Взаимодействие школы и семьи в трудовом воспитании младших школьников

Голикова Раиса Алексеевна, учитель начальных классов, МОБУ "СОШ №35", Республика Саха (Якутия), город Якутск

Взаимодействие школы и семьи в трудовом воспитании младших школьников

Голикова Раиса Алексеевна,
учитель начальных классов,
МОБУ “СОШ №35”,
Республика Саха (Якутия), город Якутск

 I часть.  Взаимоотношение семьи и школы в воспитании младших школьников

Единство усилий, постоянный дружеский контакт семьи и школы — это залог достижения успеха в воспитании подрастающего поколения. Укрепление взаимосвязи семьи, школы и общественности на сегодняшний день является одной их важных проблем воспитания. Ребенок начинает воспитываться в семье. Когда он подрастает, эта функция частично переходит на школу, ложится на плечи учителей. Если раньше в обязанности педагога входило лишь обучение своему предмету, то сегодня на первый план выходит подготовка ребенка ко взрослой жизни, воспитание личности. Детям важно видеть согласованные действия педагогов и родителей. Когда требования школы совпадают с требованиями семьи, ребёнок уверен в правильности этих требований, он организован, дисциплинирован.

В системе образования в настоящее время разрабатываются разнообразные модели взаимодействия семьи и школы. Процесс такого сотрудничества, его особенности, определяются, прежде всего, типом и видом образовательного учреждения, специальной деятельностью педагогического коллектива. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в образовательном учреждении важно представить коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей и родителей.

В школе организовано постоянное всестороннее изучение семей учащихся классными руководителями, социальным педагогом, посещение на дому. Изучение семьи ученика позволяет понять уклад семьи, каковы ее социальные установки, система нравственных и духовных ценностей, взаимоотношение с окружающими людьми и друг другом, семейные традиции, педагогическую образованность родителей, умение организовать жизнь и деятельность детей в семье в соответствии с целями воспитания и возрастом ребенка. Все виды общения, все контакты с родителями в процессе совместной воспитательной деятельности дают новые материалы о семейном воспитании, об использовании свободного времени в семье, о любимых занятиях членов семьи, о глубине осмысления родителями процесса формирования личности ребенка, что позволяет выбрать педагогически грамотное направление работы с семьей.

Мораль и вкусы, манеры и привычки, мировоззрение и убеждения, характер и идеалы-основы всего этого закладывается в семье и в школе. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости…

Педагогический союз учителя и родителей – могучая воспитательная сила.

Проблемой для учителя являются организационные вопросы, связанные с включением родителей в жизнь школьного учреждения. Родители должны быть убеждены, что их участие в жизни школы важно не потому, что так хочет учитель, а потому, что это важно для развития их ребёнка.

Задача учителя – помочь родителям осознать свою родительскую воспитательную миссию, как величайшую ответственность за будущее ребёнка. Важно и то, что воспитание учащихся в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс.

Сегодня семья и дети нуждаются в защите и заботе. Педагоги призваны не судить семью, а всеми возможными путями помогать, беречь гуманизм отношений, воспитывать вместе, поддерживать друг друга, оставаться людьми в любой ситуации.

Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления:

  • психолого-педагогическое просвещение родителей;
  • вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
  • участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом.

Психолого-педагогическое просвещение родителей в начальной школе  предполагает организацию следующих форм работы с семьёй:

  • родительские лектории;
  • конференции;
  • индивидуальные или тематические консультации;
  • родительские собрания.

Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс нам, учителям начальных классов, помогают дни творчества детей и их родителей;

  • открытые уроки и внеклассные мероприятия;
  • помощь в организации и проведении внеклассных дел, в укреплении материально-технической базы школы и класса.

Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом можно организовать с помощью участия родителей в работе родительского комитета и нетрадиционных форм работы – родительских вечеров, родительских  тренингов, презентаций семейного опыта.

Родительские вечера – интересная и достаточно новая форма работы с родителями. Их уместно проводить, когда классный руководитель только начал формировать родительский коллектив класса, когда дети только-только переступили порог школы.

Родительские вечера – это праздник общения с родителями друзей твоего ребёнка, это праздник воспоминаний собственного детства и детства своего ребёнка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь.

