителей (законных представителей)
Задачи:
- Сформировать положительное отношение к своему имени к имени близких, родных людей;
- Знать с какой буквы начинается имя собственное (свое), любимого человека, учить слышать звук, узнавать букву имени.
- Учиться самопрезентовать себя коллективу сверстников.
- Обогащать словарный запас детей, способствовать развитию связной монологической речи
- Воспитать у детей старшего дошкольного возраста интерес и уважение к традициям, истории своей семьи.
- Привлечь родителей к совместной поисковой, творческой деятельности, улучшение детско – родительских отношений.
- Содействие укреплению партнерских отношений ДОУ и семьи.
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Художественное творчество», «Художественная литература».
Участники проекта: дети подготовительной группы 6-7 лет, воспитатели группы, родители, бабушки, дедушки.
Время реализации проекта: 2023-2024гг.
Вид проекта: семейный, долгосрочный, творческий.
Тип проекта: информационно – творческий.
Проблема: недостаточная сформированность у детей дошкольного возраста о происхождении своего имени и именах своих близких, родных (членов семьи) и в чем его уникальность.
Актуальность: Любовь маленького ребенка – дошкольника к Родине начинается с любви к самым близким людям: отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, к улице, стране в которой он живет.
Семья для ребенка – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Семье принадлежит основная общественная функция –
воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей.
В современных условиях происходить глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.
Осознание своей индивидуальности и уникальности начинается с имени. Дети плохо запоминают имена родных, незнакомых людей, потому что у них не развито уважительное отношение к своему собственному имени. Чтобы подтолкнуть процесс самостоятельного освоения мира и своих возможностей необходимо помочь сформировать положительное отношение к своему имени и именам своих родных.
Предложенный проект соответствует установленным требованиям к развивающей работе с детьми дошкольного возраста и имеет высокую практическую значимость. Участие в проекте поможет расширить самостоятельную деятельность детей, научит оценивать результаты своего труда и сравнивать их с поделками своих товарищей. Реализация проекта «Первая буква любимого человека!» была разработана на принципах:
- наглядности (познание дошкольников нуждается в наглядном подтверждении);
- систематичности и последовательности (знания преподносятся в системе, с опорой на ранее изученный материал);
- доступности (познание происходит от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному);
- личностно-ориентированного подхода (знания подаются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей);
- связи теории с практикой (знания, полученные детьми из книг и бесед, подтверждаются практикой, применяются в играх и повседневной жизни); • сознательности и активности (максимально часто используется вопрос «Почему?», чтобы научить детей активно мыслить, устанавливать причинно-следственные связи).
- творчества и самостоятельности (не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно, не сдерживать инициативы детей).
Реализация инновационной деятельности по проекту позволит обобщить педагогический опыт воспитателей группы, что в свою очередь, будет способствовать изменению социально-педагогического имиджа ДОУ.
Принципы реализации проекта:
- принцип деятельности (ребёнок находится в процессе открытия новых знаний;
- принцип креативности (педагог поощряет активность детей);
- принцип непрерывности (процесс продолжается на вечерних занятиях с воспитателем);
- принцип последовательности, доступности, систематичности.
Методологическая база педагогического опыта.
Проект разработан на основе следующих принципов педагогики:
- научности
- системности
- доступности материала
- наглядности
- сознательности и активности
- прочности обучения
- индивидуализации
Этапы проекта «Первая буква имени любимого человека»
I этап: Организационно – подготовительный.
- Постановка проблемы:
Предложили детям узнать, как им выбирали имя, почему их так назвали, кто ещё из родственников носит такое же имя, что такое имя?
Предложили ответить на вопросы:
- «Тебе нравится своё имя?», (50 % детей ответил -Да)
2.«Хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как?» (Вторая половина детей хотели, чтобы у них были другие имена»
Были проведены индивидуальные беседы с родителями на тему «Формирование у детей положительного отношения к своему имени», анод задание сделать первую букву имени любимого человека (это может быть папа, мама, бабушка, близкие и родные люди для ребенка) из различного материала, нарисовать и т д., провести беседу «Откуда берутся «взрослое» имя отчество.
- Провели опрос родителей «Кто придумал имя вашему ребенку?»
Интересные истории мы записали:
-Макар- Назвала бабушка, т.к. покойный папа (мамы) мечтал, чтобы кто – нибудь из нас детей назвал сына – Макаром. Мне (маме) это имя не нравилось, теперь лучше его нет.
-Тамраз – папа назвал в честь своего отца. Мама была не против. Имя понравилось, очень серьезное, мощное мужское имя. Пусть и характером будет таким.
-Дима. – Вначале беременности мама выбрала 3 мужских имени, которые нравятся, папа должен был выбрать среди этих имен, когда сын родился, папа позвонил поздравить и спросил: «Ну как вы там с Димой?»
-Юлианна- Мама вместе с папой смотрели телевизор, там шел концерт Юлианны Карауловой и одному из них пришла мысль, именно так назвать дочу. Решили без споров и других предложений, хотя не были фанатами певицы.
