Инновационные методы работы старшего воспитателя с педагогами ДОУ
Умарова Дина Валерьевна,
старший воспитатель,
МБОУ “Устьинская СОШ”,
Республика Саха (Якутия), Сунтарский улус, с. Устье
Модернизация российского образования выдвигает новые задачи для создания условий качественного дошкольного образования. В результате содержание профессионально-педагогической деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений предполагает внедрения новых инновационных методов, востребованных в новых образовательных условиях. Эффективность образовательно-воспитательного пространства определяется во многом ведущей ролью старшего воспитателя ДОУ. В настоящее время существует проблема развития педагога, способного к созданию и использованию инноваций.
При инновационном подходе в ходе педагогического процесса центральной фигурой выступает ребенок с его активностью и изобретательностью. В традиционной педагогической деятельности центральное место отводилось педагогу. Недостатком традиционных форм работы (наряду с достоинствами) является то, что не все воспитатели выступают в роли активных участников. Устранению этого недостатка способствует деловая игра и другие инновационные формы работы с педагогическими кадрами.
Современные реалии таковы, что педагоги должны постоянно совершенствовать свою деятельность, развивать свои творческие способности, ибо только творческий подход дает возможность эффективно и интересно организовать педагогический процесс.
Роль старшего воспитателя заключается в создании благоприятных условий для повышения активности и инициативы педагогов, для пробуждения и поощрения их творческих поисков по ознакомлению с инновационными образовательными технологиями обучения и воспитания детей дошкольного возраста, освоению современных методов работы с детьми и родителями, а также с нетрадиционными подходами к разработке и оформлению педагогической документации. В дошкольной образовательной организации старший воспитатель является стратегом и тактиком воспитательно-образовательного процесса.
Под методической деятельностью старшего воспитателя обычно определяют деятельность по обобщению и распространению педагогического опыта.
К.Ю. Белая дает следующее определение деятельности старшего воспитателя: «Это целостная система деятельности, направленная на обеспечение наиболее эффективного качества реализации стратегических задач МДОУ».
По мнению А.И Васильевой: «Методическая работа старшего воспитателя в ДОУ – это комплексный и творческий процесс, в котором осуществляется практическое обучение воспитателей методам и приёмам работы с детьми».
Ведущая цель деятельности старшего воспитателя: повышение профессиональной компетентности педагога посредством формирования его мотивации к самообразованию.
Уровень саморазвития педагогов (педагогический коллектив дошкольного учреждения состоит из 16 человек) изучался с помощью анкетирования, листа самооценки. Помимо данных методик проводился системный оперативный и тематический контроль с использованием самоанализа деятельности воспитателей.
Проанализировав полученные данные диагностического обследования, выявлено, что квалификационный уровень воспитателей недостаточно сформирован, так как в подборе содержания образовательного процесса педагоги часто придерживаются стереотипности в формах и способах его организации. Кроме того, выявлена низкая заинтересованность воспитателей в результатах собственной деятельности.
Таким образом была спланирована методическая работа, направленная на повышение профессионализма педагогов учреждения.
Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов.
Для реализации поставленной цели были намечены следующие задачи:
– проанализировать уровень профессиональной подготовки педагогов ДОУ;
– создать мотивацию к профессиональному росту и саморазвитию;
– создать систему мероприятий по корректировки содержания и форм педагогического процесса.
Организация процесса взаимодействия старшего воспитателя и педагогов ДОУ.
Методической основой послужили источники К.Ю. Белой, Н.В. Елжовой, С.М. Оберемок, В.И. Савченко, Т.В. Хабаровой, А.Н. Чернышевой.
В процессе работы автор руководствовался следующими принципами:
индивидуальный подход;
системно – деятельностный подход.
Работа над опытом охватывает период с сентября 2019 года по май 2020 года.
1 этап: начальный (констатирующий) – сентябрь-ноябрь 2019 г.
2 этап: основной (формирующий) – декабрь 2019 г. – март 2020 г.
3 этап: заключительный (контрольный) – март 202 г. – май 2020 г.
На констатирующем этапе проведено диагностическое обследование для выявления уровня профессиональной компетентности педагогов. Кроме того, на данном этапе проведен анализ методической и научной литературы по данной проблеме, изучение рекомендаций по рассматриваемому вопросу.