Родительские тренинги – это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить своё воздействие собственным ребёнком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребёнка.

Презентация семейного опыта – это передача положительного семейного опыта воспитания детей посредством рассказа родителей о своих приемах, методах и формах воспитания, традициях, семейных праздниках, об организации совместного досуга.

В последние годы   учителя начальной школы апробируют инновационные формы взаимодействия семьи и школы:

  • семейная гостиная;
  • мастер-классы (мастерские семейного опыта);
  • круглые столы для родителей;
  • вечера вопросов и ответов;
  • собрание-диспут;
  • психологические игры;
  • устные журналы для родителей.

Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач начальной школы. Практика показывает, что сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Строить систему отношений с родителями необходимо с изучения запросов родителей. Для этого   используют следующие технологии:

  • анкетирование (анкета-желание, анкета-оценка);
  • беседа;
  • экспресс-прогноз;
  • деловые игры;
  • опросные листы для пожеланий родителей;
  • материалы детского творчества;
  • психологическое тестирование и его анализ.

Такую работу можно проводить в течение всего учебного года. В результате изучения родительских запросов определяются направления совместной работы школы, родителей и их детей.

Взаимодействие школы и семьи, должно способствовать развитию современной школы, с одной стороны, а с другой – означать поворот общества к нуждам семьи.
Только равноправное творческое взаимодействие образовательного учреждения с семьями обучающихся является залогом полноценного развития ребенка, его эмоциональных, интеллектуальных, духовных и нравственных качеств.

Организуя свободное время учащихся путем привлечения их к изучению Всемирного природного и культурного наследия, родители создают атмосферу творчества, сотрудничества, взаимодействия, взаимовлияния и взаимообогащения, как детей, так и взрослых.

Семья и школа – это посредники, которые передают новым поколениям нравственные ценности культурное наследие, накопленное прежними поколениями.
Проведение совместных мероприятий делают школу и семью союзниками в воспитании детей, воспитывают у учащихся чувство любви и уважения к родителям, развивают интерес к истории своей семьи, семейным традициям. Родители младших школьников всегда вместе со своими детьми: на классных праздниках, развлекательных мероприятиях, на учебных экскурсиях. Родители – первые помощники  учителя. Классный руководитель направляет и организует работу родителей, но делает все это ненавязчиво, тактично.

«Союз трех сердец» учитель – ученик – родители взаимодействует в атмосфере сотрудничества.

Вхождение родителей в единое школьное пространство начинается с первого класса, когда учитель знакомит учащихся с традициями школы, событиями и праздниками, связанными с освоением культурного наследия города. В начальной школе родители с энтузиазмом принимают участие в жизни детского коллектива, способствуя его сплочению.

II часть.  Воспитание трудолюбия в семье и в школе

Одна из важнейших задач, стоящих перед школами и образовательными учреждениями – это воспитание трудолюбия. Решение этой задачи имеет большое значение. Ведь воспитание трудолюбия – это воспитание главного качества человеческой личности, создание фундамента, на котором строится жизнь общества и жизнь человека.

В воспитании трудолюбия очень важно влияние семьи. Родители должны помнить, что ребенок – это член общества. Поэтому его значение в обществе, ценность его как гражданина будут зависеть от того, насколько он в состоянии будет принимать участие в общественном труде, насколько он к этому труду будет подготовлен. От этого будет зависеть и его благосостояние, и материальный уровень его жизни.

Трудовое участие детей в жизни семьи должно начинаться очень рано и в игре. Ребенку следует сказать, что он несет ответственность за целостность игрушек, за чистоту и порядок в том месте, где находятся игрушки и где с ними играют. И эту работу нужно поставить перед ним в самых общих чертах: должно быть чисто, не должно быть набросано, на игрушках не должно быть пыли. Вы можете рассказать ему о некоторых методах уборки, но в целом это хорошо, если он сам понимает, что для вытирания пыли нужна чистая тряпочка и так далее. С годами трудовые задачи должны становиться все более сложными и отделенными от игры.

Задачи трудового воспитания:

  • формирование у учащихся позитивного отношения к работе как высшей жизненной ценности, высоким социальным мотивам трудовой деятельности;
  • развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческой работе, желание применять знания на практике;
  • воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, оперативности и честности;
  • обучение учащихся различным рабочим навыкам и умениям, составляющим основу культуры умственного и физического труда.