-Егор – Мама родила, отходила от родов, ей было не до этого, имя предложила врач Анна Ивановна и завела карточку. Папе сказали, папа согласился.
-Артем – Папа и мама открыли словарь, самое первое имя прочитали и другие имена больше не захотели читать. Почувствовали сердцем.
-Илья – Во сне приснилось это имя, поэтому так и назвали.
-Женя, Мама назвала, потому что была ее очередь давать имя ребенку, и маму хотели назвать так же в свое время.
– Эмир- Имя выбрал папа. Мама хотела назвать АЭЛЕН, папа сказал, что слишком нежно звучит. Как раз в тот период мы смотрели турецкий сериал Эртугрул (основатель Османской империи), и там был персонаж с именем Эмир, папа предложил так назвать сына, мне понравилось имя Эмир — это должность (правая рука) при Султане.
Промежуточный этап
Беседы с детьми по теме: «Что означают ваши имена?», «По-разному зовутся дети», «Право на имя» (дать представление о документе свидетельство о рождении), «Откуда берутся взрослые имя отчество».
2.Консультации для родителей: «Роль семьи в воспитании ребенка», Права обязанности и ответственность родителей», «Патриотическое воспитание дошкольников в семье», «Воспитание любви к малой Родине»; размещены в приемной группы, на странице в ВК, в мессенджере сферум в родительской группе.
3.Чтение художественных произведений (в названиях этих произведений есть имена);
- Б. Житкова «Чудесное имя»;
- А.С. Пушкин «Евгений Онегин» (отрывок);
- Н. Добронравов «Ваня»;
- Н. Рубцов «Мальчик Вова»;
- А. Твардовский «Василий Теркин» (отрывок);
- В.А. Жуковский «Светлана» (отрывок);
- С. Есенин «Сказка о пастушонке Пете»
- Д. Хармс «Ну – ка Петя», «Иван Иваныч Самовар» т.д., читали пословицы и поговорки, стихотворения о семье, отгадывали загадки про буквы.
4.Изодеятельность, лепка, аппликация «Первая буква моего имени», оформление выставки.
5.Выкладывание из подручных материалов имен (лего, бусинки, кубики и т.д.)
6.Дидактические игры: «Придумай слово с первым звуком твоего имени, мамы, папы, бабушки, дедушки, брата, сестры.», «На что похожа буква?», «Узнай на ощупь букву».
7.Прослушивание детских, современных поп песен в которых звучат имена людей: Антошка, Валера, Ксюша, Леха и т д.
- НОД «Мое имя самое красивое»
- Просмотр презентации: «Имена на Руси»; «Вензель. Монограмма» (вензель_ переплетение начальных букв имени и фамилии или имени отчества в виде узора. монограмма – знак составленный из соединенных между собой, поставленных, рядом или переплетенных одна с другой начальных букв имени и фамилии или же из сокращений целого имени), «Что означает твое имя?».
- Создали книжку – малышку (дети предложили создать) самостоятельно провели исследование. Выяснили: что у нас два Димы, две Валерии, два Ильи, три Светы (две большие, и одна маленькая), зафиксировали все в книжке – малышке.
- Провели исследование, выяснили, что в группе есть дети с необычными именами: Аэлина, Субедей, Хамза, Умар, Эмир, Демид. Есть с «исчезающими именами: Зина, Ульяна, Игнатий. Первая буква имени А у 6 детей, Д- у 3, М- у 3, К – 3.
- Провели экскурсию для воспитанников подготовительной и старшей группы, где экскурсоводы рассказали о создании букв и о нашем проекте.
- Конкурс для мам «Первая буква имени вашего ребенка» (аппликация букв по готовым шаблонам) на утреннике посвященному Международному женскому дню «Кафе для мамы»,
Заключительный этап: Итоговое мероприятие
14 Семейное изготовление буквы.
15 Самопрезентация буквы любимого человека в группе.
Ожидаемый результат: Развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с педагогами и родителями через привлечение детей к изучению алфавита в интересной форме; умение анализировать и выделять первые звуки в словах, подбирать слова с заданным звуком и определение места звука в слове;
Формирование у детей зрительного образа букв; умения видеть и различать графические образы изучаемых букв, соотносить образ буквы со звуком;
В результате реализации проекта «Первая буква моего имени» у детей повысился интерес к сложному процессу обучения чтению и письму, ребята начинают активно проявлять интерес к чтению, выкладывать из букв разрезной азбуки слова и предложения, печатать в тетради в клетку слова под диктовку и списывать с книги и доски.
Дети разбираются в степени родства, знают имена своих близких родственников, и кто кому приходится.
Привлечение родителей к совместной поисковой, творческой деятельности (в наше время это очень затруднительно сделать) создают условия для улучшения детско – родительских отношений: при подготовке к проекту, вся семья принимала участие, отвечая на наш опрос, родители окунулись в воспоминания о приятном событии рождения малыша, для самопрезентаций букв сочиняли стихотворения всей семьей.
Проект дал возможность проявить фантазию, продемонстрировать умения. Дети совместно с родителями постарались на славу.
Благодарим всех участников проекта за активность, креативность и творческое воображение.