Внеурочное занятие в игровой форме по финансовой грамотности 3 класс Тема “Семейный бюджет”

Платонова Роза Егоровна, учитель начальных классов, МБОУ "Догдогинская ООШ", Республика Саха (Якутия), Мегино-Кангаласский улус, с. Беке

Внеурочное занятие в игровой форме по финансовой грамотности 3 класс Тема “Семейный бюджет”

 

Платонова Роза Егоровна,
учитель начальных классов,
МБОУ “Догдогинская ООШ”,
Республика Саха (Якутия), Мегино-Кангаласский улус, с. Беке

 

Технологическая карта занятия

 

Тема: «Семейный бюджет»

Цель: обобщить полученные знания и умения по теме «Семейный бюджет»

Задачи:

создать условия для обобщения знаний обучающихся о семейном бюджете и его составных частях;

  • развивать познавательную активность школьников, воображение и творческие способности учащихся;
  • воспитывать у учащихся экономное отношение к семейному бюджету.

.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • осознание себя как члена семьи, общества и государства;
  • развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
  • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

 

Метапредметные:

Познавательные:

  • поиск ответов на поставленные вопросы;
  • овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей;
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Регулятивные:

  • планирование действий в соответствии с поставленной задачей;
  • проявление познавательной и творческой инициативы;
  • оценка правильности выполнения действий. Коммуникативные:
  • развитие коммуникативной культуры учащихся;
  • умение выражать свои мысли и идеи, обсуждать информацию.

Предметные:

  • обобщение базовых понятий: семейный бюджет; дефицит семейного бюджета; сбережения, долги;
  • понимание структуры семейного бюджета;
  • умение применять полученные знания на практике.

 

Основные понятия: семья, бюджет, доходы, расходы

Межпредметные связи: окружающий мир, математика

 

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Образовательный

эффект

Орг. момент -Добрый день, ребята. Сегодня мы с вами продолжим путешествие по стране Финансовой грамотности. И будем не только слушать и

смотреть, но и самостоятельно принимать решения, как взрослые.

-Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи.

Желают удачи друг другу.  
Мотивация к учебной деятельности.

Представление цели и задач занятия (5 мин)

Ребята я вас приглашаю в гости к моим любимым героям м/ф «Трое из Простоквашино». Внимательно посмотрите фрагмент и ответьте на вопрос:

– Почему Матроскин поссорился с Шариком?

– Почему нельзя тратить деньги не по назначению?

Просмотр видеофрагмента

 

 

Израсходовал деньги не по назначению. Ответы детей

Создание мотивации к изучению темы занятия, актуализация полученных ранее знаний по теме.
  Перед вами зашифровано слово. Попробуйте его отгадать.    
       
   

Как вы думаете. О чем мы сегодня будем говорить?

Тема занятия «Семейный бюджет».

Обобщим полученные знания и умения по теме

«Семейный бюджет»

Попробуем примирить героев, объяснить им,

из чего состоит доход семьи и куда тратится семейный бюджет.

Ответы учащихся: что такое бюджет, из чего он состоит.  
 

Постановка учебной задачи (5 мин)

1.Игра «Горшок монет»

– Сегодня к нам на занятие пришла тетушка Сова. С собой на занятие она несла горшок с золотыми монетами. Но по пути случилась беда, монеты рассыпались. Я предлагаю вам

помочь тетушке Сове собрать её монеты.

 

Учащиеся собирают монеты в горшок, отвечая на вопросы.

 

Обобщение знаний об основных

понятиях по теме.

Установление связи теории и

 

  1.Что такое бюджет? 2.Для чего нужен бюджет?

3.Как называются платежи, которые граждане и организации обязаны вносить государству? 4.Что такое «доходы семьи»?

 

5.Что такое «расходы семьи»? 6.Что такое семейный бюджет?

 

2. Просмотр мультфильма «Азбука денег тётушки Совы «Семейный бюджет»

 

Это своеобразный план доходов и расходов. Ответы детей

Налоги

 

Это поступления средств в семью из разных источников.

Это затраты средств на товары и услуги. Это план доходов и расходов в семье.

