Создание условий для формирования читательской компетенции младших школьников через приобщение к чтению на якутском языке.

Федорова Наталья Петровна, учитель начальных классов, МАНОУ "Дворец детского творчества имени Ф. И. Авдеевой", Республика Саха (Якутия), город Якутск

Создание условий для формирования читательской компетенции младших школьников через приобщение к чтению на якутском языке.

Федорова Наталья Петровна,
учитель начальных классов,
МАНОУ “Дворец детского творчества имени Ф. И. Авдеевой”,
Республика Саха (Якутия), город Якутск

В 2020 году при Дворце детского творчества им. Ф. И. Авдеевой открылась начальная школа. В прошлом учебном году выпустились первые ласточки Дворца. Сейчас являюсь классным руководителем 1-А класса. Каждый класс имеет свое название и направление. Мой класс – «Чуораанчыктар» является классом чтения. Хотелось бы поделиться своим опытом по направлению класса.

Работа с информацией является составной частью всех учебных предметов в начальной школе. Именно поэтому формирование читательской компетентности и читательской самостоятельности школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности – важнейшая задача современного учителя.

Актуальность данной проблемы является в том, что в современном российском обществе в настоящее время дети мало читают, предпочитая книге просмотр телепрограмм и видеофильмов, компьютерные игры, снижается их уровень грамотности. Строится речь через компьютер.

В 2020-2021 учебном году по наблюдениям и итогам социолингвистического исследования обучающихся и воспитанников Дворца детского творчества выявили низкий уровень знания якутского языка, понимания читаемого текста, мотивы чтения, снижение посещений смарт-библиотеки Дворца детского творчества и города. Полученные данные свидетельствуют о том, что проблема снижения мотивации к чтению на родном языке среди детей и подростков стоит очень остро. Основной причиной снижения интереса к чтению выступает трудность самого процесса чтения, связанная с незнанием родного языка.

И вместе с библиотекарем ДДТ Санниковой Марией Алексеевной разработали стратегию исследования и поиск пути решения данной проблемы. Делается вывод, что крайне важно принять своевременные меры по сохранению национальных языков как неотъемлемой части многонациональной российской культуры.

Целью нашей работы является: создание условий для формирования читательской компетенции младших школьников через приобщение к чтению на якутском языке.

Давайте, рассмотрим каждый этап данной модели.

Таким образом, изучив психолого-педагогическую литературу по вопросам формирования навыка чтения; отобрав методики для апробации; проведя мониторинги, собрав банк КИМов для проверки сформированности читательских умений, подписали Соглашение о совместной деятельности с детским издательством «Кэскил» и разработали проект «Чуораанчыктыын бииргэ». Также нашими партнерами являются Детская точка кипения – Центр чтения нац.библиотеки РС(Я), централизованная библиотечная система г.Якутска, музеи, родительское и педагогическое общество. Ведь, именно по слаженной системной деятельности, ведется эффективная работа по данному направлению.

Чтобы достичь поставленной цели ведется системная работа по основным направлениям: урочная деятельность – внеурочная деятельность – внеклассная работа.

На уроках литературного чтения на якутском языке использую всевозможные методы и приемы для активизации познавательного интереса. В качестве механизмов, посредством которых происходит приобщение к чтению выступают педагогические технологии. Чтобы повысить интерес к чтению, на уроках использую элементы драматизации. Создаются проблемно-поисковые ситуации, настраивающие всех детей на активное участие и решение проблемных вопросов. Беседы-дискуссии учат детей размышлять о прочитанном, высказывать свое мнение. Было замечено, что вдумчивость чтения у детей повышалась после того, как они получали задание самим задавать вопросы по содержанию прочитанного. Обязательно веду словарную работу с практическим применением. Есть творческие уроки, где дети сочиняют, рисуют, делают кукольные театры и творческие тематические проекты.

