Сатабыл
Жендринская Надежда Васильевна, Корякина Аяна Афанасьевна, Александрова Сардана Яковлевна,
Архипова Надежда Аскалоновна, АлексееваАльбина Макаровна, Васильева Лидия Алексеевна,
Ноттосова Валентина Владимировна,Александрова Мария Тимофеевна, Борисова Валентина Андреевна.,
учителя начальных классов,
МБОУ “Верхневилюйская улусная гимназия имени Д. С. Спиридонова”,
Республика Саха (Якутия), Верхневилюйский улус, с. Верхневилюйск
Паспорт проекта.
Проект: Площадка творческих идей Сатабыл
Проект направлен на организацию рабочего пространства для выявления и развития творческого потенциала учащихся 3 и 4 классов Верхневилюйского улуса.
База выполнения проекта:
МБОУ ВВСОШ №4 им. Д.С. Спиридонова
Адрес: 678230, Верхневилюйск, ул.М.Потаповой, дом 9
Авторы проекта:
МО начальных классов МБОУ ВВСОШ №4:
Алексеева Альбина Макаровна
Александрова Сардана Яковлевна
Архипова Надежда Аскалоновна
Борисова Валентина Андреевна
Васильева Лидия Алексеевна
Жендринская Надежда Васильевна
Корякина Аяна Афанасьевна
Ноттосова Валентина Владимировна
Год разработки проекта: 2016-17 уч.год
Сроки проекта: Действие запущенной программы рассчитано на неопределённый срок.
Аннотация к проекту:
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. В соответствии с ФГОС каждое образовательное учреждение разрабатывает свою модель организации внеурочной деятельности. Модель внеурочной деятельности нашего образовательного учреждения основана на оптимизации всех внутренних ресурсов.
Данная модель представляет собой особую организацию – Площадку творческих идей Сатабыл для обучающихся 3-4-х классов для систематизации программы внеурочной деятельности творческого направления “Сатабыл эйгэтэ” ( и других) .
Программа внеурочной деятельности “Сатабыл эйгэтэ”.
Перед началом учебного года в нашем учебном заведении ведётся большая подготовительная работа. По форме организации внеурочной деятельности программа “Сатабыл эйгэтэ” является модульной, так как она состоит из 3-4-х целостных модулей, функционирующих в рамках каждого направления.
Прикладное направление реализуем в 2-х модулях: “Бисероплетение” и “Рукодельница”. Основное внимание этого направления уделяется получению практических умений и навыков, привлечение учащихся к активному и полезному досугу.
Общеинтеллектуальное направление реализуется в модулях «Компьютерные технологии», «Робототехника». Ведущая идея модулей этого направления – развитие познавательных способностей.
Общекультурное направление представлено модулями «Умелые ручки», «Искусство валяния». Целью этих занятий является раскрытие новых способностей обучающихся в области творчества, развитие умения видеть жизнь глазами творческого человека.
Творческое направление представлено модулями : «Модульное оригами», «Волшебная кисточка»
Выбор комплекса модулей каждого направления тоже зависит от выбора родителей обучающихся по результатам анкетирования. По итогам этого опроса формируются группы детей, а учителями составляются рабочие программы модулей по каждому направлению. Учитываются возрастные особенности обучающихся, пожелания родителей, особенности нашего образовательного учреждения. Затем составляется карта занятости обучающихся и расписание модулей занятий. Основное внимание уделяется тому, чтобы каждый ребёнок мог заниматься по разным направлениям.
По мере выявления способностей детей, становления их стремления к творчеству, к овладению мастерством в той или иной сфере деятельности обучающиеся могут продолжить занятия в данной группе или изменить группы модулей во втором полугодии первого года обучения.
Актуальность:
Для успешной реализации любой деятельности необходимы своевременное планирование, контроль и корректировка, анализ достигнутых результатов. Именно эти цели преследует организация Площадки творческих идей, где учащиеся могут реализовать свои творческие задумки. Площадка Сатабыл структурирована в соответствии с основными направлениями программы внеурочной деятельности Сатабыл эйгэтэ и направлена на реализацию творческого потенциала учащихся. Является смотр-площадкой кружковой работы.
