Паспорт проекта “Первая Буква Любимого Человека”

Даньшина Людмила Валерьевна, воспитатель, МКДОУ Детский сад "Солнышко", Республика Саха (Якутия), Ленский район, г. Ленск

Паспорт проекта “Первая Буква Любимого Человека”

 

Даньшина Людмила Валерьевна,
воспитатель,
МКДОУ Детский сад “Солнышко”,
Республика Саха (Якутия), Ленский район, г. Ленск

 

Цель: Создание условий для формирования основ духовно – нравственного, патриотического воспитания личности ребенка через любовь и привязанность к родному дому, семье, семейным традициям.

Создать условия для творческой самореализации детей и родителей (законных представителей)

Задачи:

  • Сформировать положительное отношение к своему имени к имени близких, родных людей;
  • Знать с какой буквы начинается имя собственное (свое), любимого человека, учить слышать звук, узнавать букву имени.
  • Учиться самопрезентовать себя коллективу сверстников.
  • Обогащать словарный запас детей, способствовать развитию связной монологической речи
  • Воспитать у детей старшего дошкольного возраста интерес и уважение к традициям, истории своей семьи.
  • Привлечь родителей к совместной поисковой, творческой деятельности, улучшение детско – родительских отношений.
  • Содействие укреплению партнерских отношений ДОУ и семьи.

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Художественное творчество», «Художественная литература».

Участники проекта: дети подготовительной группы 6-7 лет, воспитатели группы, родители, бабушки, дедушки.

Время реализации проекта: 2023-2024гг.

Вид проекта: семейный, долгосрочный, творческий.

Тип проекта: информационно – творческий.

Проблема: недостаточная сформированность у детей дошкольного возраста о происхождении своего имени и именах своих близких, родных (членов семьи) и в чем его уникальность.

Актуальность: Любовь маленького ребенка – дошкольника к Родине начинается с любви к самым близким людям: отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, к улице, стране в которой он живет.

Семья для ребенка – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Семье принадлежит основная общественная функция –

воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей.

В современных условиях происходить глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.

Осознание своей индивидуальности и уникальности начинается с имени. Дети плохо запоминают имена родных, незнакомых людей, потому что у них не развито уважительное отношение к своему собственному имени. Чтобы подтолкнуть процесс самостоятельного освоения мира и своих возможностей необходимо помочь сформировать положительное отношение к своему имени и именам своих родных.

Предложенный проект соответствует установленным требованиям к развивающей работе с детьми дошкольного возраста и имеет высокую практическую значимость. Участие в проекте поможет расширить самостоятельную деятельность детей, научит оценивать результаты своего труда и сравнивать их с поделками своих товарищей. Реализация проекта «Первая буква любимого человека!» была разработана на принципах:

  • наглядности (познание дошкольников нуждается в наглядном подтверждении);
  • систематичности и последовательности (знания преподносятся в системе, с опорой на ранее изученный материал);
  • доступности (познание происходит от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному);
  • личностно-ориентированного подхода (знания подаются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей);
  • связи теории с практикой (знания, полученные детьми из книг и бесед, подтверждаются практикой, применяются в играх и повседневной жизни); • сознательности и активности (максимально часто используется вопрос «Почему?», чтобы научить детей активно мыслить, устанавливать причинно-следственные связи).
  • творчества и самостоятельности (не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно, не сдерживать инициативы детей).

Реализация инновационной деятельности по проекту позволит обобщить педагогический опыт воспитателей группы, что в свою очередь, будет способствовать изменению социально-педагогического имиджа ДОУ.

Принципы реализации проекта:

  • принцип деятельности (ребёнок находится в процессе открытия новых знаний;
  • принцип креативности (педагог поощряет активность детей);
  • принцип непрерывности (процесс продолжается на вечерних занятиях с воспитателем);
  • принцип последовательности, доступности, систематичности.

 Методологическая база педагогического опыта. 

Проект   разработан на основе следующих принципов педагогики:

  • научности
  • системности
  • доступности материала
  • наглядности
  • сознательности и активности
  • прочности обучения
  • индивидуализации

Этапы проекта «Первая буква имени любимого человека»

I этап: Организационно – подготовительный.

  1. Постановка проблемы:

Предложили детям узнать, как им выбирали имя, почему их так назвали, кто ещё из родственников носит такое же имя, что такое имя?

Предложили ответить на вопросы:

  1. «Тебе нравится своё имя?», (50 % детей ответил -Да)

2.«Хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому?  Как?» (Вторая половина детей хотели, чтобы у них были другие имена»

Были проведены индивидуальные беседы с родителями на тему «Формирование у детей положительного отношения к своему имени», анод задание сделать первую букву имени любимого человека (это может быть папа, мама, бабушка, близкие и родные люди для ребенка) из различного материала, нарисовать и т д., провести беседу «Откуда берутся «взрослое» имя отчество.

  1. Провели опрос родителей «Кто придумал имя вашему ребенку?»

Интересные истории мы записали:

-Макар- Назвала бабушка, т.к. покойный папа (мамы) мечтал, чтобы кто – нибудь из нас детей назвал сына – Макаром. Мне (маме) это имя не нравилось, теперь лучше его нет.

-Тамраз – папа назвал в честь своего отца. Мама была не против. Имя понравилось, очень серьезное, мощное мужское имя. Пусть и характером будет таким.

-Дима. – Вначале беременности мама выбрала 3 мужских имени, которые нравятся, папа должен был выбрать среди этих имен, когда сын родился, папа позвонил поздравить и спросил: «Ну как вы там с Димой?»

