Взаимодействие школы и семьи в трудовом воспитании младших школьников
Голикова Раиса Алексеевна,
учитель начальных классов,
МОБУ “СОШ №35”,
Республика Саха (Якутия), город Якутск
I часть. Взаимоотношение семьи и школы в воспитании младших школьников
Единство усилий, постоянный дружеский контакт семьи и школы — это залог достижения успеха в воспитании подрастающего поколения. Укрепление взаимосвязи семьи, школы и общественности на сегодняшний день является одной их важных проблем воспитания. Ребенок начинает воспитываться в семье. Когда он подрастает, эта функция частично переходит на школу, ложится на плечи учителей. Если раньше в обязанности педагога входило лишь обучение своему предмету, то сегодня на первый план выходит подготовка ребенка ко взрослой жизни, воспитание личности. Детям важно видеть согласованные действия педагогов и родителей. Когда требования школы совпадают с требованиями семьи, ребёнок уверен в правильности этих требований, он организован, дисциплинирован.
В системе образования в настоящее время разрабатываются разнообразные модели взаимодействия семьи и школы. Процесс такого сотрудничества, его особенности, определяются, прежде всего, типом и видом образовательного учреждения, специальной деятельностью педагогического коллектива. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в образовательном учреждении важно представить коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей и родителей.
В школе организовано постоянное всестороннее изучение семей учащихся классными руководителями, социальным педагогом, посещение на дому. Изучение семьи ученика позволяет понять уклад семьи, каковы ее социальные установки, система нравственных и духовных ценностей, взаимоотношение с окружающими людьми и друг другом, семейные традиции, педагогическую образованность родителей, умение организовать жизнь и деятельность детей в семье в соответствии с целями воспитания и возрастом ребенка. Все виды общения, все контакты с родителями в процессе совместной воспитательной деятельности дают новые материалы о семейном воспитании, об использовании свободного времени в семье, о любимых занятиях членов семьи, о глубине осмысления родителями процесса формирования личности ребенка, что позволяет выбрать педагогически грамотное направление работы с семьей.
Мораль и вкусы, манеры и привычки, мировоззрение и убеждения, характер и идеалы-основы всего этого закладывается в семье и в школе. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости…
Педагогический союз учителя и родителей – могучая воспитательная сила.
Проблемой для учителя являются организационные вопросы, связанные с включением родителей в жизнь школьного учреждения. Родители должны быть убеждены, что их участие в жизни школы важно не потому, что так хочет учитель, а потому, что это важно для развития их ребёнка.
Задача учителя – помочь родителям осознать свою родительскую воспитательную миссию, как величайшую ответственность за будущее ребёнка. Важно и то, что воспитание учащихся в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс.
Сегодня семья и дети нуждаются в защите и заботе. Педагоги призваны не судить семью, а всеми возможными путями помогать, беречь гуманизм отношений, воспитывать вместе, поддерживать друг друга, оставаться людьми в любой ситуации.
Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления:
- психолого-педагогическое просвещение родителей;
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
- участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом.
Психолого-педагогическое просвещение родителей в начальной школе предполагает организацию следующих форм работы с семьёй:
- родительские лектории;
- конференции;
- индивидуальные или тематические консультации;
- родительские собрания.
Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс нам, учителям начальных классов, помогают дни творчества детей и их родителей;
- открытые уроки и внеклассные мероприятия;
- помощь в организации и проведении внеклассных дел, в укреплении материально-технической базы школы и класса.
Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом можно организовать с помощью участия родителей в работе родительского комитета и нетрадиционных форм работы – родительских вечеров, родительских тренингов, презентаций семейного опыта.
Родительские вечера – интересная и достаточно новая форма работы с родителями. Их уместно проводить, когда классный руководитель только начал формировать родительский коллектив класса, когда дети только-только переступили порог школы.
Родительские вечера – это праздник общения с родителями друзей твоего ребёнка, это праздник воспоминаний собственного детства и детства своего ребёнка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь.
Родительские тренинги – это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить своё воздействие собственным ребёнком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребёнка.
