Значение кружка журналистики в системообразующем фундаменте этнокультурного образования

Колесова Илана Григорьевна, педагог дополнительного образования, Муниципальное бюджетное учреждение "Улусный детский центр", Республика Саха (Якутия), Эвено-Бытантайский национальный улус, п. Батагай-Алыта

Значение кружка журналистики в системообразующем фундаменте этнокультурного образования

 

Колесова Илана Григорьевна,
педагог дополнительного образования,
Муниципальное бюджетное учреждение “Улусный детский центр”,
Республика Саха (Якутия), Эвено-Бытантайский национальный улус, п. Батагай-Алыта

 

Аннотация: В статье описываются этапы разработки и реализация программы дополнительного образования детей журналистской направленности в условиях сельского образовательного учреждения. Работа кружка в системообразующем фундаменте этнокультурного образования в воспитании детей и подростков в системной деятельности образовательного учреждения, самореализация обучающихся.

Ключевые слова: журналистика, кружок журналистики, ИКТ,  самореализация,

Annotation: The article describes the stages of development and implementation of a program of additional education for children of a journalistic orientation in a rural educational institution. The work of the circle in the system-forming foundation of ethno-cultural education in the education of children and adolescents in the systemic activities of an educational institution, self-realization.

Keywords: Journalism, circle of journalism, self-realization

Сельские образовательные учреждения являются важной составляющей образовательной системы всей страны. Они  призваны содействовать сохранению и развитию национальных традиций, нравственных ценностей и росту уникального потенциала культуры. Улусный детский центр Эвено-Бытантайского национального улуса является муниципальным опорным центром. В рамках опорного центра, учреждение реализует образовательно-досуговую этноплощадку «Исун» («Развитие»). Данная площадка, как системообразующий фундамент этнокультурного образования в воспитании детей и подростков с учетом традиционных знаний народов ведет системную деятельность по воспитанию и организации досуга молодого поколения в соответствии с этническими традициями, формированию активной жизненной позиции и передаче от поколения к поколению ценной этнокультурной информации. Объединение пресс-центр «Тюгясирские зорьки» является одной из творческих лабораторий модуля «Мут тюгясирла» («Мы тюгясиры»). В рамках этого направления мы ведём координацию информационного сопровождения деятельности улусного детского центра. Выпускаем школьные газеты «Саһарҕа», «Биракчан» (обучающиеся дистанционного обучения Кустурской средней школы им. И.Н. Слепцова), готовим циклы сюжетов и сборников и о жизни улуса, передовых оленеводах, оленеводах ветеранах, народных мастерицах, исторических местах и т.д. Работаем над созданием аудиовизуального наследия учреждения, и контента в популярных социальных сетях обучающего эвенскому языку.

С сентября 2015 года я работаю руководителем объединения пресс-центр «Тюгясирские зорьки» и разработала дополнительную образовательную программу «Основы журналистики». Данная программа модифицированная, по направлению деятельности ­­– социально-педагогическая, по уровню усвоения – базовая и является частью творческой лаборатории образовательно-досуговой этноплощадки «Исун» («Развитие»). Программа может реализовываться в очно-заочной форме и рассчитана на детей 7-13 (1-й год обучения), 14-15 лет (2-й год обучения), 16-18 (3-й год обучения). Условия набора: принимаются все желающие. Продолжительность обучения 3 и более лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1, 1,5 часу без учёта самостоятельной работы.  После формирования групп производится введение в образовательную программу. Далее поэтапно начинается кружковая работа. Творческий подход, уровень подготовки и способности обучающихся различные, поэтому в начале учебного года обычно проводится диагностика начальных знаний, умений и навыков. В кабинете во время занятий создается обстановка реального общения, обучающиеся проявляют интерес к изучаемому материалу и с большим желанием выполняют задания.

В объединении в 2023-2024 учебном году занимается 38 обучающихся. Мониторинг усвоения программы детей  производиться путем оценки уровня знаний и умений обучающегося в начале, в середине и в конце учебного года. Оценка дается по пятибалльной шкале, в зависимости от уровня умений, стремлений к занятию. Диагностика усвоения программы обучающимися проводится по критериям: знание материалов, приспособлений, терминологии; знание  ТБ, их соблюдение; организация  рабочего места; знание приемов работы; проявление творческой активности – демонстрация уровня владения материалом.

