Особенности развития воображения у старших дошкольников в изобразительной деятельности.

Владимирова Снежана Васильевна, студент 4 курса группы збдо-20, Педагогический институт СВФУ имени М. К. Аммосова, Республика Саха (Якутия), город Якутск

Особенности развития воображения у старших дошкольников в изобразительной деятельности.

 

Владимирова Снежана Васильевна,
студент 4 курса группы збдо-20,
Педагогический институт СВФУ имени М. К. Аммосова,
Республика Саха (Якутия), город Якутск

 

 

Аннотация. В статье рассматриваются особенности развития воображения у старших дошкольников в изобразительной деятельности. Автором описывается точка зрения, согласно которой воображение в старшем дошкольном возрасте из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность, превращается в творчески её преобразующее. Оно соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. Деятельность детей в результате приобретает осознанный, направленный характер. Воображение тесно связано
с эмоциональной сферой личности. В изобразительной деятельности ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы. Проведено экспериментальное исследование в этом направлении.

Ключевые слова:  воображение, развитие воображения, старший дошкольный возраст, изобразительная деятельность, нетрадиционные техники рисования.

 

Abstract. The article discusses the features of the development of imagination in senior preschoolers in visual activity. The author describes the point of view according to which imagination in senior preschool age turns from reproductive, mechanically reproducing reality, into creatively transforming it. It is connected with thinking, included in the process of planning actions. As a result, children’s activity acquires a conscious, directed character. Imagination is closely related to the emotional sphere of the personality. In visual activity, the child gets the opportunity to reflect his impressions of the world around him, to convey images of imagination, embodying them with the help of a variety of materials in real forms. An experimental study in this direction has been carried out.

Keywords: imagination, imagination development, senior preschool age, visual activity, non-traditional drawing techniques.

 

Проблема развития воображения у детей старшего дошкольного возраста актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка.

Большие возможности для развития воображения представляет изобразительная деятельность детей. Всестороннее развитие и воспитание детей в процессе изобразительной деятельности происходит в том случае,
если решают все задачи в соответствии с требованиями самой изобразительной деятельности, используя методы и приёмы, вызывающие положительный эмоциональный отклик у детей. Чем богаче впечатления, тем больше будет развиваться детское воображение. Их рисунки будут более разнообразными, интересными и выразительными [1, с. 123].

Таким образом, актуальность выделенной проблемы и недостаточная разработанность в психологии определили выбор темы исследования.

Изучение психологической литературы показало, что воображение – это возможность создания новых образов путем переработки предшествующего опыта [2, с. 21].

В зависимости от характера получаемых результатов, выделяют воображение воссоздающее (создание образов, соответствующих описанию) и творческое (создание новых образов) [2, с. 22].

В старшем дошкольном возрасте воображение ребенка становится творческим и управляемым. Формируются действия воображения: замысел в форме наглядной модели; образ воображаемого предмета, существа; образ действия существа или образ действия с предметом. В этом возрасте ребенок начинает контролировать и определять характер воображения [4, с. 170].

Мы считаем, что нетрадиционные техники рисования являются эффективным средством развития воображения у старших дошкольников. Они стимулируют положительную мотивацию, вызывают радостное настроение, снимают страх перед процессом рисования. Применяя и комбинируя разные способы и техники в одной работе, дети учатся думать, самостоятельно решать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.

Наше исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения Дeтский сaд  № 19 «Елочка»
с. Синск Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия), где приняли участие 12 детей старшей группы «Колокольчик».

Цель эксперимента: выявить исходные уровни развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Для решения цели эксперимента, мы использовали 3 методики:

  1. Методика Э.П. Торренса «Неполные фигуры» для выявления особенностей воображения (количество оригинальных изображений, индивидуальность образного решения и вариативность воплощения изображения) у старших дошкольников [5].
  2. Проективный метод Ю.А. Афонькиной и Г.А. Урунтаевой «Свободный рисунок» для выявления уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности [6].
  3. Методика В.Т. Кудрявцева и В.В. Синельникова «Как спасти зайку» для оценки способностей превращения задачи на выбор в задачу на преобразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию [3].

Результаты диагностики по приведенным методикам позволили сделать вывод о том, что уровень развития воображения у старших дошкольников оказался преимущественно средний. 17% детей с высоким уровнем развития воображения отличались оригинальностью создаваемых образов, более четко прорабатывали детали образов, задания выполняли эмоционально. Основная доля 58% старших дошкольников с средним уровнем развития отличались наличием творческого начала в своих работах, но в большинстве случаев образы детально не были проработаны, в основном в образах использовали уже знакомые всем детали, фантазия проявлялась не всегда. 25% детей с низким уровнем развития воображения
не отличались оригинальностью, в основном выполняли задания по инструкции и схематично, фантазия их была не развита. Это подтвердило необходимость разработки рекомендаций для педагогов по развитию воображения у старших дошкольников в изобразительной деятельности.

