Развиваем интеллект детей через игры-головоломки

Автор материала

Развиваем интеллект детей через игры-головоломки

Никифорова Любовь Ивановна,

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Кэскил»,

Республика Саха (Якутия), Амгинский р-н, с. Алтанцы

В интеллектуальной игре идет активный и осмысленный поиск, в которую ребенок охотно и добровольно включается в новый опыт, приобретенный в ней. Игры – головоломки учат действовать, мыслить, развивает их математические способности, дает возможность целенаправленно развивать умственные способности ребенка, логику мысли, рассуждений и действий, гибкость мыслительного процесса, смекалки и сообразительности.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктует, чтобы ребенок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума.

Интеллектуальное развитие выступает качестве важного направления развития ребенка в дошкольный период детства, когда закладываются основы личности.

Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию дошкольника

    Интеллектуальное развитие дошкольников – многогранный процесс, связанный с развитием всех сторон личности ребенка, оно является важнейшей составной частью общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Осуществляется в результате воздействия на ребенка обстоятельств жизни и среды.

    Ведущая роль в интеллектуальном развитии принадлежит систематическому интеллектуальному воспитанию.

    Интеллектуальное воспитание – это систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие на подрастающего человека с целью развития ума.

    Интеллектуальное развитие, в зависимости от возраста имеет несколько стадий.

 В конце первого в начале второго года жизни, пока ребенок не овладел активной речью, ему присущи наглядно – действенное мышление. В этом возрасте он наглядно и активно знакомится с окружающей действительностью с помощью тактильного изучения предметов. Главными людьми, которые помогут ребенку ознакомиться с предметами и способами их использования, становятся родители. Именно эти навыки становятся первыми знаниями ребенка на пути последующего познания окружающего мира.

    У дошкольника в возрасте 4–6  лет просыпается наглядно – образное мышление. То есть, дошкольники мыслят наглядными образами и при этом еще не знакомы с конкретными понятиями. Таким образом, интеллектуальное развитие ребенка делится на несколько периодов и каждый предыдущий создает фундамент для последующего.

     Главное условие интеллектуального развития ребенка – хорошая атмосфера в семье. Любящие родители, которые всегда отреагируют на просьбу ребенка, помогут дружеским советом и делом, создают благоприятную почву для развития. Спокойный, уверенный в своей значимости в этом мире ребенок будет с большим интересом изучать все, что его окружает, а значит и гармонично развиваться.

    Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем на сегодняшний день. Современные дети живут и развиваются в эпоху компьютерных и информационных технологий, и их интеллектуальное развитие не может сводиться только к обучению конкретным умениям: чтению, вычислениям, письму, для успешной учебы им необходимо иметь развитое логическое мышление, устойчивое произвольное внимание, хорошо тренированную смысловую память. Основу этих сложных психических функций можно начинать формировать в старшем дошкольном возрасте. Развитие дошкольника можно осуществить только в естественном, самом привлекательном для него виде деятельности – игре.

     Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он «учиться», хотя при этом сталкивается с учебными трудностями и преодолевает их. Педагогу лишь остается использовать эту естественную потребность для вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности.

Между тремя и шестью годами жизни дидактическое значение имеют головоломки, мозаика. Использование развивающих игр и головоломок в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность, перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной вначале совместно с педагогом, а потом и самостоятельно.

Основными задачами умственного воспитания дошкольников являются:

  • формирование правильных представлений об окружающем, о простейших явлениях природы и общественной жизни;
  • развитие познавательных психических процессов – ощущений, восприятий, памяти, воображения, мышления, речи;
  • Развитие любознательности и умственных способностей;
  • Развитие интеллектуальных умений и навыков;
  • Формирование простейших способов умственной деятельности.

   Важнейшими задачами умственного воспитания в дошкольном возрасте являются:

*  сенсорное воспитание (развитие)

* развитие мыслительной деятельности (овладение мыслительными операциями, познавательными процессами и способностями);

* становление речи

* воспитание любознательности, познавательных интересов.

* формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни как условие умственного роста.