Позитивную динамику результатов по дополнительной образовательной программе и продуктивных видов деятельности обучающихся объединения за предыдущие годы можно посмотреть в диаграмме №1 (см. рис.№1)

Рисунок №1

«Позитивная динамика результатов по дополнительной образовательной программе»

Реализация образовательных программ по журналистике готовят обучающихся к правильному восприятию информации и практическому применению их в окружающей реальности, создают основу формирования творческой личности. К примеру, обучающиеся выпускают детскую газету «Саһарђа» при улусном детском центре общим тиражом 5 экземпляр раз в месяц. Обучающиеся дистанционного обучения выпускают детскую газету «Биракчан» при Кустурской средней общеобразовательной школе общим тиражом в 2 экземпляра раз в три месяца.  Выпуск учебной газеты помогает обучающимся реализовать свои творческие возможности, повысить уровень информационной культуры, публиковать собственные материалы. При подготовки выхода газеты дети учатся грамотно готовить материал для дальнейшей работы с ним, внимательно относиться к написанному, изучают рекомендации по написанию материалов и определённых жанров, разрабатывают структуру и оформление информационной рубрики, могут попробовать себя в различных ролях, например, редактор, корректор, верстальщик, корреспондент и др.

Также наши ребята готовят газетные материалы для республиканских газет «Юность Севера» 6 юнкоров имеют удостоверения детской прессы. Наши материалы публикуются в республиканской газете «Бэлэм буол +».  Материал Кыталыыны Борисовой – ныне уже нашей выпускницы был опубликован в журнале «Хатан», на сегодняшний день Кыталыына является начинающим блогером и SMM-менеджером.  Наши материалы печатаются в улусной газете «Бытантай уоттара» (приложение «Сыккыс»), и старшая группа объединения ведёт новостную колонку сайта учреждения https://uds-bytantai.obr.sakha.gov.ru/ То есть, юнкоры осваивают основы работы редакции периодических изданий, навыки SMM-менеджмента.

Далее, юные корреспонденты готовят сюжеты, ролики, интервью, репортажи для  своего канала на Youtube («Тюгясирские зорьки»), а также принимают участие в разных конкурсах. Основной наклон работы сводится к проблеме исчезновения родного эвенского языка.  Ведь в  нашем улусе, носителей с каждым годом становится всё меньше, поскольку носители это люди преклонного возраста. Это одно из немаловажных проблем, которые затрагивает проект этноплощадки. Молодое же поколение не владеет, либо владеет, но не свободно. Причиной данного печального явления является не применение родного языка в обычном обиходе. Кроме того, будущее поколение начало забывать культуру, обычаи, традиции своего народа. Проблема сохранности, возрождения родного языка и культуры эвенского и других коренных народов на сегодняшний день является важной задачей российского государства и общественности коренных малочисленных народов Севера. Лучшими учителями в этом вопросе являются наши писатели, младшая группа начала с изучения творчества первого эвенского писателя Николая Саввича Тарабукина. Например, они приняли участие в республиканском конкурсе «Мир вокруг нас». Конкурсная работа, поскольку дети начальных классов сами снимать не умеют, состояла из готового видеоряда (из моего личного архива, и материалов нашего партнёра филиала НВК «Саха») и закадрового текста детей (озвучивание стихотворения Николая Саввича Тарабукина «Я люблю солнечный свет»). Дети сами выбрали картинки к видеоряду, подходящие по смыслу стихотворения. Сейчас они работают над постановкой эвенской сказки «Илан канул» («Три брата») в жанре теневого театра. Таким образом, у них формируется чувства гордости и любви к природе родного края, к родному эвенскому языку. Работы можно посмотреть на нашем YouTube канале.

Необходимость учитывания интересов обучающихся, безусловно сложный и ответственный момент в организации работы кружка. Интересы у ребят самые разнообразные даже в рамках одного направления. Например, мальчики средней и старшей группы обучаются снимать на камеру своих корреспондентов. Допустим, девочка из старшей группы работает корреспондентом для сюжета про студию моды и дизайна «Ьэрэчэ», то мальчик из средней группы работает в роли оператора. Монтируют этот сюжет под моим руководством вместе. Или если мальчик из младшей группы пишет материал про школьное мероприятие, кто-нибудь из старшей группы фотографирует. Пример, Слепцов Сандал написал текст к сюжету «Выделка оленьих камусов», а Айсен Колесов был в роли оператора.

