Статья “Мудрость и любовь родителей – начало начал”
Федорова Оксана Петровна,
учитель родного (якутского) языка и литературы,
МБОУ “Кэнтикская СОШ имени Н. К. Седалищева – Дьүөгэ Ааныстыырова”,
Республика Саха (Якутия), Верхневилюйский улус, с. Кэнтик
Какое огромное значение есть в слове «родитель». И как приятно, в сердцах каждого человека, звучат слова «родительский дом», «родительская любовь».
Главная задача родителей – создать в семье условия психологического комфорта не только для своего чада, ребенка, но может, это прозвучит необычно, в первую очередь для себя лично. Там, где счастливы родители, счастливы и дети.
В семье должен преобладать доброжелательная атмосфера, взаимопонимание, уважение друг к другу, любовь.
Любовь к ребенку… Трудно переоценить значение этого родительского чувства. Без него нельзя быть хорошими воспитателями, без него невозможно взаимопонимание взрослого и маленького, без него нельзя привить растущему человеку душевную щедрость, отзывчивость, доброту.
Что значит любить ребенка? Одни считают, что это значит – подготовить его к самостоятельной жизни. Эти родители стремятся сочетать свои чувства к ребенку с разумной требовательностью, добротой и строгостью, уважением к нему и верой в его возможности.
Другие уверены в том, что любить ребенка – это значит холить, лелеять и нежить его, опекать и страховать от всяческих усилий – физических и моральных. Эти родители, к большому сожалению, не хотят понять, что любовь к ребенку – не самое главное, хотя и очень многое. Сильное, но слепое чувство делает воспитание нелегким делом и зачастую не приносит радости, плода и счастья, ни ребенку, ни родителям. Даже жизненный опыт, здравый смысл многих родителей не может внести ту самую мудрость даже в самых простых вещах в воспитании своих чад.
Самой главной причиной ко всему этому – передозировка любовью. Ведь любовь требует меры, ко всякому есть свой баланс, дозировка. Если маленький ребенок постоянно ощущает на себе чрезмерную любовь, передозировку родительской любви, то это прекрасное чувство начинает действовать на детскую душу подобно яду. Ребенок вырастает беспомощным, потребителем и эгоистом, считающим, что все вокруг него обязаны, а он – никому. И в этой системе воспитания возникает много вопросов. Например, почему не удается формировать в ребенке те черты характера, которые бы родителям хотелось видеть?
Родители, ослепленные своим чувством к ребенку, подобны человеку с завязанными глазами, они не в состоянии видеть в нем света или тени. Идеализирование своего чада показывает только светлые качества, а теневых качеств они не могут замечать. Неумение видеть недостатки своих детей делает таких родителей педагогически бессильными.
Ведь воображаемый ребенок и реальный не совпадают по своим достоинствам, а отсюда и выбор методов в подходе к нему, увы, не тот. Такая одержимая любовь служит во зло растущему человеку: лишают его самостоятельности, формируют эгоизм, чувство исключительности. Много ли стоит такая любовь, которая не готовит ребенка к жизни, формирует в нем неправильное представление об отношениях с людьми?
Чтобы не расплачиваться «дорогой ценой», в первую очередь, каждый родитель должен преодолеть самого себя и понять мудрую истину: «Не все для меня, а наоборот – Я для всех!»
Совершая какое-либо действие по отношению к ребенку, необходимо прогнозировать дальнейшие последствия. В воспитании нет мелочей, каждый поступок очень важен. Поэтому понадобится много времени, усилия, терпения, для того, чтобы переориентировать ребенка на желаемое поведение.
Воспитание – это не только целенаправленное и систематическое формирование у ребенка определенных качеств личности, но и непосредственное, бессознательное усвоение им, через копирование, подражание – жизненных ценностей, установок, способов поведения, воспитывающих его людей.
Поэтому очень важно взрослым, родителям следить за тем, какой образ жизни ведет ваша семья. Как говориться: «глаза – зеркало души», а «ребенок – зеркало семьи». Если ребенок видит в семье доброжелательные отношения родителей друг к другу, нежность и любовь, доверие и взаимопонимание, то постепенно ребенок начинает воспринимать это как норму человеческих отношений, неосознанно будет это впитывать.
Ко всему есть свой «ответ». Начать необходимо с самого себя, создать в семье атмосферу психологического комфорта, душевного уюта для всей семьи. И родители, и ребенок должны быть близки по духу. Семья должна быть тем местом, куда ребенок хотел бы прийти, поделиться и горем, и радостью. Способствует этому мудрость и такт родителей. Если каждый родитель сумеет сочувствовать, сопереживать, понять, то и ребенок со временем научится это ценить и чтить.
Разумная любовь к детям при высокой педагогической культуре всегда деятельна, требующая участия каждого и всех в воспитании и перевоспитании подрастающего поколения, а так же самовоспитания.
Каждый родитель должен уметь смотреть на мир его глазами, глазами своего ребенка.
Но только сама жизнь подтверждает: воспитание ответственного отношения человека к своим обязанностям с детства, высокая требовательность в учебе, приобщение к настоящему, а не к игрушечному труду – вот главный путь становления человека.
Завершить мне бы хотелось, словами: Родители любите своё «дитя»! Но не слепо. Любите требовательно и нежно, воспитывая «личность».