Конспект открытого занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему “Николин день”
Седалищева Светлана Ивановна,
воспитатель,
Частный детский сад “Туймаада Лэнд”,
Республика Саха (Якутия), город Якутск
Цель: Приобщение детей к уникальной материальной и духовной культуре народа Саха, вызвать у детей интерес к самобытности народа Саха
Задачи:
Обучающие:
– Формировать интерес к национальной якутской культуре.
– Дать представление детям национальном празднике «Ньукуолун»
– Активизировать и обогащать словарь детей.
-Обогащать знания детей о национальных якутских традициях.
Развивающие:
-Развивать у детей познавательно-исследовательскую деятельность.
-Расширять кругозор детей.
-Способствовать развитию понятия слоговой структуры в речи детей.
Воспитательные:
-Воспитывать доброжелательное отношение к природе, друг к другу.
– Воспитывать чувство уважения и понимания труда и таланта предков.
– Формировать нравственно-эстетические ценности.
Продолжительность: 25 минут.
Участники: Разновозрастная группа.
Оборудование и материалы: демонстрационные материалы (фотографии якутской национальной посуды, предметов обихода, сооружений), проектор, ноутбук, музыкальное сопровождение, материалы для изготовления салама (бечевка, разноцветные ленты), коврик для игры «Прыжки в нарты», картотека якутских слов с изображениями.
Предварительная работа: Ознакомление с традициями и бытом народа Саха, ознакомление с традиционными промыслами народа Саха, чтение художественной литературы, беседы, рассматривание иллюстраций, предметов быта народа Саха, ознакомление с национальной игрой «Прыжки в нарты».
Ожидаемый результат: Закрепление традиций и быта народа Саха. Сделают «салама».
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.
Структура занятия:
- Вводная часть -5 мин,
- Практическая часть (национальная игра «Прыжки в нарты», изготовление салама) -15 мин,
- Подведение итогов – 5 мин.
Ход занятия:
Вводная часть (мотивационный этап).
Воспитатель. Здравствуйте ребята, посмотрите, сегодня к нам пришли гости! Давайте поздороваемся с ними:
Дети. Норуон Норгуй!
Приветственная музыкальная нейрогимнастика «Якутские узоры».
Воспитатель. Дети сегодня мы с вами поговорим о традиционном празднике народа Саха «Ньукуолун», это праздник встречи лета и радость людей, переживших суровую и долгую якутскую зиму! Давайте попробуем сказать НЬУ-КУО-Лун! Молодцы!
После праздника Ньукуолун, по традиции начинался переезд в сайылык, это летние пастбища. В этот день развешивали салама на березу, потому что по якутским поверьям хозяйка земли обитала именно на березах.
Также наши предки, убирались в своих владениях, готовили оладьи, суп из утки, кормили дух огня, а дети собирались всем аласом и играли в разные игры. Люди проводили этот день с радостным настроением и хорошими мыслями, благодарили духов и богов.
Ньукуолун широко отмечается и в наши дни. В этот день обязательно готовят оладьи, саламат и утиный суп. Таким образом, они благословляют наступающее лето, чтобы лето было урожайным хорошим, и прощаются с зимой и благодарят за благосклонность.
Воспитатель. А давайте ребята и мы с вами организуем этот замечательный праздник!
Дети. Да.
Основная часть (деятельностный этап).
Теперь ребята посмотрите, чего не хватает нашему дереву? Что наши предки вешали на березу, когда приезжали на сайылык?
Дети. Салама.
Воспитатель. Да, верно. Я предлагаю вам сейчас сделать самим салама и вместе украсить.
Дети приступают к завязыванию ленточек на бечевку.
Воспитатель. А еще, ребята, есть в народе Саха поверие, что когда в «саламу» завязываете украшения можете загадать желание, и оно обязательно сбудется!
Воспитатель. Ребята, посмотрите какая красивая «Салама» у нас получилась. Давайте теперь ее развесим на нашем дереве, чтобы в нашем садике лето прошло отлично! А помните, на какое дерево мы должны его повесить?
Дети. На березу.
Воспитатель. Да на березу! Потому что хозяйка земли обитает на березах.
Возьмем нашу красивую «Саламу» и подойдем к нашей березке, постараемся повесить нашу «Саламу» очень красиво.
Дети помогают развешивать саламу на дерево и садятся на стульчики.
Воспитатель. Вот ребята мы провели обряд поклонения и почитания природы. Мы и развесили нашу саламу на березку, получилось очень красиво.
А теперь посмотрите внимательно, что нас окружает, какие знакомые предметы вы видите?
Дети. Сэргэ, бала5ан, чороон, чаппараах….
Воспитатель. Молодцы ребята, вы отлично усвоили названия наших национальных предметов обихода. А теперь я предлагаю вам сыграть в игру «Прыжки через нарты»
Включается фоновая музыка, начинается игра на формирование слоговой структуры слова посредством национальной игры «Прыжки через нарты»
Воспитатель. Молодцы ребята, мы весело сыграли в очень полезную игру, повторили названия наших национальных предметов обихода, поделили слова на слоги.
Заключительная часть (рефлексивный этап).
Воспитатель. А теперь ребята садитесь по своим местам, мы заканчиваем наше занятие и, давайте, вспомним, какой праздник символизирует начало лета у якутов?
– Куда переезжают якуты на лето?
– В какую национальную игру мы с вами сыграли?
– Что традиционно готовят на Ньукуолун?
Воспитатель. Вот так мы с вами отметили Ньукуолун, вам понравилось наше мероприятие? Теперь я вас приглашаю в группу за стол на праздничное чаепитие, отведать традиционные оладушки с морсом.