Площадка творческих идей Сатабыл – это своеобразный активный мониторинг, который позволяет организовать сбор, обработку и распространение информации, отражающей результативность внеурочной деятельности и дополнительного образования в другом формате.
Основным критерием результативности работы во внеурочной деятельности считаем содействие саморазвитию личности, реализации творческих способностей, создание необходимых условий для активизации усилий детей по решению поставленных задач, и как результат, повышение компетентностей учащихся.
Таким образом, в процессе ВД для ребенка создается особое пространство, позволяющее развивать собственные интересы, продемонстрировать свои умения и навыки, успешно проходить социализацию на новом этапе.
На данный момент открытая площадка для практической творческой деятельности в нашем улусе практически отсутствует. Поэтому необходимость реализации Площадки творческих идей прежде всего обусловлено объединением деятельности кружков ФГОС для обмена учащимися своим опытом, идеями и различными проектами.
Объект проектной деятельности:
Образовательная среда;
Предмет проектной деятельности:
Организация смотра-площадки внеурочной деятельности;
Цель:
Создание условий для реализации творческих идей учащихся и
повышение их познавательной активности путем вовлечения в программы различных кружков и участия на выставках, творческих мастерских.
Задачи:
- Помощь в социальной активности учащихся;
- Профориентация и обретение необходимых профессиональных навыков и умений;
- Повышение уровня культурного развития, коммуникативных навыков и творческого мышления.
- Демонстрация результатов детского творчества.
- Создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности.
Этапы реализации проекта:
Первый этап (2016-2017учебный год) – подготовительный | ||||||
Задачи | Мероприятия | Сроки | Ожидаемый результат | Ответственный (ФИО, должность) | ||
Подготовить программы внеурочной деятельности по направлениям | Изучение литературы, поиск методов и способов организации внеурочной деятельности | Апрель-май 2016-17 | Действующие кружки по программам внеурочной деятельности | МО начальных классов | ||
Продумать формы совместной творческой деятельности кружковцев | Проведение мастер-классов учащихся, практический обмен опытом и умениями между учащимися
|
Ноябрь-март | Готовые мастер-классы учащихся, умение учащимися составлять техническую карту( план) творческой работы | Руководители кружков | ||
Второй этап(2019-20 учебный год) – экспериментальный | ||||||
Организовать площадку для практической творческой деятельности для обмена идеями | Поиск оптимального варианта проеведения площадки;
Организация поля деятельности |
апрель | Площадка творческих идей, которая призвана стать для учащихся новым открытием в сфере практической деятельности | МО начальных классов,
Руководители кружков
|
||
Третий этап (2022-25 уч.г. и далее) – заключительный | ||||||
Внести доработки в организации Площадки творческих идей “Сатабыл” для улусного охвата;
Повышение уровня Площадки творческих идей на региональный. |
Организация мини-площадок среди кустовых объединений;
Привлечение других образовательных ресурсов нашего улуса |
Сентябрь- май | Внеурочная образовательная среда, мониторинг и деятельность которой объединен в единую творческую площадку, в
которой учащиеся могут полностью раскрыть свои способности и навыки . |
|||
Форма организации: смотр творческих идей;
Наша площадка призвана привлечь младших школьников к единой творческой мастерской, чтобы обмениваться полученными знаниями и опытом, активизировать их познавательный интерес, создать для них соревнование и праздник одновременно.
Ведущая деятельность:
Практическая, творческая;
Используемые технологии:
Конструирование, моделирование, планирование.
Приращение компетенций:
Формирование навыков проектной деятельности
Умение составлять план действий
Развитие коммуникативных способностей.
Формы продуктов деятельности:
Украшения, сувениры, модели, картины и т д.