На основном этапе (формирующем) была разработана система работы с педагогами с применением инновационных методов.
На заключительном этапе была доказана эффективность разработанной системы.
При подведении итогов проводился анализ педагогической деятельности, в основе которой находится самооценка и самоанализ педагогов ДОУ, а также анализ педагогической деятельности с родителями и администрацией. Данные мероприятия позволили выявить затруднения, проблемы, которые остались неразрешенными. Кроме того, наметились перспективные направления работы для дальнейшей деятельности, отмечаются результаты, достигнутые в ходе образовательного процесса, квалификация и мастерство педагогов учреждения.
Профессионализм педагога, работающего с детьми, связан, в первую очередь, с коммуникативной компетентностью, с умением играть и общаться с детьми. Вот почему я особое внимание акцентирую на повышении профессиональной компетенции педагогов. С этой целью широко использую различные формы и методы в работе с педагогами, как традиционные, так и инновационные.
Традиционные формы методической работы по повышению педагогической компетентности:
Педагогический совет – постоянно действующий коллегиальный орган, рассматривающий различные аспекты деятельности образовательного учреждения. Непременным компонентом является развитая рефлексивная деятельность педагогов, обмен педагогическим опытом работы.
Семинар-практикум – является наиболее продуктивной и эффективной формой повышения педагогической компетентности: основное внимание уделяется повышению теоретической подготовки педагогов. Необходимое условие организации – участие всех педагогов, которым заранее предлагаются задания, позволяющие каждому развить свои педагогические способности.
Консультация – обычно планируются заранее и отражаются в годовом плане и календарном планировании старшего воспитателя. Нередко необходимость в них возникает спонтанно, и качество проведения в этом случае напрямую зависит от педагогического мастерства и педагогической интуиции старшего воспитателя. Предварительная подготовка к консультации включает анализ литературы, отражающей современные подходы к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста, выстраивание структуры консультации, определение ее содержания, а также подготовку информационных буклетов, проспектов и пособий.
Открытые просмотры образовательной деятельности – они позволяют родителям и педагогам увидеть, как работают коллеги, использовать их позитивный опыт, осознать свои недочеты. Кроме того, педагоги учатся анализировать особенности учебно-воспитательного процесса в целом, а также НОД или досуговой деятельности в группе.
Представление передового педагогического опыта – изучение лучшего опыта педагогов позволяет решить целый ряд задач, таких как: целенаправленное накопление педагогических материалов, анализ результатов деятельности по определенному направлению образовательной работы, описание взаимосвязанной работы всех педагогов- специалистов, подготовка к аттестации, менеджмент и маркетинг образовательного процесса.
Создание творческих и проблемно-поисковых групп – в образовательной системе нашего образовательного учреждения практикуются творческие группы, включающие педагогов-специалистов; воспитателей групп компенсирующейи оздоровительной направленности; воспитателей групп общеразвивающей направленности по определенной проблеме или общей теме. В нашей образовательной организации функционируют творческие группы педагогов по направлениям: «Юный гражданин», «Юный эколог», «Здоровый малыш», «Речецветик».
Педагогическая диагностика – является неотъемлемой частью работы старшего воспитателя, особенно при повышении педагогических компетенций работников. Работа с педагогическим коллективом в современных условиях должна строиться дифференцированно, с учетом запросов каждого. Именно это позволит развить креативность и инициативу каждого педагога, путем включения в активную самообразовательную деятельность.
Смотр-конкурс – общественное мероприятие, сочетающее в себе элементы смотра и конкурса. Разнообразные смотры-конкурсы в образовательном учреждении проводятся согласно годовому плану работы. Разрабатывается положение, определяются критерии оценки, выбирается состав жюри или экспертной комиссии. Смотр-конкурс проводится с целью совместного развития активности, творческого взаимодействия педагогов, детей и их родителей.
Инновационные формы методической работы по повышению педагогической компетентности:
Игровое моделирование – моделирование реальной педагогической ситуации, в которой педагоги принимают профессиональные решения. Преследуют различные цели – от развития отдельных педагогических способностей воспитателей до формирования их устойчивого педагогического мышления.