Труд предоставляет возможность проверить и получить объективное отражение возможностей, имеющихся у учеников, осознать значимость процесса самообразования в формировании личностных качеств. Трудовая деятельность обеспечивает самовоспитание и саморазвитие сил и способностей обучающихся, формирует их сознание и самосознание, выступая одновременно важнейшим фактором формирования «Я» личности ребенка.

Организационные формы трудового обучения и образования подбирает учитель. Для того, чтобы труд стал любимым делом, ребенок должен испытывать успех и радость труда. Поэтому рекомендовано строить обучение на самом высоком и доступном уровне сложности; познавая радость заслуженного преуспевания в работе, юный человек обретает чувство собственного достоинства, гордость за свою работу.

Формы трудового воспитания:

1) средства морального и материального поощрения;

2) предоставление широких возможностей для улучшения своих способностей;

3) подготовка подрастающего поколения к работе методами семейного воспитания и в учебных заведениях;

4) использование СМИ с целью трудового воспитания.

Основное содержание трудового воспитания обучающихся на ступени начального

общего образования включает в себя:

  • первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
  • уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
  • элементарные представления об основных профессиях;
  • ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;
  • элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
  • первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
  • умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
  • умение соблюдать порядок на рабочем месте;
  • бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
  • отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.

     Планируемые результаты трудового воспитания обучающихся на ступени начального общего образования:

  • ценностное отношение к труду и творчеству, человеку;

труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

  • ценностное и творческое отношение к учебному труду;
  • элементарные представления о различных профессиях;
  • первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
  • осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
  • первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
  • потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
  • мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

       III. Виды деятельности и формы занятий с обучающимися на ступени начального и общего образования с целью воспитания трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

В процессе изучения учебных дисциплин и проведения внеурочных мероприятий обучающиеся получают первоначальные представления о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества:

  • участвуют в экскурсиях по городу, во время которых знакомятся с различными видами труда, различными профессиями в ходе экскурсий на производственные предприятия, встречаются с представителями разных профессий;
  • получают первоначальные навыки сотрудничества,  ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности, проведения внеурочных мероприятий, уроков технологии (труда), изо и музыки (сами готовят план урока), участвуют в «Дне самоуправления»;
  • приобретают опыт уважительного и творческого отношения к учебному труду (посредством презентации учебных и творческих достижений, стимулирования творческого учебного труда, предоставления обучающимся возможностей творческой инициативы в учебном труде);
  • учатся творчески применять знания, полученные при изучении учебных предметов на практике «Фестиваль проектов»;
  • приобретают начальный опыт участия в различных видах общественно-полезной деятельности на базе образовательного учреждения и взаимодействующих с ним учреждений дополнительного образования, трудовые акции;
  • приобретают умения и навыки самообслуживания в школе и дома; озеленение пришкольного двора (наша школа каждый год занимает призовые места по Октябрьскому округу), участие с родителями в осенней и весенней ярмарках, в мастер-классах, украшение кабинетов на новогодние праздники, в творческих выставках;
  • На вопрос о выборе будущей профессии дети  называют  те профессии, которые реально могут быть получены ими. Родители на классных часах рассказывают о своих профессиях: преподаватель в медколледже, программист, медсестра, специалист в пожарной части.

Правильно поставленное трудовое воспитание, обучение  и профессиональная ориентация, непосредственно участие  школьников в общественно-полезном труде являются двойственными факторами гражданского становления, нравственного и интеллектуального формирования личности, её физического развития. Как бы ни сложилась дальнейшая судьба выпускников школы, трудовая закалка потребуется им в любой сфере деятельности. Велико значение труда в нравственном воспитании личности.

Практическая часть на примере 4 Д класса СОШ №35, в прошлом году выпустила этот класс. Готовясь к «Выпускному» решили подготовить якутский танец, заказать костюмы бабушке Бестужева Андрея. На родительском собрании предложила вовлечь детей в изготовлении аксессуаров костюма. Родители с удовольствием поддержали меня. На классном часу с детьми обсудили свой проект «Очумелые ручки».

