Технологическая карта комплексного занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста “Мое имя самое красивое”

Даньшина Людмила Валерьевна, воспитатель, МКДОУ Детский сад "Солнышко", Республика Саха (Якутия), Ленский район, г. Ленск

Технологическая карта комплексного занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста “Мое имя самое красивое”

 

Даньшина Людмила Валерьевна,
воспитатель,
МКДОУ Детский сад “Солнышко”,
Республика Саха (Якутия), Ленский район, г. Ленск

 

 

Образовательная область: Познавательное развитие.

Вид занятия: комплексное занятие по развитию речи.

Цель:  • Дать представление о важности права на имя, закрепленное документом “Свидетельство о рождении”.

  • Познакомить с понятиями “отчество”, “тезка”, “однофамилец”.
  • Расширять и активизировать словарь детей, совершенствовать грамматический строй речи.

 

Задачи: • Знакомить детей с правом на имя.

  • Знакомить с происхождением и значением имени.
  • Формировать индивидуальность.
  • Развивать творческую активность, слуховое внимание.
  • Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, полных имён, отчества.
  • Упражнять в составлении собственного имени из подручных материалов, звуковой анализ имени.
  • Помочь развитию связной речи через стимулирование собственных высказываний детей, вопросы, ответы.
  • Воспитывать чувства самоуважения и уважения к другим.

 

Словарная работа: «отчество», «тезка», «однофамилец», свидетельство о рождении.

Образовательные области: познавательная, речевая.

Методы и приемы: беседа, объяснение, рассматривание документа свидетельства о рождении, просмотр презентации «Мое имя самое красивое».

Оборудование: мяч, цветные, простые карандаши, схемы.

 

 

Технологическая карта НОД

 

 

Часть НОД

 

Ход НОД

 

 

Форма организации

 

Планируемый результат

 

Деятельность педагога

 

 

Деятельность детей

1. Вводный этап

Организационный момент

Давайте улыбнемся друг другу и скажем громко: “Доброе утро!”.

Давайте все возьмемся за руки и передадим частичку своего тепла и доброго настроения друг другу.

У всех хорошее настроение?

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно друг на друга и скажите, чем мы похожи между собой.

Воспитатель: Умницы, правильно рассказали. Оказывается, у нас много общего, и все-таки у каждого есть что-то такое, чего нельзя увидеть, но что отличает его от других.

Приветствие

 

 

Ответы детей (чем мы похожи между собой).

Воспитатель

 

 

 

 

 

Мыслительная и речевая деятельность

 

2. Проблемная ситуация и принятие детьми

 

Ситуативная беседа: сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте ее отгадать.

Нас не было – оно было,

Нас не будет – оно будет,

Никто ни у кого его не видел,

А у всех оно есть.

И у мамы есть, и у папы есть,

У дочки есть, у внучки есть,

Чтобы его узнать,

Надо вслух назвать.

  Мыслительная и речевая деятельность

 

3. Основной этап

 

Правильно имя. Имя играет большую роль в жизни людей. Без имени нельзя обойтись. Люди ценят свои имена, через всю жизнь проносят имя. Человека можно лишить всех богатств, всех прав, но нельзя лишить имени. А давайте поиграем с вами в игру, где каждый назовет свое имя. Проводится игра “Дин-дон” (с мячом).

Дин-дон, дин-дон,

По улице ходил слон.

Ну, а наша детвора

Начала игру в слова.

Раз, два, три, не зевай-

Имена называй.

Воспитатель. Ну вот, ребята, мы с вами еще раз познакомились, услышали ваши имена. Что же такое имена? Имена — это слова, но особые. Придуманы они были очень давно. Они имеют свои значения. Если мы обратимся к словарю, то узнаем значение нашего имени.

Например, мое имя “Людмила” означает “милая людям”, а имя “Светлана” означает: «светлая».

Воспитатель. А вы знаете, что означают ваши имена?

Имя нам даёт отраду,

Дарит счастье и удачу.

Потому узнать бы надо,

Что же имя наше значит?

Я вам сейчас расскажу, а вы запоминайте:

Воспитатель. А как вы думаете, зачем люди придумали имена? (Ответы детей)

Я предлагаю прослушать отрывок из сказки “Алиса в стране Зазеркалье» Надеюсь, вы не намерены потерять своё имя?

– Конечно нет, – растерянно сказала Алиса.

– Не знаю, не знаю. Вы только подумайте, как удобно вернуться домой без имени! Например, вас вызывают на уроке. Учительница говорит: Иди к доске… – и тут она замолчит, потому что у вас не будет имени, и вы можете сделать вид, что зовут не вас, а кого-то там. – Ничего из этого не выйдет, и всё равно придется отвечать мне, а не кому-то там. Учительница скажет: “Эй, ты!” или “Эй”, или ещё как-нибудь.

Воспитатель: значит, без имени трудно общаться друг с другом и понимать о ком говорят. Ребята, скажите, к кому можно обратиться просто по имени?