Технологии игрового моделирования
Деловая игра
Ролевая игра
Имитационная игра
Тренинг
Педагогический ринг
Педагогическое ателье (педагогическая мастерская) – педагог – мастер знакомит членов педагогического коллектива с основными идеями своей воспитательно – образовательной системы и практическими рекомендациями по ее реализации.
Киношкола – старший воспитатель показывает заранее подготовленные видеозаписи одного из видов детской деятельности (например, игровой). Показ без комментариев. По данным педагогом критериям коллеги оценивают уровень развития детской деятельности.
Коучинг-сессия – интерактивное общение, развивающее индивидуальное консультирование в форме дискуссии «вопрос-ответ». В данном процессе осуществляется поддержка педагогов, которые ставят перед собой задачи профессионального и личностного роста, повышающие профессиональную эффективность. Принимается в работе с активными педагогами.
Педагогическая гостиная молодого воспитателя – осуществляется на базе образовательной организации (встречи проходят не реже одного раз в два месяца для педагогов, желающих расширить свой кругозор, повысить свой психолого -педагогический уровень. Работа Педагогической гостиной планируется с учетом интересов и пожеланий участников
Для подбора эффективных форм и методов работы ежегодно проводится мониторинг сформированности профессионально-личностных способностей и затруднений педагогов.
Инновационные методы работы с педагогами обладают отличительными особенностями:
– носят опережающий характер;
– обеспечение педагогов информацией об инновационных фактах;
– оснащение педагогов способами и средствами педагогической деятельности, создающими эффективное воздействие на личностное развитие воспитанников.
Работа с педагогами выделяется в отдельное направление и позволяет интегрировать повышение квалификации с помощью внедрения современных научных исследований и передового педагогического опыта.
Методическое сопровождение педагогов ДОУ осуществлялось в следующих направлениях:
Основные направления работы с педагогами
№ | направление | содержание |
1 | Диагностика компетентности | Наблюдение за деятельностью педагогов;
Тестирование и анкетирование; Коллективные наблюдения; Экспресс-опросники педагогов и родителей; Самоанализ деятельности |
2 | Практическая | Индивидуальная консультативная помощь начинающим педагогам;
Проведение методических мероприятий (семинары, практикумы, мастер-классы) |
3 | Координационная | Контроль и оценка работы по обеспечению образовательного процесса и освоение воспитанниками программы, утвержденной в ДОУ |
4 | Организационная | Организация самообразования педагогов по выбранной методической теме;
Организация курсовой переподготовки; Организация и подготовка педагогов к выступлениям на методических мероприятиях разного уровня с целью распространения педагогического опыта; Организация взаимодействия педагогов с родителями воспитанников в вопросах участи в образовательном процессе |
5 | Мотивирующая | Стимулирование деятельности педагогов, поощрение за профессиональные успехи (грамоты, благодарности, премирование из стимулирующего фонда) |
Результатом диагностического обследование выступило создание диагностических карт возможностей и затруднений педагогов.
Для контроля деятельности воспитателей использовались листы самооценки с выделением компонентов анализируемого явления.
Педагогическое наблюдение позволило определить уровень дидактической и методической подготовленности педагогов, их целеполагания в профессиональной деятельности, стиля общения с воспитанниками, умение организовывать образовательный процесс.
Для системного информативного сбора и обработки используемых методических разработок педагогам было предложено оформить портфолио педагога, отражающим всю информацию участия педагога в методической и инновационной работе на разных уровнях, повышение квалификации. Портфолио позволяет фиксировать наличие разного вида выступлений, проведение мероприятий, участие в различных конкурсах как воспитателей, так и воспитанников. Содержание паспорта позволяет систематизировать все сведения и качественно оформлять материалы для аттестации.
Для создания мотивации к профессиональному росту и саморазвитию педагогов ДОУ работа велась по следующим направлениям:
1) работа с начинающими педагогами – педагогическое сопровождение, регулярные занятия с целью формирования педагогической рефлексии и самоанализа;
2) организация курсовой подготовки, посещение мероприятий по обмену опытом;
3) использование интерактивных методов в коллективной работе с педагогами:
– проектная деятельность;
– мастер-классы;
– творческие мастерские;
– банк инновационных идей;
– педагогическая “копилка” мастерства;
– педагогический ринг;
– дебаты.