Способ представления результатов:
Защита творческих работ, выставка
Техническое оснащение:
Кабинеты по технологии, компьютерный класс;
Кадровое оснащение:
Экспертами приглашаются специалисты ЦДТ Тускул, ДЦТ, ДШИ, преподаватели технологии из разных школ.
Ожидаемые результаты:
1.Методическая рекомендация для организации площадок творческого направления.
Площадка творческих идей для учащихся будет точкой опоры для дальнейшего развития их потенциала и реализации своих умений и навыков. 2.Разработки планов и авторских программ.
Опыт работы Площадки можно будет применять в разных детских организациях и распространять на различные группы детей, объединив тем самым интересы учащихся в одну интересную мастерскую, где учащиеся бы обменивались своими проектами и идеями.
- Единая образовательная среда
Также данный проект предусматривает привлечение специалистов из других детских и общественных организаций, тем самым запуская механизм единого образовательного пространства.
4.Создание новых форм реализации творческих идей.
Модернизация и инновационная идея Площадки в будущем заключается в создании игрового бизнес-холла, где ученики, составляя смету и материалы для работ, могли бы заключать между собой сделки или совершать покупки готовых работ.
Описание проекта:
Площадка творческих идей Сатабыл работает по следующим секциям:
- Живопись
- Робототехника
- Компьютерные технологии
- Бисероплетение
- Творчество из бумаги
- Скульптурное художество
- Золотая нить.
На площадке также задействована выставка творческих работ конкурсантов.
Ход работы площадки:
- Регистрация участников
- Проведение линейки и ознакомление с правилами проведения Площадки творческих идей.
- Работа по секциям.
Площадка проводится в два этапа:
Первый этап – практическая деятельность. Время работы 1ч 30м
Членами жюри оцениваются законченные работы. У каждой секции свои критерии оценивания для прохождения во второй этап.
Второй этап – защита готовых работ по технологическим картам
- Порядок подведения итогов:
- Оценивание по баллам
- Отбор лучших работ
- Награждение и поощрение участников площадки
Работа секций:
- Секция “Живопись”
Изобразительное искусство для младших школьников является базовым предметом. Оно направлено на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Проведение смотра компетенций по изобразительному искусству дает возможность младшим школьникам показать и проявить свои способности не только в рисовании, но и свое владение его различными техниками , а также умение выразить при помощи кисти свои видения и размышления.
Цель:
- Выявление и поддержка талантливых и одаренных детей;
- Приобщение к изобразительному искусству;
- Пропаганда к занятию рисованием, самореализация своих возможностей.
Задачи конкурса:
- Развитие творческого подхода к решению поставленной задачи;
- Развитие наблюдательности, эстетического вкуса;
- Воспитание любви к искусству.
Требования к выполняемым работам:
- Работу выполняют на месте проведения конкурса;
- Рисунок должна соответствовать заданной теме;
- При рисовании можно использовать цветные карандаши, акварельные краски, фломастеры, гуашь (по желанию участника).
Защита выполненных работ
- Показ работы членам жюри;
- Поэтапный рассказ о ходе рисования, об использованных средствах и технике рисования.
Критерии оценивания :
- Соответствие заданной теме;
- Оригинальность рисунка;
- Содержательность и позитивность рисунка;
- Яркость и выразительность рисунка;
- Качество выполнения;
- Завершенность работы.
Итог: награждение победителей и призеров.
- Секция “Робототехника”
Работа секции предполагает оценку:
- научно-технической составляющей при проектировании роботов учащимися;
- творческой составляющей.
Цель:
Популяризация робототехники среди детей, обмен опытом между участниками соревнований.
Задачи
- Привлечение детей к инновационному, научно-техническому творчеству в области робототехники;
- Формирование новых знаний, умений и компетенций в области инновационных технологий, механики и программирования.
