Сценарий прощание с азбукой для 1 класса

Егорова Роза Петровна, учитель начальных классов, МБОУ "СОШ №1 имени Н. Н. Яковлева", Республика Саха (Якутия), Олекминский район, г. Олекминск

Сценарий прощание с азбукой для 1 класса

 

Егорова Роза Петровна,
учитель начальных классов,
МБОУ “СОШ №1 имени Н. Н. Яковлева”,
Республика Саха (Якутия), Олекминский район, г. Олекминск

 

Цель:

обобщить знания учащихся о звуках и буквах русского языка.

Задачи:

мотивировать интерес к учению, формировать устойчивый интерес к чтению;

– развивать интерес и любовь детей к чтению книг;

– воспитывать бережное, уважительное отношение к книге;

– способствовать сотрудничеству с родителями по выработке у детей стремления к более тесному общению с книгой.

Оборудование: празднично украшенный класс, шарами, плакатами, вырезанными буквами. Аудиозаписи. Короны из букв на головы учеников.

Плакат:

«Если хочешь много знать,

Много добиться,

Обязательно читать

Должен научиться.»

Мероприятие начинается под музыку «Теперь мы первоклашки». Дети занимают свои места.

Учитель: Здравствуйте дорогие ребята, уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас на нашем празднике. В сентябре первоклассники познакомились с волшебной книгой Азбукой, подружились с ней, многому у нее научились. Азбука открыла им много нового и интересного. Целый год ребята читали Азбуку и вот дошли до последней странички… Теперь мы с вами умеем читать любые слова, напечатанные и написанные предложения и даже короткие рассказы. Давайте покажем, чему мы научились за это время.

1й ученик:

Поступил я осенью

В школу в первый класс.

Я считаюсь школьником

С первого числа.

2й ученик:

Ровно в восемь тридцать

Утром, каждый раз,

Очень много школьников

Входят в первый класс.

3й ученик:

Мне учиться очень нравится,

Отвечать я не боюсь,

Я могу с задачей справиться,

Потому что не ленюсь.

4й ученик:

Даже маленький ребенок,

Не умеющий читать,

Только вылез из пеленок-

Просит книгу показать.

5й ученик:

Мы дружны с печатным словом.

Если б не было его,

Ни о старом, ни о новом

Мы не знали б ничего.

6й ученик:

Научились мы писать

И большие фразы,

Можем мы теперь читать

Сказки и рассказы.

Исполняют песню «Школа- это дневники..»

Школа это коллектив мальчишек и девчонок
Галстуки бантики нарядим первое сентября и ребенок
Вот бы в школу паровоз развозить конфеты
Но упрямый наш завхоз не позволит это

Школа это дневники важные учебники
А на переменках мы веселые волшебники
Школа это целый мир двигатель мечтаний
Мой учитель мой кумир он хранитель знаний

На уроках каждый день русский математика
Если хочешь взрослым стать, то нужна грамматика
До ми соль пойдет всегда на уроках музыки
Школа с нами подпевает, видны все ученики

Школа это дневники важные учебники
А на переменках мы веселые волшебники
Школа это целый мир двигатель мечтаний
Мой учитель мой кумир он хранитель знаний

Мы обещаем мириться
Родиной своей гордиться
И не будем лениться
Учиться, учиться
Школа это батарейка
А Б В Г Д эй диджей эй-ка
Миру-мир, миру-мир
Я ты он она вместе мы – семья
Пусть всегда будет мама
Пусть всегда буду я

О-о-у о-у-о-у, о-у-о-у, о-у-о
О-о-у о-у-о-у, о-у-о-у, о-у-о

Школа это дневники важные учебники
А на переменках мы веселые волшебники
Школа это целый мир двигатель мечтаний
Мой учитель мой кумир он хранитель знаний

7й ученик:

Почему не на уроках школьники с утра?

Почему в парадной форме нынче детвора?

Сняли с Азбуки обложку, и закладок нет…

Все взволнованы немножко. В чём секрет?

8й ученик:

Уже Земля сменила платье,

Надела вешний свой наряд.

Сегодня праздник-школьный праздник

Для всех читающих ребят!

9й ученик:

Март месяц за окном стоит,

В воздухе весна кружится.

А нам сегодня предстоит

С Азбукой проститься!

10й ученик:

Как сегодня радуются дети-

Стало больше грамотных на свете!

Азбуке мы скажем: «До свидания»

И рукой помашем на прощание.

11й ученик:

Трудно было нам с тобой в начале,

Мы полгода буквы изучали!

Но теперь нам совершенно ясно,

Что старанья были не напрасны!

12й ученик:

Вдоль картинок мы шагали,

По ступенькам-строчкам шли.

Ах, как много мы узнали!

Ах, как много мы прочли!

Исполняют песню «Учат в школе».