Все методы, означенные выше способствовали обновлению образовательного процесса, задавали благоприятные условия для самореализации каждого педагога.
Так педагогический ринг ориентировал педагогов на изучение новых разработок, исследований в сфере педагогики.
В качестве основных инновационных методов использовались следующие
Таблица 2
Инновационные методы работы с педагогами
№ | Форма | характеристика |
1 | Коучинг-сессия (“Методический вояж”, “Эффективные вопросы”, “Возможности использования интерактивных средств в образовательном процессе в ДОУ”, “Возможности без границ”, “Креативные и инициативные” | Метод тренинга позволяет достичь осознания новых позитивно сформулированных результатов в профессиональной деятельности |
2 | Педагогический мастер-класс | Трансляция опыта, его активное обсуждение, творческое решение проблем, возникающих в ходе педагогической деятельности, присвоение опыта |
3 | Ярмарка педагогических идей | Представление образцов педагогической деятельности для публичной оценки и обсуждения, установление творческих контактов с коллегами |
4 | “Вечер вопросов и ответов” | Проводился раз в квартал, так как педагогам дается не менее месяца обдумать и представить вопросы наиболее актуальные в образовательном процессе за данный период. Все вечера классифицировались по темам, так как на некоторые вопросы педагоги сами могут найти ответ, а некоторые вопросы требуют разъяснения специалистов. |
5 | “Методический ринг” (“Развитие педагогического потенциала в свете современных инноваций”, деловые игры в форме мозгового штурма) | Совершенствовались профессиональные знания, развивались знания и умения по анализу собственной деятельности, приобретался опты коллективной работы, обобщались знания о средствах обучения и воспитания дошкольников |
6 | “Педагогический КВН” | Создавался благоприятный психологический климат в коллективе, активизировались имеющиеся теоретические знания и практические умения |
7 | “Методический мост” | Дискуссии, к котором привлекались педагоги других образовательных учреждений, руководители методических объединений, родители. В результате осуществлялся обмен педагогическим опытом, осуществлялось распространение инновационных форм обучения и воспитания |
8 | “Решение основных педагогических задач” (педагогические ситуации) | Знакомство с особенностями педагогического процесса, характером деятельности педагога и ребенка, изучение системы взаимоотношений “педагог-воспитанник”, “педагог-родители”, “родители-ребенок” |
Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты:
– положительная мотивация педагогов к профессиональному росту отмечается в создании предметно-развивающей среды в группах (на 30%);
– рост активности в подготовке различных методических мероприятий (45%);
– курсовая подготовка за три года увеличилась на 100%;
– увеличились совместные разработки и реализации проектов с детьми (50%);
– количественное соотношение полученных квалификационных категорий у педагогов также претерпело изменение в сторону повышения (30%);
– мониторинг качества образования воспитанников показал позитивную динамику в освоении программы по всем ее разделам;
– удовлетворенность родителей работой учреждения повысилась, о чем показал опрос (87% удовлетворены деятельностью).
Систематизация мероприятий по работе с педагогами позволила изменить и усовершенствовать содержание образовательного процесса, а также планирование деятельности учреждения.
Библиографический список
- Белая, К.Ю. Методическая деятельность в дошкольной организации / К.Ю. Белая. – М.: Сфера, 2014. – 128 с.
- Виноградова, Н.А., Микляева, Н.В., Родионова Ю.Н. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы. – М: Сфера, 2008. – 188 с.
- Давыдова, О.И., Майер, А.А., Богославец, Л.Г. Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ. – СПб, 2008. – 170 с.
- Кораблева, С.В., Мифтахова, О.А. Организация работы старшего воспитателя с педагогами ДОО в режиме инновационной деятельности / С.В. Кораблева, О.А. Мифтахова // Народное образование. Педагогика. – 2015. – №2. – с. 23-26.
- Тимофеева, Л.Л., Майер, А.А. Повышение профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. Выпуск 2. – М., 2013. – 96с.