Подведены итоги Республиканского конкурса методических разработок по интеллектуально-познавательному развитию дошкольников. По положению Конкурса определен ГРАН-ПРИ конкурса. Им стала Степанова Мария Валентиновна – учитель начальных классов МБОУ “Хатырыкская СОШ им. М.К. Аммосова” села Столбы Намского улуса с темой работы “Разработка дидактического материала “Наглядные пособия для занятий с детьми дошкольного и возраста”.
Все представленные в конкурсной работе наглядные материалы разработаны Марией Валентиновной для своей дочери дошкольного возраста и для своих учеников, для их повышения интереса к учебе и знаниям. Как поясняет Мария Валентиновна, использование в процесс обучения ИНТЕРЕСНЫХ наглядных материалов позволяет активизировать зрительный, слуховой и тактильный каналы восприятия ребёнка, эмоционально вовлекает в познавательную деятельность. Многие виды знаний, которые ребёнку сложно понять на основе устного пояснения или рассказа педагога, он с лёгкостью усваивает, если информация подаётся в виде модели.
Каждое наглядное пособие – это многоэтапный и продуманный до мелочей деятельность: формулировка цели, задачи, выбор темы, разработка концепции пособия, непосредственная сборка материала. Кроме качественной проработки содержания материала, Мария Валентиновна уделяет немаловажное место уделяет к его оформлению: “дидактический материал должен быть красиво и аккуратно оформлен, это формирует у ребёнка чувство прекрасного и понятие аккуратности”. Заключительным шагом разработки наглядного пособия является своевременное планирование использования созданного дидактического материала. “В процессе обучения я использую наглядные пособия с различными целями: для ознакомления с новыми материалами; для формирования четких пространственных представлений, содержательных понятий. Наглядность помогает мне объяснить новый материал, создать на уроке определенное эмоциональное настроение. В процессе работы я пришла к выводу, что одно и тоже пособие можно использовать в различных играх на разных занятиях или уроках.”
- Бизикейс по мотивам якутской сказки «Таал-Таал эмээхсин». Бизикейс это своего рода чемоданчик, внешняя сторона бизикейса – большое поле для игр. С одной стороны, шахматное поле, с другой поле для игры «Сонор» внутри которого закреплены различные игрушки и мелкие детали, созданные по методике Монтессори.
- Игра “Күөлүм собочооно” – Этот наглядный математический материал отличается по типу счётной деятельности, которая является приоритетной для конкретной возрастной категории. Для формирования понятия единичности и множественности здесь можно использовать, картинку-пазл имитацию озера, есть рыбы с цифрами которые нужно соотнести с цифрой, правильно расставить по фигуре.
- Модель скелета человека с органами жизнедеятельности. Эту модель дети должны собрать сами, правильно расставить органы.
- “Календарь природы” – на “Календаре природы” дети учатся обозначать дату, день недели, какая погода у нас, время года.
- Макеты на важные события – для ознакомления детей с известными личностями или с важными событиями, датами.
- Игра «Төрөөбүт дойду устун айан» – для формирования представления об окружающем мире, об истории нашего края, краеведении. Многофункциональность данного наглядного материала предполагает возможность использования его практически на любом занятии начиная с дошкольного возраста, вплоть до наших старшеклассников. Например на узнать какие известные личности/писатели,поэты жили в тем или ином улусе, на занятиях по Окружающему миру (общие представления о нашей родине, сколько городов, улусов есть) и так далее.
Благодаря использованию наглядного материалов на занятиях и уроках удалось заинтересовать детей, привлечь их к педагогическому процессу, сделать занятия, уроки более яркими, интересными, насыщенными. Используя в педагогической деятельности различные виды наглядности, в сочетании с другими дидактическими принципами, до детей можно донести любой объем информации. Использования новейших наглядных пособии и технических средств обучения на уроках, это большой прорыв в области образования. Только разнообразие форм преподавания способствует развитию всесторонне развитой личности.