Мастер-класс “Практика песочной терапии: новые подходы в работе с песком”
Павлович Марина Ильинична,
педагог-психолог,
МБДОУ ЦРР-Д/с “Светлячок”,
Республика Саха (Якутия), Алданский район, г. Алдан
Цели: демонстрация участникам мастер-класса опыта работы по песочной терапии в детском саду и освоение полученных знаний в практической деятельности.
Задачи:
1.Познакомить с возможностями песочной терапии в работе с дошкольниками.
2.Способствовать развитию интереса к данной инновационной технологии.
- Гармонизация эмоционального состояния участников мастер-класса.
Материал: презентация, буклеты, подносы, кварцевый песок, миниатюрные игрушки, кисточки, картинки с изображением сказочных персонажей, коктейльные трубочки, кисточки, влажные салфетки.
Ход мастер-класса:
I.Вводная часть.
СЛАЙД 1. Уважаемые коллеги, здравствуйте!
Меня зовут Марина Ильинична.
Представляем вашему вниманию мастер-класс на тему «Практика песочной терапии: новые подходы в работе с песком». Сегодня мы представим вам наш опыт работы по песочной терапии и покажем возможности её использования в работе с детьми дошкольного возраста.
II.Основная часть.
СЛАЙД 2. В своей педагогической деятельности я использую песочную терапию, так как взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребёнка (снижает тревожность, страхи, нарушения в поведении, повышает самооценку), позволяет раскрыть и увидеть истинные причины конфликтов со сверстниками или взрослыми.
Игра с песком развивает познавательные процессы (мелкую моторику рук, восприятие, мышление, память, внимание, речь, воображение), формируют навыки самоконтроля и саморегуляции.
Также песок способен «заземлять» отрицательную энергию. Это его свойство особенно востребовано в работе с «особенными» детьми.
СЛАЙД 3. (+ музыка)
А теперь я хочу вас попросить расслабиться (звучит музыка).
Что вы вспоминаете, услышав слово «песок»?
Многие из вас представляют лазурное море, крики чаек, лёгкий бриз. Всё это помогает расслабиться, забыть о проблемах и отдохнуть. Оказавшись там, вы с удовольствием водите ладонью по песку и не замечаете, как вдруг исчезают тягостные мысли, появляются умиротворение и покой.
СЛАЙД 4.
А в детстве? Кто из вас не играл в «куличики»? Ведёрка, формочки, совок – первое, что родители приобретают ребёнку. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Это традиционные игры.
СЛАЙД 5.
Песочная терапия – одна из разновидностей арттерапии, которая была изобретена К.Г. Юнгом. Он утверждал, что игра ребенка — символический язык для самовыражения. Песочная терапия для детей – это игровой способ рассказать о своих проблемах, показать свои страхи и избавиться от них, преодолеть эмоциональное напряжение.
В дошкольной практике эта методика получила название Sandplay («sand» – песок, «play» – игра) т.е. игры с песком. В настоящее время песочная терапия очень популярна в России.
СЛАЙД 6. Для кабинета педагога-психолога приобретена юнгианская песочница и световой стол. Совместно с родителями и педагогами оборудовали уголок «Песочная терапия»:
СЛАЙД 7. Оборудование для песочной терапии включает в себя:
В нашем детском саду имеются условия для игр с песком.
– песочница. Ящик размером 50х70см. Борта и дно которого окрашены в синий цвет (дно символизирует воду, а борта – небо).
– кварцевый песок. В работе мы используем, как сухой, так и мокрый песок.
– лопатки, воронка, сито, лейку, пуливилизатор.
– «коллекция» миниатюрных фигурок (игрушки животных, людей, сказочных героев, домов, транспортные средства, растения, природный материал: камни, шишки, перья, ракушки, ветки и т.д.), но дополнять его можно бесконечно.
Для усиления воздействия песочной терапии в процессе игр и упражнений использую музыкальное сопровождение: «Звуки природы», релаксационную музыку.
СЛАЙД 8. Мной была разработана коррекционно-развивающая программа «Песочная страна» для детей с девиантными формами поведения (страхами, тревожностью, заниженной самооценкой, имеющих конфликты во взаимоотношениях со сверстниками, детей переживших психическую травму) и картотека игр и упражнений для песочной терапии.
СЛАЙД 9. Организация игрового процесса в песочнице включает в себя 5 шагов:
СЛАЙД 10. Первый шаг – демонстрация песочницы.
