Паспорт проекта «Первая Буква Любимого Человека»

Автор материала

Паспорт проекта «Первая Буква Любимого Человека»

 

Даньшина Людмила Валерьевна,
воспитатель,
МКДОУ Детский сад «Солнышко»,
Республика Саха (Якутия), Ленский район, г. Ленск

 

Цель: Создание условий для формирования основ духовно – нравственного, патриотического воспитания личности ребенка через любовь и привязанность к родному дому, семье, семейным традициям.

Создать условия для творческой самореализации детей и родителей (законных представителей)

Задачи:

  • Сформировать положительное отношение к своему имени к имени близких, родных людей;
  • Знать с какой буквы начинается имя собственное (свое), любимого человека, учить слышать звук, узнавать букву имени.
  • Учиться самопрезентовать себя коллективу сверстников.
  • Обогащать словарный запас детей, способствовать развитию связной монологической речи
  • Воспитать у детей старшего дошкольного возраста интерес и уважение к традициям, истории своей семьи.
  • Привлечь родителей к совместной поисковой, творческой деятельности, улучшение детско – родительских отношений.
  • Содействие укреплению партнерских отношений ДОУ и семьи.

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Художественное творчество», «Художественная литература».

Участники проекта: дети подготовительной группы 6-7 лет, воспитатели группы, родители, бабушки, дедушки.

Время реализации проекта: 2023-2024гг.

Вид проекта: семейный, долгосрочный, творческий.

Тип проекта: информационно – творческий.

Проблема: недостаточная сформированность у детей дошкольного возраста о происхождении своего имени и именах своих близких, родных (членов семьи) и в чем его уникальность.

Актуальность: Любовь маленького ребенка – дошкольника к Родине начинается с любви к самым близким людям: отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, к улице, стране в которой он живет.

Семья для ребенка – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Семье принадлежит основная общественная функция –

воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей.

В современных условиях происходить глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.

Осознание своей индивидуальности и уникальности начинается с имени. Дети плохо запоминают имена родных, незнакомых людей, потому что у них не развито уважительное отношение к своему собственному имени. Чтобы подтолкнуть процесс самостоятельного освоения мира и своих возможностей необходимо помочь сформировать положительное отношение к своему имени и именам своих родных.

Предложенный проект соответствует установленным требованиям к развивающей работе с детьми дошкольного возраста и имеет высокую практическую значимость. Участие в проекте поможет расширить самостоятельную деятельность детей, научит оценивать результаты своего труда и сравнивать их с поделками своих товарищей. Реализация проекта «Первая буква любимого человека!» была разработана на принципах:

  • наглядности (познание дошкольников нуждается в наглядном подтверждении);
  • систематичности и последовательности (знания преподносятся в системе, с опорой на ранее изученный материал);
  • доступности (познание происходит от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному);
  • личностно-ориентированного подхода (знания подаются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей);
  • связи теории с практикой (знания, полученные детьми из книг и бесед, подтверждаются практикой, применяются в играх и повседневной жизни); • сознательности и активности (максимально часто используется вопрос «Почему?», чтобы научить детей активно мыслить, устанавливать причинно-следственные связи).
  • творчества и самостоятельности (не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно, не сдерживать инициативы детей).

Реализация инновационной деятельности по проекту позволит обобщить педагогический опыт воспитателей группы, что в свою очередь, будет способствовать изменению социально-педагогического имиджа ДОУ.

Принципы реализации проекта:

  • принцип деятельности (ребёнок находится в процессе открытия новых знаний;
  • принцип креативности (педагог поощряет активность детей);
  • принцип непрерывности (процесс продолжается на вечерних занятиях с воспитателем);
  • принцип последовательности, доступности, систематичности.

 Методологическая база педагогического опыта. 

Проект   разработан на основе следующих принципов педагогики:

  • научности
  • системности
  • доступности материала
  • наглядности
  • сознательности и активности
  • прочности обучения
  • индивидуализации

Этапы проекта «Первая буква имени любимого человека»

I этап: Организационно – подготовительный.

  1. Постановка проблемы:

Предложили детям узнать, как им выбирали имя, почему их так назвали, кто ещё из родственников носит такое же имя, что такое имя?

Предложили ответить на вопросы:

  1. «Тебе нравится своё имя?», (50 % детей ответил -Да)

2.«Хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому?  Как?» (Вторая половина детей хотели, чтобы у них были другие имена»

Были проведены индивидуальные беседы с родителями на тему «Формирование у детей положительного отношения к своему имени», анод задание сделать первую букву имени любимого человека (это может быть папа, мама, бабушка, близкие и родные люди для ребенка) из различного материала, нарисовать и т д., провести беседу «Откуда берутся «взрослое» имя отчество.

  1. Провели опрос родителей «Кто придумал имя вашему ребенку?»

Интересные истории мы записали:

-Макар- Назвала бабушка, т.к. покойный папа (мамы) мечтал, чтобы кто – нибудь из нас детей назвал сына – Макаром. Мне (маме) это имя не нравилось, теперь лучше его нет.

-Тамраз – папа назвал в честь своего отца. Мама была не против. Имя понравилось, очень серьезное, мощное мужское имя. Пусть и характером будет таким.

-Дима. — Вначале беременности мама выбрала 3 мужских имени, которые нравятся, папа должен был выбрать среди этих имен, когда сын родился, папа позвонил поздравить и спросил: «Ну как вы там с Димой?»