Презентация семейного опыта – это передача положительного семейного опыта воспитания детей посредством рассказа родителей о своих приемах, методах и формах воспитания, традициях, семейных праздниках, об организации совместного досуга.
В последние годы учителя начальной школы апробируют инновационные формы взаимодействия семьи и школы:
- семейная гостиная;
- мастер-классы (мастерские семейного опыта);
- круглые столы для родителей;
- вечера вопросов и ответов;
- собрание-диспут;
- психологические игры;
- устные журналы для родителей.
Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач начальной школы. Практика показывает, что сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Строить систему отношений с родителями необходимо с изучения запросов родителей. Для этого используют следующие технологии:
- анкетирование (анкета-желание, анкета-оценка);
- беседа;
- экспресс-прогноз;
- деловые игры;
- опросные листы для пожеланий родителей;
- материалы детского творчества;
- психологическое тестирование и его анализ.
Такую работу можно проводить в течение всего учебного года. В результате изучения родительских запросов определяются направления совместной работы школы, родителей и их детей.
Взаимодействие школы и семьи, должно способствовать развитию современной школы, с одной стороны, а с другой – означать поворот общества к нуждам семьи.
Только равноправное творческое взаимодействие образовательного учреждения с семьями обучающихся является залогом полноценного развития ребенка, его эмоциональных, интеллектуальных, духовных и нравственных качеств.
Организуя свободное время учащихся путем привлечения их к изучению Всемирного природного и культурного наследия, родители создают атмосферу творчества, сотрудничества, взаимодействия, взаимовлияния и взаимообогащения, как детей, так и взрослых.
Семья и школа – это посредники, которые передают новым поколениям нравственные ценности культурное наследие, накопленное прежними поколениями.
Проведение совместных мероприятий делают школу и семью союзниками в воспитании детей, воспитывают у учащихся чувство любви и уважения к родителям, развивают интерес к истории своей семьи, семейным традициям. Родители младших школьников всегда вместе со своими детьми: на классных праздниках, развлекательных мероприятиях, на учебных экскурсиях. Родители – первые помощники учителя. Классный руководитель направляет и организует работу родителей, но делает все это ненавязчиво, тактично.
«Союз трех сердец» учитель – ученик – родители взаимодействует в атмосфере сотрудничества.
Вхождение родителей в единое школьное пространство начинается с первого класса, когда учитель знакомит учащихся с традициями школы, событиями и праздниками, связанными с освоением культурного наследия города. В начальной школе родители с энтузиазмом принимают участие в жизни детского коллектива, способствуя его сплочению.
II часть. Воспитание трудолюбия в семье и в школе
Одна из важнейших задач, стоящих перед школами и образовательными учреждениями – это воспитание трудолюбия. Решение этой задачи имеет большое значение. Ведь воспитание трудолюбия – это воспитание главного качества человеческой личности, создание фундамента, на котором строится жизнь общества и жизнь человека.
В воспитании трудолюбия очень важно влияние семьи. Родители должны помнить, что ребенок – это член общества. Поэтому его значение в обществе, ценность его как гражданина будут зависеть от того, насколько он в состоянии будет принимать участие в общественном труде, насколько он к этому труду будет подготовлен. От этого будет зависеть и его благосостояние, и материальный уровень его жизни.
Трудовое участие детей в жизни семьи должно начинаться очень рано и в игре. Ребенку следует сказать, что он несет ответственность за целостность игрушек, за чистоту и порядок в том месте, где находятся игрушки и где с ними играют. И эту работу нужно поставить перед ним в самых общих чертах: должно быть чисто, не должно быть набросано, на игрушках не должно быть пыли. Вы можете рассказать ему о некоторых методах уборки, но в целом это хорошо, если он сам понимает, что для вытирания пыли нужна чистая тряпочка и так далее. С годами трудовые задачи должны становиться все более сложными и отделенными от игры.