На данном этапе детей знакомят с песочницей «Посмотрите, наша песочница заполнена песком наполовину, поэтому видны голубые борта, они символизируют небо. А если раздвинем песок, то обнаружим голубое дно, оно символизирует воду. Вы можете создать реку, озеро, море. А с помощью воды сухой песок легко превращается во влажный. Вы можете создать любой ландшафт — горный или равнинный».
СЛАЙД 11. Второй шаг – демонстрация коллекции фигурок.
Детей знакомят с разнообразными фигурками, они их рассматривают, держат в руках.
СЛАЙД 12. Третий шаг – знакомство с правилами игр на песке.
Игры с песком выдвигают ряд запретов. Чтобы избежать нравоучений, рекомендуется познакомить детей с правилами в контексте некоего ритуала.
СЛАЙД 13. Четвертый шаг – формулирование темы занятия, инструкций к играм, основного содержания занятия.
И для этого на самых первых занятиях дети знакомятся с хранителем «Песочной страны» – у нас это Песочная фея (Песочный Человечек, песочный лев),
СЛАЙД 14. который задает тему занятия, от его лица ведется увлекательный рассказ о каком-либо событии, формулирует задания и ведет игровой процесс, контролирует его ход и анализирует результаты.
СЛАЙД 15. Пятый шаг – завершение занятия, ритуал выхода.
Завершая работу в песочнице, дети разбирают свои постройки, расставляют игрушки на полки; разравнивают песок и убирают рассыпанный песок при помощи совочка и щёточки.
СЛАЙД 16. В своей деятельности использую разнообразные формы работы:
СЛАЙД 17. Индивидуальные занятия – позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей.
СЛАЙД 18. Подгрупповые занятия – (в подгруппах по 4-6 человек) и направлены они в основном на развитие коммуникативных навыков, (т.е. умения общаться друг с другом, взаимодействовать, уметь решать конфликтные ситуации; и на формирование таких качеств, как сочувствие, сострадание).
СЛАЙД 19. Детско-родительские занятия – игры направленные на повышение родительской компетентности в развитии эмоциональной и познавательной сфер.
СЛАЙД 20.
Помимо этого вношу свой вклад в пропагандирование этого чудесного метода. Что подтверждается грамотами и дипломами по итогам конкурсов на уровне района, республики и России. Принимаю участие в вебинарах, форумах, прохожу курсы повышения квалификации по данной теме. Публикуюсь в печатных и электронных изданиях, распространяем опыт работы в СМИ (на телеканале «Россия 24»).
III.Практическая часть
СЛАЙД 21. Сегодня мы с вами посмотрим на возможности песка, с другой стороны. Приглашаю вас, уважаемые коллеги, для проведения практической части подойти к песочнице и исполнить роль детей.
- Упражнение «Песочница желаний». Знакомство с песком.
Цель: познакомить со свойствами песка, снятие психоэмоционального напряжения.
– И вначале давайте познакомимся с песком, но мы это сделаем в необычной форме. Для этого у нас есть песочница предсказаний.
Найдите, пожалуйста, предмет в песке, а я вам расскажу, какой сюрприз Вас ждёт в будущем.
конфета – сладкая жизнь
ракушка – путешествие
монета – денежная премия
морской конёк – успех во всех начинаниях
сердце – любовь
собака – друг
копьё – достижение цели
звезда – знания
яблоко – прибавление в семье
слон – удача в делах
Понравились ли вам предсказания песка?
Ну, а если понравились, значит, вы с ним подружились.
- Упражнение «Чувствительные ладошки». Тактильная разминка.
Цель: снижение психоэмоционального напряжения. Развитие тактильных чувств.
Хочу предложить вам ряд упражнений на снятие психоэмоционального напряжения, которые мы используем с детьми на первых занятиях. Сыграем, как дети.
Давайте поздороваемся с песком: положите ладошки на песок, погладьте его внутренней стороной, затем тыльной стороной ладони. Какой песок на ощупь? (сухой, шершавый, мягкий).
– А давайте его развеселим. Пощекочем его каждым пальчиком одной руки, затем другой. Теперь двумя руками. СЛАЙД 22. (фонограмма смеха).
Вы слышите, как он смеётся?
– А теперь по скользим по поверхности песка расслабленными пальцами, словно ползёт змейка.
– Ударяем по поверхности песка, будто прыгают зайчики.
– Надавливаем кулаками на песок, словно идут медвежата.