Условия и порядок:
В содержание конкурсной программы входят:
Задание «Сборка робота»,
- Мастер-класс по работе с программой,
- Выполнение задания в среде
«Сборка робота» (на время)
Участники должны собрать и запрограммировать робота. Запрещается использовать готовые программы. Все детали конструктора должны быть в разобранном виде. До начала конкурса члены оргкомитета проверяют конструктор на отсутствие заготовок (соединенных деталей) и программную среду на отсутствие заранее составленной программы. От начала конкурса засекается время. Используют собственное оборудование:
- портативный компьютер (нетбук, ноутбук),
- набор конструктора
Мастер-класс и задание
Участники устанавливают (с помощью организаторов) программу Lego digital designer на свои ноутбуки. Организаторы конкурса объясняют принцип работы программы и предлагают выполнить не сложное задание. Оценивается аккуратность, скорость, оригинальность.
Критерии оценки участников смотра
- Соответствие собранной композиции заявленной теме,
- Сложность исполнения,
- Количество собранных персонажей, элементов,
- Оригинальность,
- Творческий подход.
Критерии оценки сборки робота:
- Соответствие робота инструкции
- Правильность программного кода,
- Скорость выполнения.
Награждение
В конкурсе выявляются победители – 1, 2, 3 место. Все победители награждаются ценными призами.
- Секция “Компьютерные технологии”
Владение компьютерными технологиями является одним из важных компетенций современной личности. Знакомство с миром цифровых технологий начинается очень рано. Чтобы направить детей в полезное для из развития русло, надо привить им основы компьютерной грамотности уже в начальных классах. Для этого есть много разных направлений, которые могут заинтересовать учищихся. Главное, это созданный ими продукт, который мотивирует их на дальнейшее освоение компьютерный технологий.
Цель:
Формирование сообщества юных программистов, а также педагогов, рассматривающих IT технологии как организационно-педагогическое средство развития учащихся
В секции “Компьютерные технологии” смотр проводится по следующим номинациям:
А) Графические композиции
Б) Компьютерные ролики ( видео, аудио) и презентации
В) Анимационные проекты
Проекты в каждой номинации могут быть представлены следующими категориями информационно-программных продуктов:
- Анимационные проекты;
- графические композиции (плакаты, постеры, открытки, листовки, буклеты, баннеры, компьютерные или теле-заставки, используемые в цифровом телевидении, пользовательские интерфейсы и др.)
- компьютерные ролики (аудио, видео ) и компьютерные презентации;
Оценка проектов, представленных на смотр, производится на соответствие по двум моделям:
- Базовая модель – объединяет критерии оценки проектов на соответствие начальным показателям:
- соответствие целям и задачам площадки творческих идей “Сатабыл”
- актуальность проекта;
- законченность проекта;
Экспертиза в рамках базовой модели проводится с целью предварительного отбора представленных на конкурс проектов.
- Концептуальная модель – содержит требования и критерии оценки проектов по категориям информационно-программных продуктов:
- Графические композиции.
Требования:
- проект предоставляется в виде графических изображений макетов плакатов, постеров, открыток, листовок, буклетов, баннеров, компьютерных или теле-заставок, используемых в цифровом телевидении, пользовательских интерфейсов;
- графические композиции, созданные в каком-либо графическом редакторе, должны быть размером не более 300Kb в стандартном графическом формате (*.jpg; *.gif; *.tiff, *.pdf, *.bmp);
- необходимо наличие карты с описанием идеи дизайна, этапов работы над проектом.
Критерии оценки:
№ | Наименование критерия | Параметры |
1. | Соответствие тематике | |
2. | Дизайн | Художественное исполнение.
Цветовая гамма. Эмоциональная яркость и привлекательность. |
3. | Сюжет | Глубина раскрытия темы.
Законченность идеи (полнота реализации). Точность и доходчивость изложения. Информативность. Креативность. Убедительность. Уникальность. |
4. | Исполнение | Техническая сложность.
Используемое ПО. |
- Компьютерные ролики (аудио, видео) и презентации.