Задачи трудового воспитания:
- формирование у учащихся позитивного отношения к работе как высшей жизненной ценности, высоким социальным мотивам трудовой деятельности;
- развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческой работе, желание применять знания на практике;
- воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, оперативности и честности;
- обучение учащихся различным рабочим навыкам и умениям, составляющим основу культуры умственного и физического труда.
Труд предоставляет возможность проверить и получить объективное отражение возможностей, имеющихся у учеников, осознать значимость процесса самообразования в формировании личностных качеств. Трудовая деятельность обеспечивает самовоспитание и саморазвитие сил и способностей обучающихся, формирует их сознание и самосознание, выступая одновременно важнейшим фактором формирования «Я» личности ребенка.
Организационные формы трудового обучения и образования подбирает учитель. Для того, чтобы труд стал любимым делом, ребенок должен испытывать успех и радость труда. Поэтому рекомендовано строить обучение на самом высоком и доступном уровне сложности; познавая радость заслуженного преуспевания в работе, юный человек обретает чувство собственного достоинства, гордость за свою работу.
Формы трудового воспитания:
1) средства морального и материального поощрения;
2) предоставление широких возможностей для улучшения своих способностей;
3) подготовка подрастающего поколения к работе методами семейного воспитания и в учебных заведениях;
4) использование СМИ с целью трудового воспитания.
Основное содержание трудового воспитания обучающихся на ступени начального
общего образования включает в себя:
- первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
- уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
- элементарные представления об основных профессиях;
- ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;
- элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
- первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
- умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
- умение соблюдать порядок на рабочем месте;
- бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
- отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.
Планируемые результаты трудового воспитания обучающихся на ступени начального общего образования:
- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку;
труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
- ценностное и творческое отношение к учебному труду;
- элементарные представления о различных профессиях;
- первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
- осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
- первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
- потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
- мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
III. Виды деятельности и формы занятий с обучающимися на ступени начального и общего образования с целью воспитания трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
В процессе изучения учебных дисциплин и проведения внеурочных мероприятий обучающиеся получают первоначальные представления о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества:
- участвуют в экскурсиях по городу, во время которых знакомятся с различными видами труда, различными профессиями в ходе экскурсий на производственные предприятия, встречаются с представителями разных профессий;
- получают первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности, проведения внеурочных мероприятий, уроков технологии (труда), изо и музыки (сами готовят план урока), участвуют в «Дне самоуправления»;
- приобретают опыт уважительного и творческого отношения к учебному труду (посредством презентации учебных и творческих достижений, стимулирования творческого учебного труда, предоставления обучающимся возможностей творческой инициативы в учебном труде);
- учатся творчески применять знания, полученные при изучении учебных предметов на практике «Фестиваль проектов»;
- приобретают начальный опыт участия в различных видах общественно-полезной деятельности на базе образовательного учреждения и взаимодействующих с ним учреждений дополнительного образования, трудовые акции;
- приобретают умения и навыки самообслуживания в школе и дома; озеленение пришкольного двора (наша школа каждый год занимает призовые места по Октябрьскому округу), участие с родителями в осенней и весенней ярмарках, в мастер-классах, украшение кабинетов на новогодние праздники, в творческих выставках;
- На вопрос о выборе будущей профессии дети называют те профессии, которые реально могут быть получены ими. Родители на классных часах рассказывают о своих профессиях: преподаватель в медколледже, программист, медсестра, специалист в пожарной части.
Правильно поставленное трудовое воспитание, обучение и профессиональная ориентация, непосредственно участие школьников в общественно-полезном труде являются двойственными факторами гражданского становления, нравственного и интеллектуального формирования личности, её физического развития. Как бы ни сложилась дальнейшая судьба выпускников школы, трудовая закалка потребуется им в любой сфере деятельности. Велико значение труда в нравственном воспитании личности.
Практическая часть на примере 4 Д класса СОШ №35, в прошлом году выпустила этот класс. Готовясь к «Выпускному» решили подготовить якутский танец, заказать костюмы бабушке Бестужева Андрея. На родительском собрании предложила вовлечь детей в изготовлении аксессуаров костюма. Родители с удовольствием поддержали меня. На классном часу с детьми обсудили свой проект «Очумелые ручки».