Буквы разные писать тонким пёрышком в тетрадь
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Вычитать и умножать, малышей не обижать
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

К четырём прибавить два, по слогам читать слова
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Книжки добрые любить и воспитанными быть
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

Про глагол и про тире, и про дождик на дворе
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Крепко-накрепко дружить, с детства дружбой дорожить
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

13й ученик:

В поезд можете садиться,

Этот поезд быстро мчится.

От границы до границы,

По степям до синих гор,

На зеленый светофор.

14й ученик:

В школу он спешит сейчас.

К нам на праздник в 1 класс.

Опоздать нельзя на праздник,

Это каждый знает.

Мчится поезд первоклассник.

Скорость набирает!

15й ученик:

Прибавляет на пути:

К трём- четыре, два к пяти,

Чуть пеналами гремит,

Чуть губами шевелит,

Изучает алфавит.

Учитель:

Прапрадедовской порой

Встали буквы в четкий строй,

Строй, как строй, да не простой,

Он зовётся- азбукой!

Азбука, стройся!

Выходят дети с буквами.

Учитель: -Гласные здесь?

Гласные: -Здесь!

Учитель: – Согласные здесь?

Согласные: – Здесь!

Учитель: -Буквы, которые не обозначают звука, здесь?

Ъ, Ь: – Здесь!

Учитель:

Буквы-значки, как бойцы на парад,

В чётком порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит,

И называется всё…

ВСЕ: – Алфавит!

Презентация «Забавная Азбука»

А:     Аист в алом сапоге

На одной стоит ноге.

Б:      По дороге шёл баран,

Бил копытом в барабан.

В:      Волк купил велосипед

И поехал на обед.

Г:      На гитаре гусь играл,

Громко-громко гоготал.

Д:      Дятел на дубу сидит,

Дед на дудочке дудит.

Е,Ё:  У кого торчат иголки?

У ерша, ежа и ёлки.

Ж:    Жаба в гости ждёт жука,

Он летит издалека.

З:      Зайка с розовым зонтом

Притаился под кустом.

И:     Нашёл индюк иголку

И положил на полку.

Й:     Йог индийский в позу сел

И клубничный йогурт съел.

К:      У открытого окошка

На подушке дремлет кошка.

Л:     Рядом с лилией лягушка

Подставляет солнцу брюшко.

М:     За морошкой и малиной

Мышка шла с большой корзиной.

Н:     Носорог нашёл носок

И надел его на рог.

О:     В океане осьминог

Отдохнуть на дно прилёг.

П:     Пышет паром паровоз,

Он игрушки нам привёз.

Р:      Рыба раку говорит:

-В небе радуга горит.

С:      Слон гуляет по арене

Как большой артист на сцене.

Т:      Трактор едет, тарахтит,

Он торопится, пыхтит.

У:     Однажды мышка с уточкой

Пришли на речку удочкой.

Ф:     Филин рядышком с совой

Гордо крутит головой.

Х:      Пили чай хомяк с хорьком

С пирогом и сахарком.

Ц:     Восседает царь на троне

В позолоченной короне.

Ч:     Чайник в чашки чай налил

И за стол всех пригласил.

Ш:    Шмель присел на шоколадку

-Ах, как вкусно, ах, как сладко!

Щ:    Наварила щука щей,

На обед зовёт лещей.

Ъ,Ь: Твёрдый знак и мягкий знак,

Нам без них нельзя никак!

Ы:     Буква Ы живёт в улыбке,

В мыле, в сыре, даже в рыбке.

Э:      Экскаватор землю роет,

Дом высотный рядом строят.

Ю:    Юля в юбку нарядилась,

Как юла она крутилась.

Я:     Яхта по морю плывёт

Яхта ягоды везёт.

Исполняется песня «Тридцать три родных сестрицы…»

  1. Тридцать три родных сестрицы,

Писаных красавицы,

На одной живут странице,

А повсюду славятся!

К вам они сейчас спешат,

Славные сестрицы, –

Очень просим всех ребят

С ними подружиться! /2 раза

А, Бэ, Вэ, Гэ, Дэ, Е, Жэ

Прикатили на еже!

Зэ, И, Ка, эЛь, эМ, эН, О

Дружно вылезли в окно!

Пэ, эР, эС, Тэ, У, эФ, Xа

Оседлали петуха, –

Цэ, Чэ, Ша, Ща, Э, Ю, Я,

Вот и все они, друзья!

  1. Тридцать три родных сестрицы,

Писаных красавицы,

На одной живут странице,

А повсюду славятся!

Познакомьтесь с ними, дети!

Вот они – стоят рядком.

Очень плохо жить на свете

Тем, кто с ними не знаком!

 

Учитель: -Ребята, я очень рада, что вы все подружились с Азбукой, и она научила вас читать. Представляете, как тяжело живется тем, кто читать не умеет.