– А сейчас устроим песочный дождь. Медленно, а затем быстро сыпем песок из кулачка на ладонь.
«Общение» с песком это своеобразный медитативный процесс, позволяющий расслабиться.
- Упражнение «Песочный ветер». Дыхательная гимнастика.
– В Песочной стране дует сильный ветер СЛАЙД 23. (фонограмма ветра).
Попробуйте, дуя в трубочку, создать маленький ветерок. Можно сдуть песок с ладошки, можно сделать ямки в песке. Попробуйте выдуть первую букву своего имени.
- Игра-упражнение «Песочные прятки».
Цель: формирование таких качеств как сочувствие.
Как я уже говорила, игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние. Следующее упражнение направленно на формирование таких качеств как сочувствие и взаимовыручка. Предлагается следующая история «Злой волшебник обидел жителей Песочной страны, и они спрятались в песок. Давайте при помощи волшебных кисточек найдем жителей». (С помощью кисточек откапывают спрятанные в песке картинки с изображением сказочных персонажей).
Кого Вы нашли? Песочные жители очень Вам благодарны!
Они Вам улыбаются, и Вы улыбнитесь им в ответ.
- Упражнение «Картина загадок» СЛАЙД 24.
Цель: снятие психоэмоционального напряжения.
– Посмотрите на нашу Песочную страну, в ней чего-то не хватает. Нам надо вернуть красоту этому сказочному миру. Что же для этого надо сделать? (Украсить песочную страну).
– Предлагаю вам нарисовать на песке картину пальчиками, отгадывая загадки. Ответы вы будите рисовать на песке.
Жёлтая тарелка на небе висит.
Жёлтая тарелка всем тепло дарит (СОЛНЦЕ)
Ваты белые клубки
В небе, словно мотыльки (ОБЛАКА)
Бежит, журчит, волнуется.
Все на неё любуются!
Никак не остановится,
Назад не поворотится (РЕКА)
В синем небе голосок –
Будто крохотный звонок (ПТИЦА).
– Картины готовы! Полюбуйтесь, что у вас получилось, посмотрите на картину соседа! Здорово!
– А теперь разгладьте песок, попрощайтесь с ним!
- IV. Заключительная часть. Ритуал выхода.
Игра в песок захватывает и детей, и взрослых. Сегодня на мастер-классе вы познакомились с техникой песочная терапия и освоили лишь несколько песочных упражнений. Буду рада, если данная техника поможет вам в работе (Раздаю буклеты).
Наш мастер-класс предлагаю завершить своеобразным ритуалом выхода.
(Ставлю на стол пустую вазу).
Это не просто ваза. Это – чаша нашей жизни.
(Бросаю в вазу несколько мячиков).
Как Вы думаете, эта чаша полная? (Ответы).
(Достаю мешочек с камушками и высыпаю их в банку).
Камни тоже поместились. А сейчас эта чаша полная? (Ответы).
(Достаю песок и высыпаю его в банку, и он тоже поместился).
А теперь чаша полная? (Ответы).
Достаю две чашки кофе и выливаю их в банку.
Видите ли, в начале идут мячики, которые обозначают самые важные вещи в Вашей жизни (любовь, семья, друзья, счастье, здоровье).
Потом идут мелкие камушки, которые обозначают уже не столь важные вещи, но они гораздо ярче и привлекательнее (деньги, вещи, развлечения).
А потом идёт ничего не значащий, но зато всепоглощающий песок – самые простые и примитивные потребности (побольше поесть, полениться, посплетничать). Всё то, на что мы тратим огромную часть нашей жизни.
Давайте мысленно попробуем проделать всё это в обратном порядке: сначала насыпать в банку песок, потом положить в песок камни, а затем мячи. Понятно, что ничего из этого не выйдет.
Именно так устроена наша жизнь – если мы наполним свою чашу жизни песком, то уже никогда не сможем положить в неё гораздо более важные вещи!
Я советую вам начинать с самого основного – наполняйте свою жизнь самыми важными вещами в самом начале и лишь потом приступайте к второстепенным.
Как вы считаете, что обозначало кофе в конце? (Ответы).
Вне зависимости от того, насколько полна ваша жизнь, – у вас всегда найдётся время, чтобы разделить его за чашечкой кофе со своим близким человеком.
Цените каждое мгновение, каждую песчинку вашей жизни.
Пожалуйста, примите на память скромные сувениры – песочные часы.
СЛАЙД 25.
Благодарю Вас за внимание!