Актуальность проекта обусловлена ее практической значимостью: человек рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Возможность проявить себя, раскрыть неповторимые индивидуальные способности, в процессе изготовления якутских национальных вещей, очень важны для воспитания у обучающихся нравственного начала, любви и уважения к творческому труду. В классе 21 учащихся: 13 девочек и 8 мальчиков.

Цель проекта:

Формирование устойчивого интереса к шитью и мастерству как виду декоративно-прикладного искусства и древнейшего рукоделия. Использование элементов бисероплетения для развития моторных навыков и творческих способностей во внеурочное время.

Задачи:

  • привить интерес к шитью, к ручной работе, к работе с бисером и побудить желание совершенствования в данном направлении декоративно-прикладного творчества;
  • развивать образное восприятие окружающего пространства и эмоциональную отзывчивость к своим работам;
  • воспитывать способность мыслить, сочинять, создавать необычные, оригинальные произведения декоративно-прикладного творчества на основе коллективного труда с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика.

I этап: мастер-класс по изготовлению новогодних игрушек и накидок для стульев, участвовал весь класс, руководитель Дедюкина Екатерина Денисовна – мастер швейного дела (бабушка Бестужева Андрея)

II этап:   подготовка к «Выпускному» с января по май, ответственные классный руководитель и бабушка, мамы.

План работы девочек:

  1. «Фартуки»

– инструктаж по технике безопасности по работе с иглами, ножницами, утюгом, электрическими швейными машинками

– выбор цвета ткани для фартуков

– разрез ткани по лекалам, обметывание, глажение

– работа на электрических швейных машинках – обверложивание и шитье

  1. «Шкатулки»

– разрез из картона основы и крышки

– расклеивание ткани

– шитье тесьмы

  1. «Бастына» и «Илин кэби5эр»

– бисероплетение

– украшение из бисера

План работы мальчиков: инструктажи

  1. «Ящики»

– пилили, строгали из дерева ящик и крышку

-ошкуривание, полировка

-выжигание

-покраска

-покрытие лаком

-соединение  кожей ящика и крышки

-прикрепление застежки

  1. «Тесьма на голову»

– работа с кожей

– облицовка круга из металла

  1. «Якутский пояс»

– кожаные квадраты

– металлическая бляжка

  1. Помощь девочкам в бисероплетении (украшения)

III этап: выступление на торжественном мероприятии «Прощай, начальная школа!» – танец «Якутские узоры», постановщик мама ученицы

IV этап: «Букет цветов на вазе» из бисера – подарок для бабушки  от всех детей (сюрприз)

V этап: фотосессия на лоне природы, видеоролик якутского танца

Результаты проекта: благодаря такому проекту произошло понимание и сближение семьи и школы, это поспособствовало для учащихся:

. радостному настроению от выполненного дела своими руками;

  • усвоению знаний о роли труда в жизни людей, понимание необходимости труда на общую пользу;
  • добросовестному отношение к труду, стремлению любую работу выполнять старательно, честно, с желанием и удовольствием;
  • проявлению ответственности, исполнительности, инициативы и творческого отношения к труду;
  • умению работать в коллективе сообща, проявлять товарищескую взаимопомощь, заинтересованность в ходе и результатах коллективной работы;
  • бережному отношению к имуществу, инструментам и материалам, учебным принадлежностям;
  • умению планировать свою работу, координировать действия, подчинять их общему ходу работы, пользоваться рациональными приёмами труда, быть аккуратными и точными;
  • формированию общетрудовых умений и навыков, развитию интереса к технике и техническому творчеству;
  • отрицательному отношению к нечестности, лени, порче имущества и небрежности в обращении с оборудованием, инструментами и материалами;

.  благодарному отношению ко всем, кто помогал реализовывать проект.

 

 

 

Литература

  1. Аверичев Ю.П. Нужна ли трудовая подготовка школьников? //Педагогика. – 2009. – № 12. – С. 34−39.
  2. Харламов И.Ф. Педагогика. – М: 2004. – 300 с.
  3. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986— 248 е.

Центр дистанционных мероприятий “Пора роста” – это цифровая образовательная экосистема, с большим набором сервисов для учителей, учеников и их родителей.