16й ученик:

Ежегодно по утрам

Заниматься надо нам.

Мы с доски не сводим глаз,

И учитель учит нас.

17й ученик:

Ель, топор, лопата, руки –

В каждом слове слышим звуки.

Звуки эти разные –

(ВМЕСТЕ): Гласные, согласные.

18й ученик:

«Мила мыла руки с мылом,

Мама кашу варит нам.»

Чтоб скорей и легче было,

Все читайте по слогам!

19й ученик:

Соединили мы два слова –

Предложение готово:

«Дождь идёт. Гремит гроза.

Улетела стрекоза».

20й ученик:

Мы знаем буквы, знаем слоги.

Умеем говорить, считать.

И постепенно, понемногу

Мы научились все читать!

Сценка «Буква Я»

Учитель:

Всем известно буква «Я»

В азбуке – последняя.

А известно ли кому-

Отчего и почему?

Неизвестно? (Неизвестно!)

Интересно? ( Интересно!)

Ну, так слушайте рассказ!

Жили в Азбуке у нас буквы.

Жили не тужили,

Потому что все дружили.

Где никто не ссорится –

Там и дело спорится.

Только раз все дело встало

Из-за страшного скандала:

Буква «Я»… в сторонку встала.

Взбунтовалась буква «Я»:

Буква Я: -Я, -сказала буква «Я»,-

Главная, заглавная!

Я хочу, чтобы повсюду

Впереди стояла я!

Не хочу стоять в ряду,

Быть желаю на виду!

Буква Ф: -Фу-ты, ну-ты! – фыркнул «Эф»,

От обиды покраснев.

Буква С: -Срам! –Сердито «Эс» сказало.

Буква В: «Вэ» кричит: -Воображала!

Буква П: Проворчала «Пэ»: -Попробуй,

Потолкуй с такой особой!

Учитель: «Я» затопала ногами.

Буква Я: Не хочу водиться с вами!

Буду делать всё сама,

Хватит у меня ума!

Учитель: Буквы тут переглянулись,

Все буквально улыбнулись,

И ответил дружный хор:

Буквы (хором):– Хорошо, идём на спор.

Буква А: Если сможешь в одиночку

Написать хотя бы строчку-

Правда, стало быть, твоя!

Буква Я:  -Чтобы я, да не сумела,

Я ж не кто-нибудь, а «Я»!

Учитель: Буква «Я» взялась за дело:

Целый час она пыхтела,

И кряхтела, и потела-

Написать она сумела

Только : «Я-я-я-я-я!»

Буква Х: Как зальётся буква «Ха»:

Ха-Ха-Ха-Ха-Ха-Ха!

Буква О: «О» от смеха покатилось!

Буква А: «А» за голову схватилось!

Буква Б: «Б» схватилось за живот,

Учитель: Буква «Я» сперва крепилась,

А потом как заревёт:

Буква Я: -Я, ребята, виновата!

Признаю вину свою!

Я согласна встать , ребята,

Даже сзади буквы «Ю».

Буква Ю: -Что ж, решил весь алфавит,-

Если хочет, пусть стоит.

Дело ведь совсем не в  месте,

Дело в том, что все мы вместе!

Учитель: Буква «Я» всегда была,

Всем и каждому мила,

Но, советуем, друзья,

Помнить место буквы «Я»!

Учитель: Стихи вы читаете отлично. А сейчас вас ждут испытания. Посмотрим, чему вы ещё научились га страницах Азбуки.

Блиц-опрос. Ответьте на вопросы.

  1. Сколько букв в русском языке? (33 буквы)
  2. Сколько гласных букв? (10 букв)
  3. Назовите парные согласные? (б-п, в-ф, д-т, ж-ш, г-к, з-с)
  4. Чем замечательны буквы я, ю, е, ё? ( могут давать два звука)
  5. Когда эти буквы обозначают два звука? ( В начале предложения, после гласной буквы, после мягкого знака)
  6. Какие правила русского языка вы знаете? ( ча-ща, чу-щу, жи-ши)

Игра: «Живые буквы». Каждый из вас сегодня представляет какую-то букву. Я буду называть вам слово, а нужные «буковки» выбегают и образуют это слово.

СЛОВА: Кит, весна, школа, азбука, дом, учебник.

Игра: «Собирайка»: Какое слово странное, совсем ,как иностранное…Ребята, на доске вы видите вот такие непонятные слова. Вам нужно из этих букв собрать слово, которое всем известно.

  1. М Е Т Б О Г Е (Бегемот)
  2. Р А Ж И Ф (Жираф)
  3. Б Е Р З А (Зебра)
  4. Л Е Т Ь Ю Н (Тюлень)
  5. А Р Я Г У ( Ягуар)
  6. Е Д М Е Д В Ь ( Медведь)

 

Загадки про буквы.  А теперь, ребята, отгадайте загадки про буквы и не только…

  1. В этой букве нет угла,

Оттого она кругла,

До того она кругла-

Покатиться бы могла. (О)

  1. Эта буква широка

И похожа на жука.

