Роль наглядности в обучении младших школьников на уроках литературного чтения в школе слабовидящих детей

Корякина Изольда Иннокентьевна, учитель начальных классов, ГКОУ РС(Я) "Республиканская С(К)ОШ-И", Республика Саха (Якутия), город Якутск

Роль наглядности в обучении младших школьников на уроках литературного чтения в школе слабовидящих детей

 

Корякина Изольда Иннокентьевна,
учитель начальных классов,
ГКОУ РС(Я) “Республиканская С(К)ОШ-И”,
Республика Саха (Якутия), город Якутск

 

В настоящее время произошли серьезные изменения в сфере образования. Федеральный государственный образовательный стандарт с его последними изменениями не только повлекли за собой пересмотр давно сложившейся системы образования, но и позволили педагогам по-новому выстраивать школьное образовательное пространство.

Педагогам необходимо быть адаптированными к новым условиям системы образования, чтобы ученики могли получить качественное образование и развиваться наравне с другими учащимися, для этого создать условия обучения и воспитания, которые способствуют развитию ученика и обеспечивают ему спокойствие, исключая возможность возникновения различных неудобств.

Для учеников с нарушениями зрения, следует учитывать их индивидуальные потребности и особенности. Важно создать атмосферу, где каждый ребенок будет чувствовать себя комфортно и уверенно, чтобы максимально раскрыть свой потенциал. Следует отметить, что уровень этих факторов напрямую связан с тяжестью зрительного дефекта.

В образовательном процессе школ-интернатов, где обучаются дети с проблемами зрения, применяются методы обучения, разработанные А. Г. Литваком.

В данной работе с младшими школьниками, используя практический метод для того чтобы избежать формализма при усвоении знаний, необходимо обучение, которое учитывает недостаток чувственного опыта.

Особое внимание уделяю, наглядным методам обучения детей с нарушениями зрения, которые включают в себя изучение различных предметов, таких как письмо, математика, литературное чтение и другие. Эти подходы помогают расширить сенсорный опыт, развивают наблюдательность и способствуют формированию образов памяти.

В ходе уроков литературного чтения применяются различные методики. Словесные методы с использованием наглядности: разговор, повествование, изучение учебных пособий с использованием иллюстраций. Отсутствие опыта у детей может существенно затруднить развитие их мыслительных способностей. У школьников с нарушением зрения память обычно менее продуктивна, чем у детей с нормальным зрением. Методы, основанные на репродуктивной иллюстрации для объяснения информации, также эффективны для стимулирования когнитивных способностей у детей, чтобы помочь им в развитии умственных процессов. При подготовке к урокам используется разнообразные наглядные материалы, включая дополнительную литературу, тесты и творческие задания. Школьники активно участвуют в создании дополнительного материала и иллюстраций к урокам.

Для меня, как преподавателя, одной из моих основных задач является обучение и воспитание учеников с развитой и ответственной личностью, индивидуумов, обладающих способностью к самостоятельному анализу информации и креативному использованию её в повседневных обстоятельствах, проявляющих инициативу и оригинальность мышления.

Для достижения этой цели я использую различные виды творческих заданий на уроках литературного чтения.

Работа с иллюстрацией к тексту.

Перед тем, как приступить к чтению любой книги, я использую метод “прогнозирования”, что означает, что ученикам предлагается сначала ознакомиться с заглавием, изучить иллюстрации, обратить внимание на жанр, структуру произведения и ключевые слова. Убедительно рекомендую уделить внимание автору данного текста и предположить, о чем может быть его произведение. Основная цель взрослого – вдохновить ребенка на чтение книги, вызвать у него интерес и желание.

При чтении этого литературного произведения дети рассматривают иллюстрации неоднократно, анализируются совпадения и расхождения между изображениями и текстом, дается толкование выбора определенных сцен для иллюстраций художником, высказываются догадки относительно того, каким образом должна выглядеть иллюстрация.

Когда обсуждаю текст, я всегда спрашиваю: “Что именно тебя заинтересовало, и какой момент заставил тебя задуматься?”. Я предлагаю визуализировать любимый эпизод и подписать его цитатой.

Этот прием работы называю: «Читаем и иллюстрируем»

Необходимым требованием является включение цитаты. Ребенку необходимо внимательно размышлять о содержании текста, своем рисунке и подписи к нему. Требуется организация защиты работ. Дети рассказывают о сюжете, который они изобразили, обосновывают свой выбор и приводят цитату. Сверстники высказывают свое мнение о проделанной работе: соответствует ли изображение заданному тексту, была ли правильно подобрана цитата.

Центр дистанционных мероприятий “Пора роста” – это цифровая образовательная экосистема, с большим набором сервисов для учителей, учеников и их родителей.