Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность
Сивцева Мария Ефимовна,
воспитатель,
МБДОУ Детский сад “Кэскил”,
Республика Саха (Якутия), Вилюйский улус, с. Хампа
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требует от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.
В последнее время всё чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна, выпадают кислотные дожди — это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружающему нас миру. Охрана окружающей среды разумное отношение к ней стали настоящей актуальной проблемой века. А воспитание у детей дошкольного возраста ответственности за судьбу природы родного края, привлечение ребят к посильной помощи в её охране – одна из актуальнейших задач сегодняшнего дня.
Начинать работу по формированию экологической культуры следует с дошкольного возраста, когда закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней. Необходимо максимально использовать данный период времени, воспитывать у детей осознано правильное отношение к природе.
Природа оказывает огромное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, трудовое и физическое развитие, способствует улучшению логического мышления и речи.
Экологическое образование дошкольников — это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных норм в системе ценностных ориентаций.
Методика формирования элементов экологической культуры у дошкольников должна учитывать психологические особенности детей данного возраста. Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является ИГРА. В традиционной методике ознакомления детей с природой игра как метод, экологического воспитания представлена мало.
В последние годы разработан ряд рекомендаций по использованию игровым методов в экологическом образовании.
В связи с этим у нас обозначилась потребность в более глубоком и разностороннем изучении игрового метода при ознакомлении детей с природой. Это связано с поиском наиболее рациональных и эффективных путей образования дошкольников, с введением игровых приемов в практику обучения и воспитания дошкольников, применением новых видов игровой деятельности.
Экологические игры – это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании особой игровой деятельности детей, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса к природе.
Основные задачи воспитателя при использовании экологической игры состоят в следующем:
1. формирование системы знаний о природе;
2. формирование мотивов, потребностей, привычек, экологически целесообразного поведения и деятельности в природе;
3. формирование коммуникативных умений и навыков.
Технология проведения экологической игры состоит в следующем:
1. Воспитатель выбирает раздел программы и темы, в которых можно проводить экологические игры.
2. Определяет место выбранного раздела и темы в системе экологического воспитания, выделяет основные понятия, идею, систему формирующих отношений.
3.Составляет структуру и ход экологической игры.
4. Определяет систему педагогических условий, построенных на основе игрового метода, обеспечивающих эффективное формирование экологических знаний по выбранной теме.
5. Составляет систему заданий для проверки стартового уровня сформированности знаний и отношений, проводит диагностику.
6. Составляет комплекс заданий с целью проверки эффективности использования игрового метода в воспитании экологической культуры ребенка.
Согласно классификации С. Л. Новоселовой, все игры, в зависимости от того, по чьей инициативе они возникают (ребенка или взрослого), объединяются в три группы:
1) игры, возникающие по инициативе ребенка (или группы детей), – самостоятельные игры (театрализованные, игры-экспериментирования, режиссерские, сюжетно-ролевые);
2) игры, возникающие по инициативе взрослого и старших детей, – организованные игры (дидактические, подвижные, досуговые);
3) игры, идущие от исторически сложившихся традиций народа, – народные игры.
Важное развивающее значение для дошкольников имеют игры с правилами.
В экологическом воспитании игры с правилами дают возможность представить различные явления природы, полученные во время наблюдений, чтения литературы. Большую роль могут сыграть такие игры в развитии различных умственных навыков дошкольников: умений анализировать, сравнивать, классифицировать, подводить под категорию.
Среди всего многообразия игр с правилами для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм. Уже само название – дидактические – говорит о том, что цель этих игр – умственное развитие детей. Следовательно, они рассматриваются как средство умственного воспитания детей.
По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.
Предметные игры – это игры с народной дидактической игрушкой, различными природными материалами (листьями, семенами). Эти игры способствуют развитию сенсорики ребенка, формированию представлений о различных сенсорных качествах (цвет, величина и т. д.). Настольно-печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развитие памяти, мыслительных процессов. К настольно-печатным играм относятся лото, домино, разрезные картинки, складные кубики и т. д.
Дидактические игры экологического содержания расширяют представления детей о взаимодействии человека и природы, деятельности людей в природе, взаимосвязях, существующих в природе, способствуют воспитанию эмоционально-ценностного отношения к природе, выработке навыков культуры поведения в окружающей природной среде.
Дидактические игры экологического характера включает два относительно самостоятельных блока:
– игры для развития эстетического восприятия природы (развитие чувства прекрасного в природе, эмоционального отношения к ней);
– игры для формирования нравственно-оценочного опыта поведения дошкольников в природе.
Усвоение знаний о природе при помощи сюжетно-ролевой игры, вызывающей эмоциональный отклик, оказывает влияния на формирование правильного отношения к объектам растительного и животного мира.
Первый этап руководства игрой – формирование необходимого круга знаний о какой-либо стороне действительности, которые служат источником построения сюжетов игр. Далее путем прямого или косвенного вмешательства взрослый учит детей осуществлять игровые действия с предметами, ролевые действия.
Необходимость получать знания о природе и овладевать способами их реализации в игре – смыкают игровую деятельность с экологическим воспитанием. Включение сюжетно-ролевой игры в процесс обучения, в частности в занятия по экологии, ни в коей степени не противоречит становлению самостоятельной игровой деятельности. Наоборот, реализация программного содержания посредством включения в занятие по инициативе взрослого различных элементов игры послужит для детей игровым образцом, своеобразной формой обучающей игры, которая, несомненно, окажет влияние на содержание последующих игр, на формирование умения самостоятельно осуществлять игровые замыслы.
Оптимальной формой включения сюжетно-ролевой игры в процесс ознакомления детей с природой являются игровые обучающие ситуации, которые создаются педагогом для решения конкретных дидактических задач природоведческих занятий, наблюдений.
И. А. Комаровой было сделано предположение, что куклы – персонажи некоторых сказок на основе их литературной биографии могут быть с успехом использованы на природоведческих занятиях. Для этой цели были выбраны Чипполино, Незнайка, Карлсон.
Игровые обучающие ситуации – это различные варианты игры в путешествие: «Поездка на зоопарк», «Поход в лес», «Экскурсия в зимнем саду» и др. Во всех случаях это сюжетно-дидактическая игра, включенная в занятия, наблюдения, труд. В каждом конкретном случае сюжет игры предполагает следующее: дети посещают новые места, знакомятся с новыми явлениями и объектами в качестве экскурсантов, туристов посетителей и т. д. В рамках ролевого поведения дети рассматривают, слушают пояснения. Воспитатель, взяв на себя роль рассказывает и показывает дошкольникам все то новое, ради чего они отправились в путь.
Экологические игры формируют целостное видение мира, подводят к осознанию своего места и роли в нем, учат самостоятельно разбираться в проблемах окружающего его мира. Наиболее популярными видами экологических игр в дошкольном возрасте – сюжетно – ролевые игры, дидактические, игры с правилами. Исследуя эффективность использования технологий воспитания экологической культуры, установили, что она прямо зависит от ориентации на психовозрастные особенности детей, специфику мировосприятия и опыт взаимодействия с окружающей средой.
Рекомендуемый список литературы для работы данной темы: Бондаренко А.Н. «Дидактические игры в детском саду», Масленникова О.М. , Филипенко А.А. «Экологические проекты в детском саду», Молотова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми», Николаева С.Н. «Создание условий для экологического воспитания детей», Павлова Л.Ю. сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. -М; МОЗАИКА_СИНТЕЗ, 2016.-80с. и др.