Требования:
- проект предоставляется в виде мультимедийных видеороликов, презентаций и flash-анимаций, созданных с использованием соответствующего программного обеспечения в форматах (*.mpeg, *.avi, *.flash);
- необходимо наличие файла с описанием идеи ролика(презентации), этапов выполнения.
Критерии оценки:
№ | Наименование критерия | Параметры |
5. | Соответствие тематике | |
6. | Видеоряд | Яркость и точность представленного образа. |
7. | Дизайн | Художественное исполнение.
Цветовая гамма. |
8. | Сюжет | Глубина раскрытия темы.
Законченность идеи (полнота реализации). Точность и доходчивость изложения. Эмоциональная яркость и привлекательность. Информативность. Креативность. Убедительность. Уникальность. |
9. | Исполнение | Техническая сложность.
Звуковое оформление. Размер файла. |
- Анимационные проекты
Требования:
- проект предоставляется в виде анимационных проектов, созданных с использованием соответствующего программного обеспечения в форматах (*.mpeg, *.avi, *.flash);
- необходимо наличие файла с описанием идеи ролика, этапов выполнения.
№ | Наименование критерия | Параметры |
10. | Идея фильма | |
11. | Соответствие тематике | |
12. | Видеоряд | Яркость и точность представленного образа. раскадровка |
13. | Дизайн | Художественное исполнение.
Цветовая гамма. |
14. | Сюжет | Глубина раскрытия темы.
Законченность идеи (полнота реализации). Точность и доходчивость изложения. Эмоциональная яркость и привлекательность. Информативность. Креативность. Убедительность. Уникальность, оригинальность |
15. | Исполнение | Техническая сложность.
Звуковое оформление. Размер файла. |
Конкурсная комиссия определяет победителей путем выставления каждой работе оценки по десятибалльной системе по каждому из критериев, указанных в концептуальной модели.
- Секция “Бисероплетение”
Цели:
1.Образовательная цель: Научить детей создавать разные изделия из бисера.
- Развивающая цель:
Способствовать развитию у детей творческого потенциала, пространственного мышления, воображения, фантазии, смекалки, аккуратности, ловкости пальцев и кистей.
- Воспитательная цель:
Воспитание любви к прекрасному в искусстве.
Какие виды работ можно предоставить к конкурсу:
- Украшение предметов
- Изготовление самостоятельных деталей туалета
- Декоративные изделия
- Разнообразные украшения
План технологической карты изделия из бисера:
1.Подготовительный этап
Формулирование темы и целей проекта.
2.Поисковый этап
3.Практический этап
1.Знакомство с материалами и инструментами, применяемые при бисероплетении и общими правилами при работе с бисером
- Освоение технологии, применяемые при бисероплетении
- Практические занятия по изготовлению изделий в технике «низания» и параллельного плетения.
4.Экспериментальный
- Провести эксперимент по созданию бисера из подручных средств.
5.Завершающий этап
- Создание коллекции изделий, выполненной в технике бисероплетения.
Оценивание работ:
Соблюдение условий конкурса | Качество выполнения работы | Сложность работы | Оригинальность
дизайна |
Соблюдение
правил техники безоасности |
10 б | 10б | 10б | 10б | 5б |
- Секция «Творчество из бумаги»
Требования: различные технологии по работе с бумагой.
Цель: формирование у младших школьников умения создавать при помощи конструирования из бумаги образы, выразительные по форме и содержанию; развивать наблюдательность и эстетическое восприятие, воображение, самостоятельность в выборе темы и отборе способов изображения.
Задачи:
- Развивать у детей умение конструировать разные предметы по представлению; изображающие характерные особенности их формы, пропорций, строения, динамики, фактуры.
- Развивать у учащихся способность анализировать форму предмета, устанавливать связь между геометрической формой и способом конструирования.
- Развивать умение конструировать предметы по замыслу самостоятельно, отбирать выразительные средства и способы для их изображения, развивать творческую активность, фантазию, память, наблюдательность ребенка.
