Статья “Развитие связной речи через театрализованную деятельность”

Саввина Агафия Агитовна, учитель начальных классов, МБОУ "Майинская СОШ имени Ф. Г. Охлопкова", Республика Саха (Якутия), Мегино-Кангаласский улус, с. Майя

Статья “Развитие связной речи через театрализованную деятельность”

 

Саввина Агафия Агитовна,
учитель начальных классов,
МБОУ “Майинская СОШ имени Ф. Г. Охлопкова”,
Республика Саха (Якутия), Мегино-Кангаласский улус, с. Майя

 

В 2023году я приняла в первый класс 33 учащихся. Одна треть детей владела русским языком, а остальные – только на уровне слабого понимания русской речи. Во время обучения азбуки выявилось, что дети стесняются отвечать, теряются, у некоторых дефект речи, плохо произносят звуки, не любят и не могут отвечать на вопросы. Основной причиной может быть слабая мотивация обучения учеников, недостаточная языковая подготовка детей со стороны родителей.

Чтобы развить у детей речь, я поставила перед собой цель – работать над развитием речи через театрализованную деятельность. Именно театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие детей: стимулирует речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат.

В процессе игровой деятельности детей я определила уровень развития речи каждого ребёнка. Полученные результаты зафиксировала в индивидуальных диагностических картах, это позволило мне эффективно строить работу, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Считаю, что большую роль в развитии речи детей играет правильно организованная предметно-пространственная среда, поэтому мы совместно с родителями создали уголок театрализации разными видами театра: кукольным, пальчиковым, настольным, декорациями, персонажами с разным настроением.

 

 

Сейчас дети с удовольствием принимают участие в драматизации знакомых сказок, распределяют роли, но есть такие дети, которые волнуются, испытывают трудности перед выходом на сцену. Эту проблему я решила, оборудовав в классе «Уголок уединения», в котором ребёнок может побыть один, вспомнить содержание своей роли.

 

Театрализованная деятельность решает одну из важных задач – развитие речи, поэтому в классе создали «Страну Читалочки», в которой поместили: художественную литературу, папку о писателях, альбомы с иллюстрациями знакомых произведений, сделали подборку артикуляционной гимнастики и пальчиковых упражнений.

 

Воспитательные возможности по театрализованной деятельности огромны, её тематика не ограничена и может удовлетворять любые интересы и желания ребёнка. Занятия театрализованной деятельностью развивают чувства, будят в ребёнке сострадание, способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.

Поэтому одним из этапов в развитии речи через театрализованную деятельность является работа над выразительностью речи. В работе над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарный запас ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй. Работу на данном этапе провожу в следующей последовательности: сначала сама проигрываю предполагаемый сюжет в ролях, даю послушать аудиозаписи, затем предлагаю детям говорить за персонажей. И только после того, как дети запомнили содержание, предлагаю игру на этот сюжет.

 

 

Также театрализованная игра является благоприятной средой для творческого развития детей, а эта деятельность помогает развитию речи детей. Поэтому в процессе игровой деятельности включаю: музыкально-ритмические разминки, которые развивают подвижность, музыкальность и ритмичность; дыхательную и речевую гимнастику, с помощью которой у детей формируется правильная, чёткая артикуляция и произношение. В работе над формированием звуковой культуры речи использую речевые средства: потешки, считалки, чистоговорки, скороговорки, загадки.

При правильном и умелом подборе они способствуют правильному формированию звукопроизношения и обобщают знания детей об окружающем мире. На уроках по развитию связной речи большое внимание уделяю рассматриванию иллюстраций и картин, дети описывают предметы и явления.

В работе, активное участие принимают и наши родители. Только в тесном контакте с родителями можно добиться положительных результатов. В ходе работы с родителями были проведены беседы:

«Роль родителей в развитии речи ребёнка»;

«Я маленький актёр»;

«Персонажи для детей своими руками».

 

Некоторые родители отметили, что дети дома разыгрывают небольшие сценки на семейных праздниках, при этом очень выразительно передают характеры персонажей.

Проведённая работа эффективна, на что указывают положительные результаты при повторном обследовании:

  1. У детей повысился уровень развития речи.
  2. Вырос интерес к театрализованной деятельности, дети активно принимают участие в драматизации знакомых сказок, разыгрывают небольшие сценки.
  3. Заметно повысился уровень сформированности коммуникативных навыков, дети любят выступать перед классом, умеют слушать товарища, задавать вопросы.

Театрализованная деятельность- это не просто игра. Это прекрасное средство для развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения и творческих способностей.

 

Центр дистанционных мероприятий “Пора роста” – это цифровая образовательная экосистема, с большим набором сервисов для учителей, учеников и их родителей.