практики.
Закрепление материала (25 минут) 1. Работа по карточкам

Дети работают в группах – командах. Каждая команда – это семья.

У каждой команды на столе лежит кошелек. В нем собраны все доходы вашей семьи. Из чего складывается доход вашей семьи.

-Из чего складываются доходы и расходы семьи?

-Могут ли в семье появиться незапланированные доходы? Какие?

– А непредвиденные расходы? Назовите.

 

А теперь мы с вами поиграем. Физкультминутка:

Доходы – хлопаем, расходы – топаем.

Папа получил зарплату . Бабушка заболела Выиграли в лотерею Потеряли кошелёк

Продали часть урожая огурцов Нашли 100 рублей

Порвались брюки Заплатили за воду Купили арбуз

Бабушка получила пенсию

 

 

Дети достают карточки, и объясняют их значение (зарплата, пенсия, стипендия, детское пособие, премия, гонорар)

 

 

 

 

 

 

Учащиеся выполняют физминутку

Практические задания по теме

 

  Ремонт автомобиля Посещение цирка Дедушка получил пенсию

 

2. Игра «Семейные расходы лесных жителей»

Все мы должны помнить, что семейная экономика – это правильное ведение семейного хозяйства. Предлагается следующая игра

«Семейные расходы лесных жителей». Приложение 1

 

-Что значит экономить?

– Чем отличается экономный человек, от жадного?

-На чём бы вы сэкономили?

 

3.   Игра «Кошелёк»

Каждый ребёнок получает «денежку», на которой он должен написать, от чего он может отказаться, ради экономии денег из семейного бюджета.

 

4.    Пословицы о деньгах Копейка рубль бережёт. На деньги ума не купишь.

Береги денежку про чёрный день. Богатый бедному не брат.

Деньги счёт любят , а хлеб меру.

Задание : составить свои пословицы о деньгах и нарисовать рисунок к своей пословице.

 

 

 

Учащиеся заполняют таблицу.

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей

 

 

На игрушках, развлечениях, сладостях.

 

Учащиеся выполняют задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся составляю пословицу и выполняют рисунок.

 
Итог занятия, рефлексия (5 мин) Подведем итоги.

-Что такое «семейный бюджет»?

-Назовите доходы семейного бюджета.

-Назовите расходы семейного бюджета?

-Для чего нужно уметь составлять семейный бюджет?

– Попробуйте примирить наших героев из Простаквашино.

 

Ответы детей

 

 

Вывод: Для того, чтобы правильно вести хозяйство, нужен план доходов и расходов – семейный бюджет

Реализация самопознания и самоанализа в результате изучения темы

 

       

 

 

Приложение 1

 

Игра «Семейные расходы лесных жителей»

Папа Медведь работает на пасеке пчеловодом получает зарплату

(папа за хорошую работу получил премию).

20 монет
Мама Медведица работает поваром и получает зарплату. 15 монет
Бабушке Медведице платят пенсию (написала книгу и получила

гонорар)

10 монет
Старший сын Михаил учится в лесной финансовой академии и

получает стипендию (плохо учился , лишили стипендии)

8 монет
На младшего сына Мишаню выплачивают пособие в размере 5 монет

 

  1. Каков месячный доход этой лесной семьи?                                                      

 

На продукты данной семье необходимо 20 монет
На обновки членам семьи приходится затрачивать в месяц 15 монет
Расходы на лесной транспорт 7 монет
На лекарства для бабушки 3 монеты
На учебники 2 монеты
На игрушки для малыша 1 монета
Оплата проживания в берлоге 10 монет

 

  1. Подсчитай расход семьи за месяц?                                                              

Заполните таблицу.

1. Какой состав семьи?  
2. Все ли члены семьи приносят доходы?  
3.Превышают ли статьи расходов статьи доходов? На сколько?  
4. Экономно ли члены семьи тратят деньги?  
5. Чтобы вы могли посоветовать данной семье?  

 

Центр дистанционных мероприятий “Пора роста” – это цифровая образовательная экосистема, с большим набором сервисов для учителей, учеников и их родителей.