Оборудование: цветная бумага, картон, циркуль, простой карандаш, линейка, клей
Критерии оценивания: (по техкарте)
Эстетическая оценка, оригинальность | Качество изделия | Практическая значимость изделия | Четкость, ясность, логичность изложения | Ответы на вопросы |
Технологическая карта включает:
Ф.И.учащегося | |
Класс | |
Школа | |
Название работы | |
Материалы | |
Инструменты | |
Ход работы | |
- Секция «Скульптурное художество»
Цель: формирование у младших школьников умения создавать при помощи лепки образы, выразительные по форме и содержанию; развивать наблюдательность и эстетическое восприятие, воображение, самостоятельность в выборе темы и отборе способов изображения.
Задачи:
- Развивать у детей умение лепить разные предметы по представлению; изображающие характерные особенности их формы, пропорций, строения, динамики, фактуры.
- Развивать у учащихся способность анализировать форму предмета, устанавливать связь между пластической формой и способом лепки.
- Развивать умение лепить предметы по замыслу самостоятельно, отбирать выразительные средства и способы для их изображения, развивать творческую активность, фантазию, память, наблюдательность ребенка.
Критерии оценивания: (по техкарте)
Эстетическая оценка, оригинальность | Качество изделия | Практическая значимость изделия | Четкость, ясность, логичность изложения | Ответы на вопросы |
Технологическая карта включает:
Ф.И.учащегося | |
Класс | |
Школа | |
Название работы | |
Материалы | |
Инструменты | |
Ход работы | |
VII. Секция «Золотая нить»
Требования:
Шитые и вязаные вещи
Цель: Раннее приобщение детей к трудовой деятельности, воспитание творческой активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству.
Задачи:
совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
Развивать воображение, представление, глазомер, эстетический вкус, чувство меры;
Критерии оценивания : (по технологической карте)
Эстетическая оценка,
оригинальность |
Качество
изделия |
Практическая значимость
изделия |
Четкость,ясность, логичность
изложения |
Ответы на вопросы |
Технологическая карта включает:
Ф.И. учащегося | |
Класс | |
Школа | |
Название работы | |
Материалы | |
Инструменты | |
Ход работы |
Анализ экспериментального периода и способы их коррекции.
Нормативно-правовое направление | |
Анализ | Способы коррекции |
Составление плана-подготовки | Рассмотрение обновленной нормативно-правовой базы площадки органами управления и администр.школы |
Организационно – управленческое направление | |
Анализ кадрового состава ОУ на соответствие требованиям по организации внеурочной деятельности творческого направления
|
Обмен опытом по использованию приемов и методов по организации практической деятельности в условиях смотра(конкурса) |
Обсуждение вопросов деятельности Площадки на заседаниях МО. | 1.Формирование плана повышения квалификации педагогов
2. Создание рабочих групп по направлениям Площадки 3. Обмен опытом по использованию основных приемов системно-деятельностного подхода в обучении |
Формирование плана повышения квалификации педагогов ОУ | |
Методическое направление | |
Публикация проектных, творческих разработок учащихся, выполненных под руководством учителей
Участие в конкурсе инновационных продуктов через интернет. |
Использованная литература:
1.А.И. Савенков“Маленький исследователь: как научить младшего школьника приобретать знания, Ярославль “Академия развития”, 2002
- Методическое пособие “Готовимся к интеллектуальным конкурсам” Москва, “Планета”2017
- Козлова Г. Н. Клубные формирования. Виды, содержание деятельности.
- Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами: Кн. Для педагогов дошк. Учреждений, учителей нач. кл., родителей / под науч. ред. Комаровой Т.С. М.: Пед. Общество России, 2012. 147с.
- Мелик-Пашаев А., Новлянская 3. Ступени творчества. М., 1987. 194 с.
Приложение:
- Положение о проведении Площадки творческих идей
- Инструктаж техники безопасности
- Программа по секциям
- Программы внеурочной деятельности.
- Материалы награждения.