Скачать статью в формате .word
Гармоничное формирование личности ребенка невозможно без раскрытия и развития его творческих способностей. Именно поэтому в дошкольных образовательных учреждениях особое внимание уделяется театрализованной деятельности, которая помогает увидеть креативный потенциал каждого малыша, а также способствует доступному усвоению знаний, умений и навыков, определенных программой, с гораздо большой продуктивностью.
Дошкольный возраст – возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно показана и рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию маленького человека. Большое значение для развития речи имеет жизненная обстановка, в которой воспитывается ребенок Театр – благодатный и ничем незаменимый источник воспитания ребенка, это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем.
Театр также используются в интересах развития речи детей. Его эмоциональное воздействие стимулирует усвоение языка, вызывает желание делиться впечатлениями. Подражательность, легкая внушаемость и самовнушаемость характеризует основные особенности нервно – психической организации детей.
Актуальность. Современность диктует свои условия в развитии детей, в век информатизации и компьютеризации забываются классические методы в воспитании детей. Недостаточное внимание к театру как средству воспитания детей, поверхностные знания детей о театре, его видах свидетельствуют о том, что мир театра несправедливо забыт. С помощью театрализованной деятельности в детском саду есть возможность познакомить ребенка с многообразием окружающего мира через сценические образы.
Развитие «актерского мастерства» дошколят через многочисленные образы, звуки, краски помогает не только сформировать творческую личность, но и накопить опыт разных переживаний, развить речь ребенка, обогатить словарь. От выступления к выступлению, в процессе театрализованных игр, слушанья, просмотра спектаклей жизнь детей в дошкольном учреждении наполняется новым содержанием, яркими впечатлениями, положительными эмоциями от творческой деятельности.
Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.
Среди творческих игр особенной любовью детей пользуются игры в “театр”, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления.
Театрализованная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального, художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству
Цель: создание благоприятных условий и формирования гармоничной личности детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Задачи:
– Совершенствовать и обогащать предметно – пространственную развивающую среду, для организации театрализованной деятельности и развития речи детей
-Расширить знания детей о современном театральном искусстве, закрепить основы норм поведения в театре.
– Развивать у детей диалогическую речь, использование навыков театрального искусства (мимика, пантомимика, жесты, голос), эмоциональность и выразительность в речевых высказываниях
– Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами, воспитывать эмоционально-положительное отношение к сверстникам, уверенность в себе
Театральные игры рассчитаны на активное участие ребёнка. В основу реализации театрально-игровой методики положен индивидуальный подход, уважение к личности ребёнка, вера в его способности и возможности. Занятия могут быть построены по самым разным сценариям в зависимости от таких факторов, как время занятий, погодные условия, психическое состояние и настроение детей. Успешность и результативность театральных занятий также зависят от сотрудничества педагога с музыкальным руководителем, поскольку без развития музыкальных способностей, без умения ритмично и выразительно двигаться, без определённых вокальных навыков добиться значительных результатов в театральном творчестве невозможно.
Основные требования к организации театрализованной деятельности:
- содержательность и разнообразие тематики;
- постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации воспитательно-образовательного процесса;
- максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр;
- сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.
Элементы педагогических технологий:
- здоровьесберегающие;
- личностно-ориентированное взаимодействие педагога и детей;
- игровые технологии;
- интегрированное обучение;
- взаимодействие с семьёй;
- творческой технологии – ТРИЗ;
- групповые;
- проблемное обучение.
Непременным условием развития театрализованной деятельности, а также развития собственно творческих способностей детей и взрослых является социокультурная среда, в которой она разворачивается.
Важным элементами среды могут стать организация и создание условий для театрализованной деятельности, при непосредственном участии семьи:
– Центр «ряжения», театральные уголки, созданные в групповой комнате и в условиях дома, с коллекцией театров разных видов (пальчиковый, настольный, кукольный, теневой, фланелеграф и др.;
– театральная библиотека с фондом соответствующей литературы, в том числе иллюстрированных альбомов, книжек-театров и т.д.