Процессы воображения не могут лежать про запас, ожидая подходящего случая для проявления, так как при этом они ослабевают. Именно поэтому для развития воображения старших дошкольников
мы рекомендуем использовать систему творческих занятий.

Нами были проведены следующие занятия: «Ежик», «Кляксы наши друзья», «Цветы для мамочки», «Салют», «Коcмические дали», «Призрачные деревья», «Волшебные ниточки», «Пушистый котёнок» и др..

Приемы обучения детей нетрадиционным техникам рисования были направлены на развитие творческого воображения и приучение к свободному творчеству и эмоциональной раскованности у детей.

Использовали такие нетрадиционные техники рисования, как  кляксография, штампы (тканевые, листья растений), монотипия, набрызг, рисование «по мокрому» листу, работа с окрашенными нитками (ниткография), тычок жёсткой полусухой кистью и рисование ладошками.

Учитывая особенности детей, которым иногда было трудно сосредоточиться на выполнении отдельных заданий, видя рассеянность их внимания; мы предлагали детям физкультминутки и упражнения для глаз.

Для родителей была также проведена консультация «Роль нетрадиционных техник рисования в развитии воображения у детей старшего дошкольного возраста». Родителям предложили завести специальную папку или альбом, куда помещались бы наиболее удачные рисунки. Такая форма фиксации продуктов творчества помогает ребенку направлять свое воображение на создание законченных и оригинальных произведений.

Таким образом, изобразительная деятельность способствует росту уровней развития воображения у детей старшего дошкольного возраста. Дети становятся творчески вcматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобретают опыт эстетического восприятия. Они радуются, что создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства  для его воплощения.

Развивая у детей воображение в изобразительной деятельности, главное надо верить, что художественное творчество не знает ограничений не в материале, не в инструментах, не в видах.  Поэтому нужно учить детей рисовать с помощью плоской бумаги, выдуваемой струей воздуха, жесткой кистью по мокрому фону, на ткани, методом тычка и т.д. Ведь для ребенка художественный материал обладает завораживающей, притягательной силой.

Проведенное нами экспериментальное исследование доказало,              что в решении проблемы развития воображения необходимо исходить
из принципа единства человека и условий его жизни. Исходя из этого, способного или неспособного ребенка нужно расcматривать,                               как производное от единства личности ребенка и условий его жизни                      и деятельности.

Воспитывая детское воображение, необходимо добиваться,
чтобы оно было связано с жизнью, чтобы оно было творческим отображением действительности. Важно также учитывать половые различия в воспитании детей. Оригинальность мышления и индивидуальность образного решения больше выражено у мальчиков, чем у девочек в старшем дошкольном возрасте; количество оригинальных образов и вариативность воплощения изображения больше представлена у девочек, чем у мальчиков.

В заключении следует сказать, наша гипотеза, которая предполагала, что воображение тесно связано с эмоциональной сферой личности; в изобразительной деятельности ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы – верна и подтвердилась на практике.

В конце проведенных нами занятий мы заметили, что в изобразительной деятельности ребята стали cмелее использовать разнообразные способы изображения, самостоятельно продумывали композицию рисунка, более свободно фантазировать, создавая принципиально новые образы. Сформировались также умения анализировать явления, сравнивать их, открывать новые идеи; появилось стремление к оригинальному, возникло желание преобразовывать окружающую действительность.

Ссылки на источники

  1. Вязова А. В. Развитие воображения у дошкольников в процессе художественно-творческой деятельности / А. В. Вязова, Н. Б. Смирнова // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. – 2019. – № 5 (105). – 123 с.
  2. Ежкова Н. С. Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста: теоретико-методический аспект / Н. С. Ежкова, П. В. Кузнецова // Сборник XVI International Scientific and Practical Conference «Science And avilization» (30 января 2020 г.). – Sheffield, 2020.
    – С. 21-22.
  3. Кудрявцев В. Т. Развивающее воображение / В. Т. Кудрявцев
    // Дошкольное воспитание. – 2014. – № – С. 76-81.
  4. Папшева В. Е. Творческие задания на занятиях изобразительной деятельности как средство развития творческого воображения старших дошкольников / В. Е. Папшева // Молодежь XXI века : образование, наука, инновации: материалы VII Всерос. студенческой науч.-практ. конф. с междунар. участием / Новосиб. гос. пед. ун-т, Ин-т детства.
    – Новосибирск, 2018. – 170 с.
  5. Торренс Э. П. Диагностика креативности: теория и тесты
    / Э. П. Торренс. – Санкт-Петербург: Речь, 2008. – 51 с. (Сер. «Детский психолог»)
  6. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология / Г. А. Урунтаева.
    – Москва: Владос, 2014. – 456 с.

Центр дистанционных мероприятий “Пора роста” – это цифровая образовательная экосистема, с большим набором сервисов для учителей, учеников и их родителей.