Актуальность проекта обусловлена ее практической значимостью: человек рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Возможность проявить себя, раскрыть неповторимые индивидуальные способности, в процессе изготовления якутских национальных вещей, очень важны для воспитания у обучающихся нравственного начала, любви и уважения к творческому труду. В классе 21 учащихся: 13 девочек и 8 мальчиков.
Цель проекта:
Формирование устойчивого интереса к шитью и мастерству как виду декоративно-прикладного искусства и древнейшего рукоделия. Использование элементов бисероплетения для развития моторных навыков и творческих способностей во внеурочное время.
Задачи:
- привить интерес к шитью, к ручной работе, к работе с бисером и побудить желание совершенствования в данном направлении декоративно-прикладного творчества;
- развивать образное восприятие окружающего пространства и эмоциональную отзывчивость к своим работам;
- воспитывать способность мыслить, сочинять, создавать необычные, оригинальные произведения декоративно-прикладного творчества на основе коллективного труда с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика.
I этап: мастер-класс по изготовлению новогодних игрушек и накидок для стульев, участвовал весь класс, руководитель Дедюкина Екатерина Денисовна – мастер швейного дела (бабушка Бестужева Андрея)
II этап: подготовка к «Выпускному» с января по май, ответственные классный руководитель и бабушка, мамы.
План работы девочек:
- «Фартуки»
– инструктаж по технике безопасности по работе с иглами, ножницами, утюгом, электрическими швейными машинками
– выбор цвета ткани для фартуков
– разрез ткани по лекалам, обметывание, глажение
– работа на электрических швейных машинках – обверложивание и шитье
- «Шкатулки»
– разрез из картона основы и крышки
– расклеивание ткани
– шитье тесьмы
- «Бастына» и «Илин кэби5эр»
– бисероплетение
– украшение из бисера
План работы мальчиков: инструктажи
- «Ящики»
– пилили, строгали из дерева ящик и крышку
-ошкуривание, полировка
-выжигание
-покраска
-покрытие лаком
-соединение кожей ящика и крышки
-прикрепление застежки
- «Тесьма на голову»
– работа с кожей
– облицовка круга из металла
- «Якутский пояс»
– кожаные квадраты
– металлическая бляжка
- Помощь девочкам в бисероплетении (украшения)
III этап: выступление на торжественном мероприятии «Прощай, начальная школа!» – танец «Якутские узоры», постановщик мама ученицы
IV этап: «Букет цветов на вазе» из бисера – подарок для бабушки от всех детей (сюрприз)
V этап: фотосессия на лоне природы, видеоролик якутского танца
Результаты проекта: благодаря такому проекту произошло понимание и сближение семьи и школы, это поспособствовало для учащихся:
. радостному настроению от выполненного дела своими руками;
- усвоению знаний о роли труда в жизни людей, понимание необходимости труда на общую пользу;
- добросовестному отношение к труду, стремлению любую работу выполнять старательно, честно, с желанием и удовольствием;
- проявлению ответственности, исполнительности, инициативы и творческого отношения к труду;
- умению работать в коллективе сообща, проявлять товарищескую взаимопомощь, заинтересованность в ходе и результатах коллективной работы;
- бережному отношению к имуществу, инструментам и материалам, учебным принадлежностям;
- умению планировать свою работу, координировать действия, подчинять их общему ходу работы, пользоваться рациональными приёмами труда, быть аккуратными и точными;
- формированию общетрудовых умений и навыков, развитию интереса к технике и техническому творчеству;
- отрицательному отношению к нечестности, лени, порче имущества и небрежности в обращении с оборудованием, инструментами и материалами;
. благодарному отношению ко всем, кто помогал реализовывать проект.
Литература
- Аверичев Ю.П. Нужна ли трудовая подготовка школьников? //Педагогика. – 2009. – № 12. – С. 34−39.
- Харламов И.Ф. Педагогика. – М: 2004. – 300 с.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986— 248 е.