Использование игры “Сонор” в художественном творчестве в старшей группе
Сектяева Кюнней Гавриловна,
воспитатель,
МБДОУ Детский сад №4 “Айылгы”,
Республика Саха (Якутия), г. Якутск, Тулагино-Кильдямский наслег
Актуальность. В истории дошкольной педагогики проблема творчества является одной из самых актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как нестандартные решения являются двигателями науки, техники, культуры. И именно творческие люди, а не исполнители, создают все новое, определяющее прогресс человечества.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе, решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве, т.к. дошкольный возраст сенситивен, наиболее благоприятен для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. Поэтому развитие творческой личности – одна из главных задач дошкольного воспитания.
Психологи и педагоги отводят игре детей дошкольного возраста значительную роль в процессе формирования личности.
Известный этнопедагог Г.В. Волков говорил о большом значении народных игр для всестороннего развития детей. В них интегрируются не только движение, слово, но и моторно-двигательные, психоэмоциональные, интонационные, вербальные и коммуникативные коды человека, что является наиболее важным для развития личности ребенка. В ходе игры дети не только выполняют игровые действия, но и проявляют отношение к партнеру по игре.
Игра имеет глубокие национальные корни. По признанию автора, он в детстве придумывал различные варианты игры вместе со своими сверстниками. Детские годы Томского Г.В. прошли на Севере Республики Саха (Якутия) в поселке Жиганск, где одним из основных занятий местных жителей была охота.
Игра моделирует процесс охоты, когда охотник (или хищник)преследует пятерых зверей.
Отсюда и произошло название игры, взятое от якутского слова, означающего преследование «Сонор» – выслеживание зверя охотником. Математики такую игру называют динамической игрой преследования с одним «преследователем» и пятью «убегающими» [27, с56].
В качестве средства развития основ художественного творчества дошкольного возраста успешно можно использовать сложную интеллектуальную игру преследование «Сонор» с многочисленными сюжетами, процессами преследования.
Интеллектуальная игра ДИП «Сонор» с первого взгляда, « очень простая», но если заниматься, она поведет вас по загадочной стране сказок. Чтобы одержать победу в сражениях, вам придется проявить свою волю и мудрость, смелость и точный расчет.
Как изготовить наборы к игре «СОНОР»
В настоящее время специальные наборы по игре «СОНОР» в магазинах не продаются, поэтому родителям и педагогам приходится самим делать комплекты для игры.
Комплект состоит из игрового поля с размером 30 х 40 см. и 8 фигурок– 6 убегающих и 2 преследователя. Фигуры имеют округлую форму диаметром с основанием 1,5 см и 3 см. (см. рисунок)
Фигуры для игры можно сделать из различного материала, например: соленое тесто, пластилин, дерево, глина и т.д. При изготовлении фигурок особое внимание следует уделить основаниям. Основания должны быть круглые в виде постамента с достаточной толщиной. Фигурки закрепляются на этом постаменте прочно, устойчиво. Фигурки «преследователя» – охотник, хищные звери, пираты, динозавры и различные герои мультфильмов, сказок и т.п. Фигурки «убегающих» – жертвы, спасающиеся от преследования, могут быть различные сказочные персонажи и т.п. При игре фигурки должны касаться друг друга, поэтому не должно быть выступающих частей, мешающих соприкосновению постаментов впритык. Высота фигурок должна быть соразмерна диаметру основания. Фигурки должны быть эстетично оформлены, чтобы детям было удобно их держать, и отвечать санитарно-эпидемическим нормам. Мы ежегодно проводим выставки по игре «СОНОР» для детей, педагогов и родителей. По итогам выставки присуждаем различные номинации – «Лучший комплект по игре СОНОР», «Лучший сюжет для игры СОНОР», «Лучший атрибут года» и т.п.
Для изготовления комплектов по игре «СОНОР» привлекаем народных мастеров среди родителей и педагогов. Детям дошкольного возраста лучше использовать сюжетные фигуры более крупного размера. Дети учатся не только играть, но и правильно говорить, выражать эмоции, также развивается мелкая моторика рук, что немаловажно для развития умственных способностей.
Старший дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития художественного творчества.
Рассматривая теоретические основы развития, был сделан вывод о том, что детское изобразительное творчество имеет свою специфику и является начальной формой, истоком последующих творческих проявлений личности.
Отечественные педагоги и психологи рассматривают творчество как создание человеком объективно и субъективно нового. Именно субъективная новизна составляет результат творческой деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста. Рисуя, вырезая и наклеивая, ребенок дошкольного возраста создает для себя субъективно новое. Общечеловеческой новизны и ценности продукт его творчества не имеет. Но субъективная ценность его значительна.
Изобразительная деятельность дошкольников организуется под руководством воспитателей, которые используют различные методы и приемы при изучении предметов и явлений действительности, а также способов их изображения. Характерная черта изобразительного художественного творчества заключается в создании выразительных изображений. Однако ребенок не может создать образа, не овладев хотя бы в какой-то мере способностью передавать в лепке присущие предметам