Художественное эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредствам кружковых занятий по лепке

Колесова Алена федоровна, воспитатель, МБДОУ Детский сад №35 "Северная сказка", Республика Саха (Якутия), город Якутск

Художественное эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредствам кружковых занятий по лепке

 

Колесова Алена федоровна,
воспитатель,
МБДОУ Детский сад №35 “Северная сказка”,
Республика Саха (Якутия), город Якутск

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. В настоящее время проблема всестороннего развития личности и художественно-эстетического воспитания, формирования общей культуры в целом, является одной из важнейших задач, стоящих перед педагогами и родителями. Развитие эстетического отношения у человека, его способности оценивать явление с эстетических позиций становится все более необходимыми в современном массовом производстве, научном и техническом творчестве. Поэтому в числе других педагогических задач в образовательном процессе должны ставиться и решаться задачи формирования и развития у детей дошкольного возраста потребности эстетически воспринимать, оценивать объекты познания, готовности в той или иной форме и степени участвовать в творческом создании прекрасного в жизни.

Важным средством художественно-эстетического воспитания детей является изобразительная деятельность, это-лепка, рисование, аппликация. Она позволяет детям выразить свое представление об окружающем мире, понимание его и отношение к нему. Поэтому художественно-эстетическое воспитание в детском саду имеет для ребенка очень большое значение: дошкольник получает возможность самостоятельно создавать красоту своими руками.

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие изобразительной деятельности. Формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.

Художественно-эстетическое воспитание в современных условиях является той частью воспитательного процесса, внимание к которой повседневно растет. В общем потоке средств формирования новой личности оно занимает все более значительное место. В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед педагогами. Указанная проблема разработана в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.Н.Джола, Д.Б.Кабалевский, Н.И.Киященко, Б.Т.Лихачев, А.С. Макаренко, Б.М.Неменский, В.А.Сухомлинский, М.Д.Таборидзе, В.Н.Шацкая, А.Б.Щербо и другие.

У каждого человека есть потребность в творческой деятельности и творческие способности. Но, к сожалению, часто они остаются нереализованными. В детстве человек ищет возможности реализовать свой творческий потенциал, но, как правило, наталкивается на сопротивление среды и ближайшего окружения.  Если ребенок не приобретает положительного опыта творческой деятельности, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему недоступно. А ведь именно через творчество человек может наиболее полно раскрыться как личность.

 

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе ЦДО «Умник» города Якутска в 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

Целью является практическое подтверждение возможностей использования пластилинографии в повышении уровня художественно-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Исходя из цели опытно-экспериментальной работы, были поставлены следующие задачи:

  1. Определить уровень художественно-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста на констатирующем и контрольном этапе опытно-экспериментальной работы, проанализовать и обощить полученные результаты;
  2. Разработать комплекс занятий, направленный на повышение художественно-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством пластилинографии, осуществить его экспериментальную апробацию.
  3. Определить эффективность проведенной работы.

Решение поставленных задач осуществлялось в процессе экспериментальной работы, включенной в педагогический процесс ООО Центр детского образования «Умник».

Для выявления исходного уровня художественно эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста были взяты методики Г.А.Урунтаевой,Ю.А.Афонькиной «Практикум по детской психологии»{45}.

Начало эксперимента

Конец эксперимента

Данные диагностики говорят о том, что эксперимент, проведенный с детьми экспериментальной группы дал положительные результаты и показывают эффективность экспериментальной работы по формированию эстетического воспитания у дошкольников на занятиях по лепке при использовании в процессе обучения специально разработанной методической системы.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Художественно-эстетическое воспитание действительно занимает важное место в формировании эстетического воспитания в целом, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения. Все эти качества в человеке развиваются под воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения, – все, что может быть прекрасным. Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством эстетического воспитания.

Необходимым условием эффективной работы кружка по лепке является методически грамотно организованные руководителем занятия. Работа кружка строится на основе программы, учебно–воспитательного и календарно – тематического планов, учитывающих возрастные особенности детей.  Кружковая работа строится по принципу добровольности, поэтому её содержание в большей степени должно отвечать индивидуальным устремлениям детей. Кружковые занятия дают педагогу возможность проводить разнообразные занятия, развивающие способности детей в той или иной области, воспитывающие у них интерес и любовь к творчеству. Эффективность работы кружка возможна лишь при использовании разнообразных форм в виде индивидуальных, групповых и массовых занятий.

Проведенная экспериментальная работа показала, что детям понравилось заниматься лепкой. В процессе этой работы у детей развивается внимательность, творческие способности и прививаются навыки культуры труда и аккуратности. Работая с материалами дети, приобщились к искусству, развили художественные способности, совершенствовали творческое воображение и эстетический вкус, чувство прекрасного.

Реализуя полноценное художественно-эстетическое воспитание посредством изобразительного искусства ребенка в дошкольном возрасте, мы обеспечиваем в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.

 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 1985.
  2. Бореев Ю.Б. Эстетика. 4-е изд., доп. М.: Политиздат,1988. С.27
  3. Ветлугина Н.А. Общие проблемы эстетического воспитания развития ребенка. В кн:. Основы дошкольной педагогики/ Под. Ред. В.А.           Запорожца и Т.М. Марковой. М. 1980.)
  4. Комарова Т.С. Школа эстетического воспитания. М.: МозаикаСинтез,
  5. 352 с.
  6. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. Издательство «Мнемозина» 1995.С 157.
  7. Соломатина Т.Б., Насибова С.В. Социально – педагогические инициативы в деятельности учреждений дополнительного образования детей// Наука и школа. -2008. -№ 2. -С37-39.
  8. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Б.В. Куприянов, Е.А.      Салина, Н.Г. Крылова, О.В. Миновская; Под ред. А.В. Мудрика.- М.:     Издательский центр “Академия”, 2004. – 240 с.
  9. Смирнова Л.Э. История и теория дизайна: учебное пособие. –Е.: Сибирский федеральный университет, 2014. – 224с.
  10. Ушинский. Трудовое воспитание. В 2т. – М.: Педагогика, 1986.- Т1.-С. 406.
  11. Урунтаева Г.А, Афонькина Ю.А. «Практикум детской психологии».
  12. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей//Народное образование. -2007. -№ 3. -С258-266.
  13. Титова Е.В. Если знать, как действовать. -М., 2008.
  14. Турик Л. Дополнительное образование: что это такое? //Здоровье детей. -2008. -№ 2. -С23-27.
  15. Терский В.Н., Кель О. С. Игра. Творчество. Жизнь. М.: Просвещение, 1966. С.342.
  16. Халезова Н.Б. «Лепка в детском саду» издательство «Просвещение» 1986. С136.
  17. Хоменко В.А. Солёное тесто. Шаг за шагом.- Харьков: Книжный клуб семейного досуга., 2007.- С. 64.: илл.
  18. Щербаков В.С. Изобразительное искусство и творчество. М.: Просвещение, 1969. С. 43.

Центр дистанционных мероприятий “Пора роста” – это цифровая образовательная экосистема, с большим набором сервисов для учителей, учеников и их родителей.