И при этом, точно жук,

Издаёт жужжащий звук: «ж-ж-ж».

  1. Ты найдёшь сучок в лесу

И увидишь букву … (У)

  1. Молоток я раздобыл,

Из дощечек буквы сбил.

Сколько здесь дощечек? Три!

А какая буква?… (И)

  1. Эта буква с большим брюшком,

В кепке с длинным козырьком. (Б)

  1. Взявшись за руки друзья

И сказали: «Ты да я-

Это мы».

А между тем

Получилась буква …(М)

  1. Буквы все от А до Я

На страницах … (Букваря)

  1. Должен каждый ученик

В школу брать с собой … (Дневник)

  1. Чтобы ручками писать,

Приготовим мы … (Тетрадь)

  1. Кто альбом раскрасит наш?

Ну ,конечно, … (Карандаш)

  1. Долгожданный дан звонок-

Начинается …(Урок)

Учитель: Молодцы, ребята! С весёлыми заданиями вы справились на отлично! Все заслуживают самой высокой оценки. Пришло время наградить вас за успешную сдачу весёлых экзаменов.

Позади нелёгкий труд

Слогового чтения.

Вам сегодня выдадут

Грамоты, медали!

В том, что азбуку прочли!

Полный курс наук прошли!

И теперь без передышки,

Вы прочтёте любые книжки!

(Вручение удостоверений)

21й ученик:

Ты за жизнь прочтёшь немало книг,

Постигая мудрую их силу.

Но навечно первую из них

Будет та, что чтению научила.

22й ученик:

Ты книга первая моя,

Теперь читать умею я.

На свете много книжек есть.

Все книги я смогу прочесть.

23й ученик:

Тому, кто хочет много знать,

Кто хочет книги прочитать.

Про горы и долины,

Про водные глубины,

Про звёзды, ивы вдоль реки,

Не обойтись без Азбуки!

24й ученик:

Я с этой книжкой первый раз

Пришла в свой первый светлый класс.

Я эту книжку полюбила.

Я в ней все буквы изучила.

И как мне радостно сказать:

«Умею я теперь читать!»

25й ученик:

Мы теперь читаем сами,

Знаем слоги и слова.

Скажем Азбуке спасибо-

Расставаться нам пора!

26й ученик:

Мы хотим тебе сказать спасибо,

Мы тебя за всё благодарим!

Говорим тебе мы –до свиданья!

Здравствуй! – новой книге говорим.

27й ученик:

Буквы все мы твёрдо знаем,

Сами пишем и читаем.

Мы простились с букварём,

Книжки новые берем.

28й ученик:

Если мамы дома нет,

То не стану я скучать,

Я зажгу настольный свет,

Чтобы книжку почитать.

Книга добрая, живая,

Чудеса она творит!

Обо всём на свете знает

И со мною говорит.

29й ученик:

Был наш путь не очень долгим,

Незаметно дни бегут.

И уже на книжной полке

Нас другие книжки ждут.

30й ученик:

До свидания! До свидания!

А на следующий год

Азбука читать научит

Тех, кто в первый класс пойдёт!

Учитель: Уважаемые родители, я хочу поблагодарить вас за помощь в обучении ваших детей грамоте. Без вашей поддержки наши результаты были бы не так хороши. Хочу пожелать вам терпения в дальнейшем путешествии по стране «Грамоте» вместе с детьми. Не бросайте их в этом океане одних, ведь вместе всегда легче справляться с трудностями.

 

Звучит песня «Прощай Азбука».

  1. Вот и все страницы Букваря
    На уроках школьных пролистали.
    Все слова из букв от А до Я
    С каждым днём уверенней читали.
    И Букварь торжественно закрыт.
    Скажем мы ему теперь:`Спасибо!`
    В тишине библиотек любых
    Нам откроется любая книга.

    Припев: (2 раза)
    А там впереди далёкая даль,
    И ждут нас места,
    Где мы не были прежде.
    Спасибо, Букварь!
    Спасибо, Букварь!
    Пусть сбудутся наши надежды!

    2. Всё теперь мы сможем прочитать,
    Интернету задавать вопросы.
    Из его ответов чтоб узнать,
    Что порой не знает даже взрослый.
    Среди множества хороших книг
    Ты ещё послушай без сомненья:
    Добрый наш Букварь, прощай, старик!
    Ждёт тебя другое поколенье!

    Припев: (2 раза)

Центр дистанционных мероприятий “Пора роста” – это цифровая образовательная экосистема, с большим набором сервисов для учителей, учеников и их родителей.