Дети: по имени можно обратиться к другу, к брату, к сестре.

Воспитатель: правильно, просто по имени можно обратиться к сверстнику. А к кому обращаются по имени и отчеству?

Воспитатель: правильно, называя взрослого по имени и отчеству, вы проявляете тем самым уважение к нему. Отчество присваивается по имени отца. Моего папу зовут Валера, поэтому я Людмила Валерьевна. Вы знаете, как зовут вашего папу? Подумайте и назовите своё отчество.

Воспитатель: Ребята, а будет ли нам приятно, если нас будут называть не по имени, а придумают прозвища или будут дразнить как-нибудь? Нет, конечно? Итак, каждый человек на земле имеет ПРАВО НА ИМЯ. И у каждого из вас есть документ, подтверждающий это право – это “Свидетельство о рождении”.

Однако, мы с вами засиделись.

Давайте, поиграем игру «Узнай меня?» Дети становятся в круг, а желающему Водяному завязывают глаза и сажают в середину круга. Взявшись за руки, дети ходят вокруг него и говорят хором: “Дедушка Водяной, что сидишь ты под водой? Выходи хоть на час и узнай одного из нас!”. Ребята останавливаются, Водяной встает, подходит к игроку, ощупывает его и должен назвать его имя. Если отгадал, ему развязывают глаза, а тот, чье имя отгадано становится Водяным.

Воспитатель: Молодцы, немного размялись, а теперь послушайте стихотворение:

Марьюшка, Марусенька,

Машенька и Манечка

Захотели сладкого

Сахарного пряничка.

Воспитатель: как вы думаете о каком имени шла речь?

Дети: Маша.

Воспитатель: Хоть и разные были названы имена, но так называлась одна девочка Маша. Когда она вырастет, её будут называть Мария.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру “Назови ласковые родственные имена”.

(Витя – Витюша, Витенька, Витёк, Витюнюшка, Витюнчик, Витюшок.

Саша – Сашок, Сашенька, Сашунчик, Саня, Сашуля и т. д.).

Воспитатель: на свете много разных имён, но встречаются люди с одинаковыми именами. Например: Саша – девочка, и Саша мальчик. Таких людей называют “тёзками”. А как вы думаете, как можно отличить людей с одинаковыми именами?

Дети: По фамилии.

Воспитатель: Каждый человек при рождении получает не только имя, но и фамилию. Одинаковые фамилии могут быть не только у родственников, но и у разных людей. Их называют однофамильцами.

А теперь давайте поиграем в игру “Что лишнее?”. Будьте внимательны.

Алеша, Иванов, Рома, Ваня.

Юля, Олег, Вова, Андрей.

Сережа, Руслан, Жучка, Данил.

Маша, Таня, Мурка, Марина.

Воспитатель предлагаю поиграть еще в одну игру

Игра «Напиши свое имя»

-Вам нужно записать свое имя в схеме.

-Сделать звуковой разбор имен.

 

 

 

 

 

 

Игра с мячом «Дин – дон»,

(Дети передают мяч по кругу и называют свои имена).

 

 

 

 

 

 

 

Дети садятся на стульчики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр презентации «Мое имя самое красивое»

 

Воспитатель читает отрывок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

Дети называют отчество.

 

Дети рассматривают свидетельства о рождении нового образца и старого.

 

Игра «Узнай меня?» Дети становятся в круг, а желающему Водяному завязывают глаза и сажают в середину круга. Взявшись за руки, дети ходят вокруг его.

 

 

 

 

 

 

 

Игра «Назови ласково родственные имена»

 

 

 

 

Воспитатель рассказывает детям кто такие: «тезки», «однофамильцы»

 

 

 

 

 

 

 

Игра «Что лишнее?»

 

 

 

 

Игра «Составь свое имя»

 

 

 

 

Мыслительная и речевая деятельность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети смотрят и слушают

 

 

 

 

 

 

Дети смотрят и слушают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети смотрят, слушают, рассматривают.

 

 

 

 

 

 

Дети играют.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети играю, слушают, смотрят.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Заключительный этап

 

Воспитатель: вот и подошло к концу наше занятие. Скажите, с чем мы сегодня познакомились?

Дети: Каждый ребёнок имеет право на собственное имя. Узнали о происхождении имён, отчеств, фамилий.

Воспитатель: Кто такие тезки?

Дети: Люди с одинаковыми именами.

Воспитатель: Кто такие однофамильцы?

Дети: Люди с одинаковыми фамилиями.

Вы большие молодцы со всеми заданиями справились.

-Я награждаю вас, медальками «Ты молодец!»

Подведение итогов

Ответы детей

Обобщение, формулирование выводов

 

 

 

 

 

 

 

Прощание

Вручение медалей

«Ты молодец!»

 

 

Центр дистанционных мероприятий “Пора роста” – это цифровая образовательная экосистема, с большим набором сервисов для учителей, учеников и их родителей.