Занятия внеурочной деятельности представляют широкие возможности для творчества детей, их познавательного развития. Проводим экскурсии, встречи известными писателями республики, устные журналы, викторины, конференции, олимпиады по читательской компетенции, участие в творческих конкурсах. Взаимодействуем между людьми, дети общаются на родном языке (развиваются коммуникативные качества речи), постепенно у детей формируется привычка и умение ориентироваться в ситуации общения. Все это ведется в рамках внеурочной деятельности «Аа5ыы абылаҥа», «Художественное слово», «Я – исследователь». Нами был разработан дневник читателя, где дети работают по прочитанным произведениям, составляют диаграммы, таблицы, выполняют творческие задания по журналу «Чуораанчык», указывается рекомендованные произведения для внеклассного чтения, так же могут сравнивать свои результаты, что способствует заинтересованности детей в чтении. Здесь нам помогают родители и наши партнеры. Классом все подписаны в журнал «Чуораанчык». Ежегодно публикуемся и участвуем в конкурсах журнала.

По внеклассной работе 1 раз в четверть проводится мероприятие, связанное с традицией нашего народа. Первая неделя ноября у нас посвящена традиционному мероприятию «Кыстыкка киирии», где в течение недели проводятся классные часы, встречи «Эбэ оскуолата», где знакомятся с обычаем и традицией якутского народа, с новыми словами, нац.блюдами, также в библиотеке участвуют в викторине по теме мероприятия, и в конце недели в доме «Арчы» проводится обрядовый алгыс, дети и родители выступают по фольклорным жанрам, играют в якутские настольные игры. В этом мероприятии нам очень помогают педагоги доп.образования ЭКЦ ДДТ. В феврале проводится неделя «Ийэ тыл кунэ». В апреле – «А5а курэ5э», в мае – школьный ысыах. Один раз в четверть проводим проектную задачу, приуроченному к какому-либо празднику, итогом которой является продукт, изготовленный детьми. В течение учебного года дети работают над проектами и исследовательскими работами. Проекты ежегодно представляем на нпк разного уровня.

  1. Рязанский Айтал – Победитель Дворцовской нпк «Я – исследователь» по теме «Мин теруттэрбэр сахалыы ааттар» (2021 г.)
  2. Сысоев Арсен – Победитель респ.нпк «Ступеньки к творчеству» по теме «Илимнээьин – ебугэм терут дьарыга» (2021 г.)
  3. Кондакова Сардаана – Номинант дворцовской нпк «Я – исследователь» по теме «Сахалыы ытар5алар оьуордарын суолталара» (2022 г.)

Все эти направления строятся, используя эффективные методы, приемы и технологии обучения и воспитания. Считаем, что эффективному развитию читательского интереса младших школьников способствуют условия, включающие в себя системное использование разнообразных форм внеклассных занятий, работы с партнерами и родителями. Дети учатся и воспитываются на примерах взрослых.

Здесь мы видим работу нашего проекта «Чуораанчыктыын бииргэ».

По системной работе нами разработаны программы, уроки, занятия, проекты, исследовательские работы, книги и экскурсионный маршрут.

В результате нам хотелось бы видеть обучающегося, который владеет необходимым уровнем техники читательской деятельности на якутском языке, способного самостоятельно мыслить, организовывать собственную познавательную деятельность, и личности – патриота своей малой родины, хорошо владеющий свой язык и знающий традиции своего народа.

В заключение хочется сказать, что использование на уроках и внеурочной деятельности различных методов и приемов по формированию «читательской грамотности школьников», позволяет научить учащихся искать закономерности, рассуждать по аналогии, что, несомненно, повышает мотивацию к обучению, дети больше читают, учатся контролировать свои результаты, учатся сотрудничать, самостоятельно находить ответы на вопросы путём логических рассуждений, чувствовать ответственность за поведение и действия себя и других, аргументировать свою точку зрения, выслушивать собеседника и свободно вести диалог на родном языке. Такие приёмы работы позволяют активизировать творческую деятельность учащихся, выработать активную жизненную позицию, сформировать творческую личность. Эффективность данной работы, прежде всего, зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса.

Помочь ребёнку осознать необходимость чтения, пробудить интерес к чтению лучших книг и талантливо их прочесть – задача взрослых, задача всех, кто верит в силу чтения и болеет душой за возрождение культуры и интеллектуальной мощи России.

Нельзя не согласиться с великим педагогом К. Д. Ушинским: «… ребенок от природы не имеет душевной лености, он любит самостоятельную деятельность, хочет все делать сам. Надо научить детей трудиться, научить думать, наблюдать, понимать.»

Центр дистанционных мероприятий “Пора роста” – это цифровая образовательная экосистема, с большим набором сервисов для учителей, учеников и их родителей.