Открытое образовательное пространство, как условие успешной адаптации детей 4-5 лет в ДОО

Захарова Сардана Григорьевна, воспитатель, МБДОУ ЦРР-Детский сад "Сулусчаан", Республика Саха (Якутия), Чурапчинский улус, с. Усун-Кюель

Открытое образовательное пространство, как условие успешной адаптации детей 4-5 лет в ДОО

 

Захарова Сардана Григорьевна,
воспитатель,
МБДОУ ЦРР-Детский сад “Сулусчаан”,
Республика Саха (Якутия), Чурапчинский улус, с. Усун-Кюель

 

Поступление в детский сад является значительным событием в жизни ребенка 4–5 лет с точки зрения привития ему полез­ных навыков. Очень  важно оказать ребенку в этот период педагогическую помощь, чтобы предупредить нарушения самочувствия и нормального психофизического развития.

Наиболее эффективным условием влияния ДОО на адаптацию ребенка является открытое образовательное пространство. На его основе возможно реализовать задачи, поставленные ФГОС ДО, который также утвердил основные принципы содействия и сотрудничества детей и взрослых на базе открытого педагогического партнерства как фактора адаптации детей.

Цель: изучить теоретические аспекты и практические подходы к содержанию работы по адаптации детей 4-5 лет в условиях открытого образовательного пространства в ДОО.

Гипотеза. Открытое образовательное пространство будет эффективным условием успешной адаптации детей 4-5 лет в ДОО, если:

– расширено взаимодействие ДОО с сельским социумом на основе социально-педагогического партнерства;

– создана модель социально-педагогического партнерства в ДОО, помогающая обеспечить адаптацию дошкольников в группе;

– разработаны практические подходы к реализации системной работы                      с родителями и социальными институтами села.

Задачи:

сделать анализ научно–теоретической литературы по проблеме;

обосновать и экспериментально проверить эффективность открытого образовательного пространства как условия успешной адаптации детей 4-5 лет в ДОО;

разработать методические рекомендации по организации открытого образовательного пространства в ДОО.

Методы диагностического исследования:

– социально-педагогическое исследование семей;

– наблюдение за ребенком по методике А.С. Роньжиной;

– анкетирование родителей.

Методика А.С. Роньжиной. Цель: выявить степень адаптации детей к условиям ДОО. Форма проведения – наблюдение за реакциями и поведением ребенка в течение месяца. Оценка степени адаптации детей осуществлялась на основе следующих критериев: легкая степень, средняя степень, тяжелая степень.

Проблемой адаптации мы начинаем заниматься за 2-3 месяца до того, как ребенка приведут в детский сад. В основе нашей работы лежит, модель взаимодействия педагогов ДОО, семьи и социума в период адаптации, а так                                   же перспективный план педагогического сопровождения всех участников работы по адаптации. Воспитатели дают установку родителям, как надо готовить ребенка к детскому саду, как вести себя с ребенком, как помочь ему пройти адаптацию успешно.

Благодаря проведению формирующей работы, у детей появились признаки уверенности в умениях при выполнении совместных действий: если  раньше  дети  не  умели  или  стеснялись проявлять самостоятельность  в  выборе  способов  действий (часто  отказывались при выполнении приемов самообслуживания),  то  теперь  дети  с удовольствием выполняли все необходимые бытовые действия и выполнили их гораздо лучше.

Таким образом, роль открытого образовательного пространства как условия успешной адаптации детей в ДОО состоит в социокультурной связи с семьей и социумом как партнерами, что позволяет использовать максимум возможностей для данной работы: учёт индивидуальных возможностей детей, совместное решение многих задач, повышать качество адаптации ребенка.

Центр дистанционных мероприятий “Пора роста” – это цифровая образовательная экосистема, с большим набором сервисов для учителей, учеников и их родителей.