В возрасте до 5 лет у детей активно развиваются органы слуха и зрения. Это идеальное время для «закладки» у ребят способностей к логическому мышлению. Для того чтобы достичь, необходимо играть развивающие игры, собирать конструкторы и решать логические задачи.

Итак, интеллектуальное развитие является одним из важнейших направлений развития детей в возрасте 5–7  лет. Эффективным средством такого развития являются логические игры и головоломки.              Обучение дошкольников развивающим играм и головоломкам стало хорошим примером того, как стремление к получению радости от игры постепенно переходит в радость учения.

Процесс интеллектуального развития дошкольников должны контролировать также и родители ребенка. Ведь только в семье ребенок получает родительское одобрение, поддержку и заботу.

Интеллектуальные игры играют большую роль в развитии математических способностей и в развитии интеллекта детей. В интеллектуальной игре идет активный и осмысленный поиск, в которую ребенок охотно и добровольно включается в новый опыт, приобретенный в ней. Эти игры учат действовать, мыслить, что раскрепощает воображение детей, развивает их математические способности.

Для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста в своей работе я использую самые разнообразные игры – головоломки. Особенно детям интересны игры – головоломки на воссоздание из геометрических фигур образных изображений, которые позволяют совершенствовать зрительное восприятие, и анализ, зрительную память. Дети могут долго, не отвлекаясь, упражняться в преобразовании фигур по заданному образцу или по собственному замыслу.

Смекалки, головоломки, занимательные игры вызывают у детей большой интерес, дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость. Развиваются конструктивные умения. В ходе решения задач на смекалку, игр – головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для его развития: социально-коммуникативные, художественно-эстетические, конструктивные качества.

Любая математическая задача на смекалку несет себе определенную умственную нагрузку, которая замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д.

Умственная задача: составить фигуру, видоизменить, найти пути решения, отгадать число – реализуется средствами игры, в игровых действиях.

Начиная развивать ребенка посредствам игр, мы хотим, чтобы ребенок не просто играл, а научился размышлять, находить не стандартное решение предлагаемых заданий. Чтобы действительно научиться решать любые интеллектуальные задачи, ребенку необходимо понять, а не заучить, о чем идет речь.

В своей работе по интеллектуальному развитию детей я использую игры:

Математические логические игры, задачи, упражнения.

        Игра «Головоломка с палочками»

Игра для детей старшего дошкольного возраста. Игра развивает логическое мышление. Игры со счетными палочками на построение простых фигур на построение сложных фигур на преобразование фигур (головоломки – добавь, убери палочки) 

Игры — головоломки, такие как: «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо».

Игры – головоломки способствуют успешной подготовке детей к школе.

Наборы фигур представляют собой части разрезанной определенным образом фигуры квадрата, прямоугольника, круга или овала. В основе игр лежат развивающие занимательные задания. Это дает возможность целенаправленно развивать умственные способности ребенка, логику мысли, рассуждений и действий, гибкость мыслительного процесса, смекалки и сообразительности.

Танграм – она из первых древних игр головоломок. Родина возникновения – Китай, возраст более 4000 лет. Головоломка представляет собой квадрат, разрезанный на 7 частей: 2 больших треугольника, один средний, 2 маленьких треугольника квадрат и параллелограмм. Суть игры – собирать всевозможные фигурки из данных элементов по принципу мозаики. Всего насчитывает более 7000 различных комбинаций. Самые распространенные из них — фигуры животных и человека. Игра способствует развитию образного мышления воображения комбинаторных способностей, а также умения визуально делить целое на части. Успешность освоения игры в дошкольном возрасте зависит от уровня сенсорного развития детей.

Головоломка Пифагора – это квадрат, разделенный на семь частей – 2 квадрата, 4треугольника и параллелограмм. Изобразительные возможности игры достаточно велики – можно создавать силуэты различной степени сложности и сложные геометрические фигуры напоминающие предметы быта, животных, птиц и т.д. игра используется для развития мыслительной деятельности, пространственного представления, воображения, смекалки и сообразительности.