-Юлианна- Мама вместе с папой смотрели телевизор, там шел концерт Юлианны Карауловой и одному из них пришла мысль, именно так назвать дочу. Решили без споров и других предложений, хотя не были фанатами певицы.

-Егор — Мама родила, отходила от родов, ей было не до этого, имя предложила врач Анна Ивановна и завела карточку. Папе сказали, папа согласился.

-Артем – Папа и мама открыли словарь, самое первое имя прочитали и другие имена больше не захотели читать. Почувствовали сердцем.

-Илья — Во сне приснилось это имя, поэтому так и назвали.

-Женя, Мама назвала, потому что была ее очередь давать имя ребенку, и маму хотели назвать так же в свое время.

— Эмир- Имя выбрал папа. Мама хотела назвать АЭЛЕН, папа сказал, что слишком нежно звучит. Как раз в тот период мы смотрели турецкий сериал Эртугрул (основатель Османской империи), и там был персонаж с именем Эмир, папа предложил так назвать сына, мне понравилось имя Эмир — это должность (правая рука) при Султане.

  Промежуточный этап

 Беседы с детьми по теме: «Что означают ваши имена?», «По-разному зовутся дети», «Право на имя» (дать представление о документе свидетельство о рождении), «Откуда берутся взрослые имя отчество».

2.Консультации для родителей: «Роль семьи в воспитании ребенка», Права обязанности и ответственность родителей», «Патриотическое воспитание дошкольников в семье», «Воспитание любви к малой Родине»;  размещены в приемной группы, на  странице в ВК, в мессенджере сферум в родительской группе.

3.Чтение художественных произведений (в названиях этих произведений есть имена);

  • Б. Житкова «Чудесное имя»;
  • А.С. Пушкин «Евгений Онегин» (отрывок);
  • Н. Добронравов «Ваня»;
  • Н. Рубцов «Мальчик Вова»;
  • А. Твардовский «Василий Теркин» (отрывок);
  • В.А. Жуковский «Светлана» (отрывок);
  • С. Есенин «Сказка о пастушонке Пете»
  • Д. Хармс «Ну – ка Петя», «Иван Иваныч Самовар» т.д., читали пословицы и поговорки, стихотворения о семье, отгадывали загадки про буквы.

4.Изодеятельность, лепка, аппликация «Первая буква моего имени», оформление выставки.

5.Выкладывание из подручных материалов имен (лего, бусинки, кубики и т.д.)

6.Дидактические игры: «Придумай слово с первым звуком твоего имени, мамы, папы, бабушки, дедушки, брата, сестры.», «На что похожа буква?», «Узнай на ощупь букву».

7.Прослушивание детских, современных поп песен в которых звучат имена людей: Антошка, Валера, Ксюша, Леха и т д.

  1. НОД «Мое имя самое красивое»
  • Просмотр презентации: «Имена на Руси»; «Вензель. Монограмма» (вензель_ переплетение начальных букв имени и фамилии или имени отчества в виде узора. монограмма – знак составленный из соединенных между собой, поставленных, рядом или переплетенных одна с другой начальных букв имени и фамилии или же из сокращений целого имени), «Что означает твое имя?».
  • Создали книжку – малышку (дети предложили создать) самостоятельно провели исследование. Выяснили: что у нас два Димы, две Валерии, два Ильи, три Светы (две большие, и одна маленькая), зафиксировали все в книжке – малышке.
  • Провели исследование, выяснили, что в группе есть дети с необычными именами: Аэлина, Субедей, Хамза, Умар, Эмир, Демид. Есть с «исчезающими именами: Зина, Ульяна, Игнатий.     Первая буква имени А у 6 детей, Д- у 3, М- у 3, К – 3.
  • Провели экскурсию для воспитанников подготовительной и старшей группы, где экскурсоводы рассказали о создании букв и о нашем проекте.
  • Конкурс для мам «Первая буква имени вашего ребенка» (аппликация букв по готовым шаблонам) на утреннике посвященному Международному женскому дню «Кафе для мамы»,

 Заключительный этап: Итоговое мероприятие

14 Семейное изготовление буквы.

15 Самопрезентация буквы любимого человека в группе.

 Ожидаемый результат: Развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с педагогами и родителями через привлечение детей к изучению алфавита в интересной форме; умение анализировать и выделять первые звуки в словах, подбирать слова с заданным звуком и определение места звука в слове;

Формирование у детей зрительного образа букв; умения видеть и различать графические образы изучаемых букв, соотносить образ буквы со звуком;

В результате реализации проекта «Первая буква моего имени» у детей повысился интерес к сложному процессу обучения чтению и письму, ребята начинают активно проявлять интерес к чтению, выкладывать из букв разрезной азбуки слова и предложения, печатать в тетради в клетку слова под диктовку и списывать с книги и доски.

Дети разбираются в степени родства, знают имена своих близких родственников, и кто кому приходится.

Привлечение родителей к совместной поисковой, творческой деятельности (в наше время это очень затруднительно сделать) создают условия для улучшения детско – родительских отношений: при подготовке к проекту, вся семья принимала участие, отвечая на наш опрос, родители окунулись в воспоминания о приятном событии рождения малыша, для самопрезентаций букв сочиняли стихотворения всей семьей.

Проект дал возможность проявить фантазию, продемонстрировать умения. Дети совместно с родителями постарались на славу.

Благодарим всех участников проекта за активность, креативность и творческое воображение.

12.11.2025

Павлова Анастасия Лазаревна

12.11.2025

Павлова Анастасия Лазаревна

Текущие мероприятия