-передвижные выставки детских работ, фотоматериалов о прошедших театральных постановках; выставки семейных театральных газет, посвященных Дню театра;
– театральная комната – «Комната сказок», которая представляет собой помещение, оборудованное всем необходимым для театральной деятельности детей и взрослых (мини-сцена с занавесом, ширма для кукольных представлений, наборы различных кукол (перчаточные, большие, напольные), для театра ложек, декорации к спектаклям и т. д.)
– театральный зал (сцена, авансцена, подиум, занавес), освещение (люстры, бра, подсвечники, лампы), музыкальный центр с караоке, медеапроектор;
– костюмерная с театральными костюмами, необходимыми для спектаклей, атрибутами, бижутерией, большими зеркалами и т. д.; гримерная, в которой находятся большие зеркала, сценический грим, парики, веера и т. д.;
– фонд театральных кукол, в том числе и из бросового, нетрадиционного материала, театральных костюмов (детских и взрослых);
-хранилище декораций, атрибутов, ширм для настольного, теневого театров
Условно делим театрализованную деятельность на пять разделов:
- Театральная игра.
Общеразвивающие игры, включённые в театральный тренинг, не только готовят ребёнка к художественной деятельности, но и способствуют более быстрой и лёгкой адаптации детей к готовности к школе в будущем. Проводя коллективные развивающие игры, необходимо создавать весёлую и непринуждённую атмосферу, подбадривать зажатых и скованных детей, не акцентировать внимание на промахах и ошибках. Почти во всех играх детей желательно делить на исполнителей и зрителей, чтобы дать детям возможность оценить действия других и сравнивать их со своими собственными. Роль ведущего во многих играх может выполняться ребёнком.
- Ритмопластика.
Ритмопластические упражнения и игры развивают гибкость, умение владеть свои телом и представляют собой задания, несущие «художественно-смысловой образ», затрагивающий эмоциональный мир ребёнка.
Занятия ритмопластикой предполагают решение следующих задач:
– развитие двигательных способностей детей (ловкости, подвижности, гибкости, выносливости)
– развитие пластической выразительности (ритмичности, музыкальности, быстроты реакции, координации движений)
– развития воображения (способность к пластической импровизации).
- Культура и техника речи.
Работая над раскрепощением ребёнка, невозможно без специальных игр и упражнений, развивающих дыхание, формирующих чёткую дикцию и подвижность голоса. Чтобы голос звучал свободно, необходима тренировка мышц всего речевого аппарата (упражнения для развития мышц губ, челюсти и языка). Для достижения этого полезны упражнения по типу «стона»-«Больной зуб», «Капризуля», «Колыбельная» и т.д.Большое внимание уделяется работе над дикцией, диапазоном звучания, силой голоса, темпом речи и т. п. Все эти компоненты речи прекрасно тренируются на скороговорках и стихотворениях.
Для тренировки диапазона звучания предлагается игра «Самолёт». «Чудо-лесенка». Дети должны понять, что голос похож на музыкальный инструмент и может звучать то низко, то высоко, то постепенно повышаться, то понижаться. Можно предложить детям с разной силой голоса читать стихотворения от имени разных сказочных героев.
Для того чтобы добиться результатов в художественном воспитании дошкольников, необходимо опираться на эмоциональный мир ребёнка, на его познавательный интерес. В связи с этим велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях. Стихотворный текст, как ритмически организованная речь, активизирует весь организм ребёнка, способствует развитию его голосового аппарата. Образные, интересные детям стихи, находят эмоциональный отклик в душе ребёнка, делают увлекательными различные игры и задания. Особенно полезно, использовать на занятиях диалогические стихи, которые очень нравятся детям. Кроме всего, разучивание стихов развивает память и интеллект…
- Основы театральной культуры.