Раз в два года мы проводим улусный слёт юных журналистов Эвено-Бытантайского национального «Юнкоры Бытантая», в рамках данного мероприятия проводится конкурс «Юный журналист». По материалам этого конкурса мы выпустили небольшой сборник куда вошли материалы: Анны Стручковой – портретный очерк про молодого народного мастера Колесову Н.Е, Александры Сотрудниковой – про Сотрудникову З.В – человека, который долгое время преподавал эвенский язык в дошкольном учреждении «Хаарчаана», Аммосова Кристина – про знатного оленевода Попова А.А., Мохчогоров Пётр – про заслуженного учителя Чирикову А.Н. и др.

В объединении должное внимание уделяется ораторскому искусству. В подразделе образовательной программы «Речь» учащиеся изучают строение артикуляционного аппарата, осваивают навыки выступления перед публикой, учатся говорить перед камерой. Развивают уверенность в себе и умение четко структурировать мысли.  Так,  каждый год учащиеся нашего кружка занимают призовые места в улусном конкурсе ораторского мастерства «Аман ӫс».

В рамках деятельности объединения, обучающиеся готовят научно-исследовательские проекты по разным темам. Так в улусной конференции «Первые шаги в науку» Мохчогоров Пётр занял 3 место с темой «Дэлгэнкэн чэлэн» (в переводе с эвенского языка «Все животные» – это семейный проект игра домино для детей на эвенском языке). 2018 год в муниципальном этапе научной конференции – конкурса молодых исследователей имени В.П. Ларионова «Инникигэ хардыы» Заровняев Арылхан занял 3 место с темой «Виды заголовков на примере газеты “Юность Севера”». В 2022 году в республиканской научной конференции – конкурса молодых исследователей имени В.П. Ларионова «Инникигэ хардыы» Анастасия Гутовская заняла 1 место с темой ««Сравнительное изучение малых жанров эвенского и якутского фольклора».

Таким образом, разработка и реализация программы дополнительного образования детей журналистской направленности в учреждении дополнительного образования позволяет не только повысить эффективность и мотивировать обучающихся, но и дифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого обучающегося. Роль кружка, реализующих программы  журналистской направленности в сельском образовательном учреждении в том, что обучающиеся с «северным» менталитетом учатся легко находить общий язык с людьми, неординарно мыслить, осваивают новые технологии. Основной проблемой для нас является медленная скорость интернета, по этой причине мы с трудом достигаем намеченных целей. В системообразующем фундаменте этнокультурного образования в воспитании детей и подростков в системной деятельности улусного детского центра наши юные корреспонденты объединения активно ведут информационное сопровождение. Обеспечивают регулярное информирование о ходе реализации мероприятий, образовательных программ.

 

Литературы

1 ФЗ РФ «Об образовании» от 10.07.1992 №3266-1
2 Романкова А. А., Титова Е. И. Информационные технологии в образовании // Молодой ученый. — 2015. — №6. — С. 677-679
3 Артюшкин О.В., Молотков Г.С., информационно-коммуникационные технологии как основа электронного образовательного ресурса вуза // инновации в образовании №8 2009.
4 Зеер Э.Ф., Новоселов С.А. Правовая охрана педагогических инноваций как фактор развития российского рынка образовательных услуг // Образования и наука. Известия   УрО РАО. 2007. №4 (46).
5 Тришина С.В. Средства информационно-коммуникационных технологий при обучении информатике // www.ito.edu.ru/2004/Moscow/VIII/VIII-0-4305. Дата обращения 25.10.2021.
6 Христочесвский С.А. Почему использование ИКТ в образовании до сих пор не приводит к повышению эффективности образования https://elibrary.ru/project_risc.asp. Дата обращения 25.10.2021

References

  1. Federal Law of the Russian Federation “On Education” dated 10.07.1992 No. 3266-1
  2. Romankova A. A., Titova E. I. Information technologies in education // Young scientist. – 2015. – No. 6. — pp. 677-679
  3. Artyushkin O.V., Molotkov G.S., information and communication technologies as the basis of the electronic educational resource of the university // innovations in education No. 8 2009.
  4. Zeer E.F., Novoselov S.A. Legal protection of pedagogical innovations as a factor in the development of the Russian market of educational services // Education and science. News of the Ural Branch of the Russian Academy of Education. No. 4 (46).
  5. Trishina S.V. Means of information and communication technologies in teaching informatics // ito.edu.ru/2004/Moscow/VIII/VIII-0-4305. Accessed 25.10.2021.
  6. Khristochevsky S.A. Why the use of ICT in education still does not lead to an increase in the efficiency of education https://elibrary.ru/project_risc.asp. Retrieved 25.10.2021

Центр дистанционных мероприятий “Пора роста” – это цифровая образовательная экосистема, с большим набором сервисов для учителей, учеников и их родителей.