-Юлианна- Мама вместе с папой смотрели телевизор, там шел концерт Юлианны Карауловой и одному из них пришла мысль, именно так назвать дочу. Решили без споров и других предложений, хотя не были фанатами певицы.

-Егор – Мама родила, отходила от родов, ей было не до этого, имя предложила врач Анна Ивановна и завела карточку. Папе сказали, папа согласился.

-Артем – Папа и мама открыли словарь, самое первое имя прочитали и другие имена больше не захотели читать. Почувствовали сердцем.

-Илья – Во сне приснилось это имя, поэтому так и назвали.

-Женя, Мама назвала, потому что была ее очередь давать имя ребенку, и маму хотели назвать так же в свое время.

– Эмир- Имя выбрал папа. Мама хотела назвать АЭЛЕН, папа сказал, что слишком нежно звучит. Как раз в тот период мы смотрели турецкий сериал Эртугрул (основатель Османской империи), и там был персонаж с именем Эмир, папа предложил так назвать сына, мне понравилось имя Эмир — это должность (правая рука) при Султане.

  Промежуточный этап

 Беседы с детьми по теме: «Что означают ваши имена?», «По-разному зовутся дети», «Право на имя» (дать представление о документе свидетельство о рождении), «Откуда берутся взрослые имя отчество».

2.Консультации для родителей: «Роль семьи в воспитании ребенка», Права обязанности и ответственность родителей», «Патриотическое воспитание дошкольников в семье», «Воспитание любви к малой Родине»;  размещены в приемной группы, на  странице в ВК, в мессенджере сферум в родительской группе.

3.Чтение художественных произведений (в названиях этих произведений есть имена);

  • Б. Житкова «Чудесное имя»;
  • А.С. Пушкин «Евгений Онегин» (отрывок);
  • Н. Добронравов «Ваня»;
  • Н. Рубцов «Мальчик Вова»;
  • А. Твардовский «Василий Теркин» (отрывок);
  • В.А. Жуковский «Светлана» (отрывок);
  • С. Есенин «Сказка о пастушонке Пете»
  • Д. Хармс «Ну – ка Петя», «Иван Иваныч Самовар» т.д., читали пословицы и поговорки, стихотворения о семье, отгадывали загадки про буквы.

4.Изодеятельность, лепка, аппликация «Первая буква моего имени», оформление выставки.

5.Выкладывание из подручных материалов имен (лего, бусинки, кубики и т.д.)

6.Дидактические игры: «Придумай слово с первым звуком твоего имени, мамы, папы, бабушки, дедушки, брата, сестры.», «На что похожа буква?», «Узнай на ощупь букву».

7.Прослушивание детских, современных поп песен в которых звучат имена людей: Антошка, Валера, Ксюша, Леха и т д.

  1. НОД «Мое имя самое красивое»
  • Просмотр презентации: «Имена на Руси»; «Вензель. Монограмма» (вензель_ переплетение начальных букв имени и фамилии или имени отчества в виде узора. монограмма – знак составленный из соединенных между собой, поставленных, рядом или переплетенных одна с другой начальных букв имени и фамилии или же из сокращений целого имени), «Что означает твое имя?».
  • Создали книжку – малышку (дети предложили создать) самостоятельно провели исследование. Выяснили: что у нас два Димы, две Валерии, два Ильи, три Светы (две большие, и одна маленькая), зафиксировали все в книжке – малышке.
  • Провели исследование, выяснили, что в группе есть дети с необычными именами: Аэлина, Субедей, Хамза, Умар, Эмир, Демид. Есть с «исчезающими именами: Зина, Ульяна, Игнатий.     Первая буква имени А у 6 детей, Д- у 3, М- у 3, К – 3.
  • Провели экскурсию для воспитанников подготовительной и старшей группы, где экскурсоводы рассказали о создании букв и о нашем проекте.
  • Конкурс для мам «Первая буква имени вашего ребенка» (аппликация букв по готовым шаблонам) на утреннике посвященному Международному женскому дню «Кафе для мамы»,

 Заключительный этап: Итоговое мероприятие

14 Семейное изготовление буквы.

15 Самопрезентация буквы любимого человека в группе.

 Ожидаемый результат: Развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с педагогами и родителями через привлечение детей к изучению алфавита в интересной форме; умение анализировать и выделять первые звуки в словах, подбирать слова с заданным звуком и определение места звука в слове;

Формирование у детей зрительного образа букв; умения видеть и различать графические образы изучаемых букв, соотносить образ буквы со звуком;

В результате реализации проекта «Первая буква моего имени» у детей повысился интерес к сложному процессу обучения чтению и письму, ребята начинают активно проявлять интерес к чтению, выкладывать из букв разрезной азбуки слова и предложения, печатать в тетради в клетку слова под диктовку и списывать с книги и доски.

Дети разбираются в степени родства, знают имена своих близких родственников, и кто кому приходится.

Привлечение родителей к совместной поисковой, творческой деятельности (в наше время это очень затруднительно сделать) создают условия для улучшения детско – родительских отношений: при подготовке к проекту, вся семья принимала участие, отвечая на наш опрос, родители окунулись в воспоминания о приятном событии рождения малыша, для самопрезентаций букв сочиняли стихотворения всей семьей.

Проект дал возможность проявить фантазию, продемонстрировать умения. Дети совместно с родителями постарались на славу.

Благодарим всех участников проекта за активность, креативность и творческое воображение.

Центр дистанционных мероприятий “Пора роста” – это цифровая образовательная экосистема, с большим набором сервисов для учителей, учеников и их родителей.