На театральных занятиях и репетициях педагог расширяет и систематизирует знания детей о театре, о культуре поведения в театре, в соответствии с их возрастом. На практике дети познают, что театральное искусство коллективное, т.к. создаётся усилиями всех участников, в присутствии и присутствии поддержке зрителей. Эта особенность театра может быть понята детьми только при условии неоднократного повторения спектакля в присутствии разных зрителей. Говоря об устройстве зрительного зала, можно предложить построить из стульчиков партер, обозначить ярусы балконов…
Что такое мир кулис, дети должны почувствовать на практике, походить по сцене, постоять за кулисами. Знания о культуре поведения в театре желательно рассматривать в практической деятельности, используя театральные игры: «Покупка театрального билета», «Сегодня мы идём в театр».
- Работа над спектаклем.
Создание спектакля с детьми – очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и зажатость. В ходе подготовки мы стараемся соблюдать несколько основных правил:
– не перегружать детей;
– не навязывать своего мнения;
– не позволять одним детям вмешиваться в действие других;
– предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных.
При соблюдении основных условий дети будут ждать каждой репетиции с нетерпением, работать с желанием и радостью. Первая встреча детей со сказкой или инсценировкой должна быть эмоционально насыщенна, чтобы пробудить интерес к предстоящей работе. Мир сказки с его чудесами и тайнами, приключениями и превращениями очень близок ребёнку дошкольного возраста. Сказки пробуждают в детях умение сострадать, желание понять другого человека, чувство справедливости, стремление делать добро бороться со злом. Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, но в то же время обогащать их жизненный опыт, пробуждать интерес к новым знаниям, расширять творческие возможности.
Исходя из опыта работы, можно выделить десять основных этапов работы с дошкольниками над спектаклем:
– Выбор сказки или инсценировки и обсуждение его с детьми.
– Деление сказки на эпизоды и пересказ с детьми.
– Работа над отдельными эпизодами с импровизированным текстом.
– Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание вместе с детьми эскизов декораций и костюмов.
– Переход к тексту: работа над эпизодами. Уточнение обстоятельств и мотивов отдельных персонажей.
– Работа над выразительностью речи.
-Репетиции отдельных картин с деталями декораций и реквизита, с музыкальным оформлением.
– Репетиция всей сказки целиком с элементами костюмов, реквизита и декораций.
– Премьера. Обсуждение с со зрителями и детьми.
– Повторные показы сказки. Подготовка выставки рисунков детей по сказке, стенда или альбома с фотографиями.
Если дети понимают, что они должны делать на сцене, но пытаются действовать каждый раз по-разному, то это уже элемент творческой импровизации. Кроме того, сказку можно играть в разных составах. Одна и та же роль в исполнении разных детей совершенно меняется, приобретая новые краски и звучание. Каждый вкладывает в неё свой маленький опыт, свои эмоции и ощущения. И здесь задача педагога – раскрыть индивидуальность ребёнка, научить его искать свои выразительные средства, а не подражать другим исполнителям.
Таким образом, театр – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Он воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой. Театр формирует у детей целеустремленность, собранность, взаимовыручку, взаимозаменяемость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это – конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Заключение. Исходя из этого отметим, что театр может сыграть большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на зрителей. Жизнь дошкольников в детском саду обогатится за счет интеграции игры в разные виды искусства, которые находят свой воплощение в театрально-игровой деятельности.
Театр учит нас видеть прекрасное в жизни и людях, заставляет сердце биться сильнее, стремиться к прекрасному и доброму. Детский спектакль – кульминация проделанной детьми, педагогами и родителями работы, это, вероятно, одна из самых замечательных возможностей остановить прекрасные мгновения жизни. Причем уловить счастливые моменты радости могут все: родители, наблюдающие за игрой своих детей на сцене, педагоги, знающие цену труда и сценического успеха, и воспитанники, игра которых помогает созидать большие личности маленьких исполнителей.
Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей. С помощью театрализованных игр можно решать практически все задачи программы развития речи. Коммуникативные навыки, приобретенные в театрализованных играх, пригодятся детям и в повседневной жизни. Театрализованная деятельность нужна, чтобы сделать жизнь детей полной и счастливой.
Список использованной литературы:
- 1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2005.
- Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Лепта-Книга, 2007.
- Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. – Ярославль: Академия развития, 2001.
- Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2001.