Открытое образовательное пространство, как условие успешной адаптации детей 4-5 лет в ДОО
Захарова Сардана Григорьевна,
воспитатель,
МБДОУ ЦРР-Детский сад “Сулусчаан”,
Республика Саха (Якутия), Чурапчинский улус, с. Усун-Кюель
Поступление в детский сад является значительным событием в жизни ребенка 4–5 лет с точки зрения привития ему полезных навыков. Очень важно оказать ребенку в этот период педагогическую помощь, чтобы предупредить нарушения самочувствия и нормального психофизического развития.
Наиболее эффективным условием влияния ДОО на адаптацию ребенка является открытое образовательное пространство. На его основе возможно реализовать задачи, поставленные ФГОС ДО, который также утвердил основные принципы содействия и сотрудничества детей и взрослых на базе открытого педагогического партнерства как фактора адаптации детей.
Цель: изучить теоретические аспекты и практические подходы к содержанию работы по адаптации детей 4-5 лет в условиях открытого образовательного пространства в ДОО.
Гипотеза. Открытое образовательное пространство будет эффективным условием успешной адаптации детей 4-5 лет в ДОО, если:
– расширено взаимодействие ДОО с сельским социумом на основе социально-педагогического партнерства;
– создана модель социально-педагогического партнерства в ДОО, помогающая обеспечить адаптацию дошкольников в группе;
– разработаны практические подходы к реализации системной работы с родителями и социальными институтами села.
Задачи:
– сделать анализ научно–теоретической литературы по проблеме;
– обосновать и экспериментально проверить эффективность открытого образовательного пространства как условия успешной адаптации детей 4-5 лет в ДОО;
– разработать методические рекомендации по организации открытого образовательного пространства в ДОО.
Методы диагностического исследования:
– социально-педагогическое исследование семей;
– наблюдение за ребенком по методике А.С. Роньжиной;
– анкетирование родителей.
Методика А.С. Роньжиной. Цель: выявить степень адаптации детей к условиям ДОО. Форма проведения – наблюдение за реакциями и поведением ребенка в течение месяца. Оценка степени адаптации детей осуществлялась на основе следующих критериев: легкая степень, средняя степень, тяжелая степень.
Проблемой адаптации мы начинаем заниматься за 2-3 месяца до того, как ребенка приведут в детский сад. В основе нашей работы лежит, модель взаимодействия педагогов ДОО, семьи и социума в период адаптации, а так же перспективный план педагогического сопровождения всех участников работы по адаптации. Воспитатели дают установку родителям, как надо готовить ребенка к детскому саду, как вести себя с ребенком, как помочь ему пройти адаптацию успешно.
Благодаря проведению формирующей работы, у детей появились признаки уверенности в умениях при выполнении совместных действий: если раньше дети не умели или стеснялись проявлять самостоятельность в выборе способов действий (часто отказывались при выполнении приемов самообслуживания), то теперь дети с удовольствием выполняли все необходимые бытовые действия и выполнили их гораздо лучше.
Таким образом, роль открытого образовательного пространства как условия успешной адаптации детей в ДОО состоит в социокультурной связи с семьей и социумом как партнерами, что позволяет использовать максимум возможностей для данной работы: учёт индивидуальных возможностей детей, совместное решение многих задач, повышать качество адаптации ребенка.