Внеурочное занятие в игровой форме по финансовой грамотности 3 класс Тема “Семейный бюджет”
Платонова Роза Егоровна,
учитель начальных классов,
МБОУ “Догдогинская ООШ”,
Республика Саха (Якутия), Мегино-Кангаласский улус, с. Беке
Технологическая карта занятия
Тема: «Семейный бюджет»
Цель: обобщить полученные знания и умения по теме «Семейный бюджет»
Задачи:
– создать условия для обобщения знаний обучающихся о семейном бюджете и его составных частях;
- развивать познавательную активность школьников, воображение и творческие способности учащихся;
- воспитывать у учащихся экономное отношение к семейному бюджету.
.
Планируемые результаты:
Личностные:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства;
- развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.
Метапредметные:
Познавательные:
- поиск ответов на поставленные вопросы;
- овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
- планирование действий в соответствии с поставленной задачей;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- оценка правильности выполнения действий. Коммуникативные:
- развитие коммуникативной культуры учащихся;
- умение выражать свои мысли и идеи, обсуждать информацию.
Предметные:
- обобщение базовых понятий: семейный бюджет; дефицит семейного бюджета; сбережения, долги;
- понимание структуры семейного бюджета;
- умение применять полученные знания на практике.
Основные понятия: семья, бюджет, доходы, расходы
Межпредметные связи: окружающий мир, математика
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Образовательный
эффект |
Орг. момент | -Добрый день, ребята. Сегодня мы с вами продолжим путешествие по стране Финансовой грамотности. И будем не только слушать и
смотреть, но и самостоятельно принимать решения, как взрослые. -Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи. |
Желают удачи друг другу. | |
Мотивация к учебной деятельности.
Представление цели и задач занятия (5 мин) |
Ребята я вас приглашаю в гости к моим любимым героям м/ф «Трое из Простоквашино». Внимательно посмотрите фрагмент и ответьте на вопрос:
– Почему Матроскин поссорился с Шариком? – Почему нельзя тратить деньги не по назначению? |
Просмотр видеофрагмента
Израсходовал деньги не по назначению. Ответы детей |
Создание мотивации к изучению темы занятия, актуализация полученных ранее знаний по теме. |
Перед вами зашифровано слово. Попробуйте его отгадать. | |||
Как вы думаете. О чем мы сегодня будем говорить? Тема занятия «Семейный бюджет». Обобщим полученные знания и умения по теме «Семейный бюджет» Попробуем примирить героев, объяснить им, из чего состоит доход семьи и куда тратится семейный бюджет. |
Ответы учащихся: что такое бюджет, из чего он состоит. | ||
Постановка учебной задачи (5 мин) |
1.Игра «Горшок монет»
– Сегодня к нам на занятие пришла тетушка Сова. С собой на занятие она несла горшок с золотыми монетами. Но по пути случилась беда, монеты рассыпались. Я предлагаю вам помочь тетушке Сове собрать её монеты. |
Учащиеся собирают монеты в горшок, отвечая на вопросы. |
Обобщение знаний об основных понятиях по теме. Установление связи теории и |
1.Что такое бюджет? 2.Для чего нужен бюджет?
3.Как называются платежи, которые граждане и организации обязаны вносить государству? 4.Что такое «доходы семьи»?
5.Что такое «расходы семьи»? 6.Что такое семейный бюджет?
2. Просмотр мультфильма «Азбука денег тётушки Совы «Семейный бюджет» |
Это своеобразный план доходов и расходов. Ответы детей Налоги
Это поступления средств в семью из разных источников. Это затраты средств на товары и услуги. Это план доходов и расходов в семье. |
практики. | |
Закрепление материала (25 минут) | 1. Работа по карточкам
Дети работают в группах – командах. Каждая команда – это семья. У каждой команды на столе лежит кошелек. В нем собраны все доходы вашей семьи. Из чего складывается доход вашей семьи. -Из чего складываются доходы и расходы семьи? -Могут ли в семье появиться незапланированные доходы? Какие? – А непредвиденные расходы? Назовите.
А теперь мы с вами поиграем. Физкультминутка: Доходы – хлопаем, расходы – топаем. Папа получил зарплату . Бабушка заболела Выиграли в лотерею Потеряли кошелёк Продали часть урожая огурцов Нашли 100 рублей Порвались брюки Заплатили за воду Купили арбуз Бабушка получила пенсию |
Дети достают карточки, и объясняют их значение (зарплата, пенсия, стипендия, детское пособие, премия, гонорар)
Учащиеся выполняют физминутку |
Практические задания по теме |
Ремонт автомобиля Посещение цирка Дедушка получил пенсию
2. Игра «Семейные расходы лесных жителей» Все мы должны помнить, что семейная экономика – это правильное ведение семейного хозяйства. Предлагается следующая игра «Семейные расходы лесных жителей». Приложение 1
-Что значит экономить? – Чем отличается экономный человек, от жадного? -На чём бы вы сэкономили?
3. Игра «Кошелёк» Каждый ребёнок получает «денежку», на которой он должен написать, от чего он может отказаться, ради экономии денег из семейного бюджета.
4. Пословицы о деньгах Копейка рубль бережёт. На деньги ума не купишь. Береги денежку про чёрный день. Богатый бедному не брат. Деньги счёт любят , а хлеб меру. Задание : составить свои пословицы о деньгах и нарисовать рисунок к своей пословице. |
Учащиеся заполняют таблицу.
Ответы детей
На игрушках, развлечениях, сладостях.
Учащиеся выполняют задание
Учащиеся составляю пословицу и выполняют рисунок. |
||
Итог занятия, рефлексия (5 мин) | Подведем итоги.
-Что такое «семейный бюджет»? -Назовите доходы семейного бюджета. -Назовите расходы семейного бюджета? -Для чего нужно уметь составлять семейный бюджет? – Попробуйте примирить наших героев из Простаквашино. |
Ответы детей
Вывод: Для того, чтобы правильно вести хозяйство, нужен план доходов и расходов – семейный бюджет |
Реализация самопознания и самоанализа в результате изучения темы |
Приложение 1
Игра «Семейные расходы лесных жителей»
Папа Медведь работает на пасеке пчеловодом получает зарплату
(папа за хорошую работу получил премию). |
20 монет |
Мама Медведица работает поваром и получает зарплату. | 15 монет |
Бабушке Медведице платят пенсию (написала книгу и получила
гонорар) |
10 монет |
Старший сын Михаил учится в лесной финансовой академии и
получает стипендию (плохо учился , лишили стипендии) |
8 монет |
На младшего сына Мишаню выплачивают пособие в размере | 5 монет |
- Каков месячный доход этой лесной семьи?
На продукты данной семье необходимо | 20 монет |
На обновки членам семьи приходится затрачивать в месяц | 15 монет |
Расходы на лесной транспорт | 7 монет |
На лекарства для бабушки | 3 монеты |
На учебники | 2 монеты |
На игрушки для малыша | 1 монета |
Оплата проживания в берлоге | 10 монет |
- Подсчитай расход семьи за месяц?
Заполните таблицу.
1. Какой состав семьи? | |
2. Все ли члены семьи приносят доходы? | |
3.Превышают ли статьи расходов статьи доходов? На сколько? | |
4. Экономно ли члены семьи тратят деньги? | |
5. Чтобы вы могли посоветовать данной семье? |