Колумбово яйцо. Суть игры конструирование на плоскости различных силуэтов напоминающих фигурки животных, людей всевозможных предметов быта транспорт. А также буквы цифры цветы и прочее. Такая игра развивает пространственное воображение, сообразительность смекалку усидчивость и мелкую моторику.  Колумбово яйцо представляет собой овал, который необходимо разрезать на 10 частей. В результате получатся треугольники, трапеции с ровными и округлыми сторонами. Именно из этих частей необходимо сложить силуэт предмета животного человека и т. п.

Развивает сенсорные способности у детей, пространственных представлений, образного и логического мышления, смекалки и сообразительности.

Монгольская игра. Головоломка представляет собой квадрат, разделенный на части по принципу «каждый раз пополам» т.е. на 11 частей: 2 квадрата один большой прямоугольник 4 маленьких прямоугольников можно сделать 1 квадрат. Дети должны уметь составлять новые геометрические фигуры из имеющихся и представлять какая фигура получиться в результате присоединения трансфигурации. После этого детям можно показать образцы фигур-силуэтов. Игра развивает восприятие формы способность выделять фигуру из фона способность к выделению основных признаков объекта, глазомер воображение.

Головоломки или геометрические конструкторы являются эффективным средством развития умственных и творческих способностей детей. Они развивают пространственное воображение, сообразительность, смекалку, находчивость, а также сенсорные способности.

В результате игры получается плоскостное силуэтное изображение. Оно условно, схематично, но образ легко угадывается по основным характерным признакам предмета, его строению, пропорциональному соотношению частей и форме. Суть игр заключается в конструировании на плоскости разнообразных предметных силуэтов.

Каждая игра имеет свой комплект элементов, из которых можно сложить только определенные плоскостные силуэты. Игры позволяют создавать абстрактные изображения разнообразной конфигурации, узоры, геометрические фигуры. Для каждой игры разработаны различные схемы изображений. В качестве образцов используются изображения реальных предметов, силуэтное изображение которых можно воссоздать из набора геометрических фигур той или иной формы.

 

Чем полезна игра ребенку?

Головоломки направлены на развитие логического, пространственного и конструктивного мышления, сообразительности. В результате этих игровых упражнений и заданий, ребенок научится анализировать простые изображения, выделять в них геометрические фигуры, визуально разбивать целый объект на части и наоборот составлять из элементов заданную модель.

С чего начать игру?

  1. 1. Для начала можно предложить ребенку составить изображения из двух-трех элементов, например, из треугольников составить квадрат, трапецию, посчитать все детали, сравнить их по размеру, найти среди них треугольники. Возьмите любой набор и попробуйте составить квадрат, трапецию. Потом можно просто прикладывать детали друг к другу и смотреть, что получиться: грибок, домик, елочка, бантик, конфетка и т.д.
  2. Немного позже можно переходить к упражнениям по складыванию фигурок по заданному примеру. В этих заданиях нужно использовать все 7 элементов головоломки. Начать лучше с составления зайца – это самая простая фигура.
  3. Более сложной и интересной для ребят задачей является воссоздание изображений по образцам – контурам. Это упражнение требует зрительного членения формы на составные части, т. е. на геометрические фигуры. Такие задания можно предлагать ребятам с 5-6 лет.
  4. 4. Тут уже дети могут собирать изображения по своим замыслам. Картинка сначала задумывается мысленно, затем собираются составные отдельные части, после этого создается вся картинка.

 

Развивая интеллект малыша, мы растим маленького гения. Возможно, что уже после нескольких занятий он порадует нас своими маленькими, но необычайными изобретениями и новыми открытиями!

 

Литература:

  1. Интеллектуальное развитие и воспитании дошкольников: Учебн пособие для студ. Высш. Уче. Заведений / Л.Г. Нисканен, О.А.Шаграева, Е.В. Родина и др., под ред. Л.Г.Нисканен – М.: «Академия», 2002.-208 с.
  2. Лейтес Н.С. Умственные способности – М. 1977. – 240 с.
  3. Немов Р.С. Психология: учебн для студ. высш. пед.учебн заведений: М.Владос, 2001. – 608 стр.
  4. Умственное развитие в дошкольном возрасте
  5. З.А.Михайлова Игровые задачи для дошкольников СПб.: «Детство – Пресс» 2001 – 128 с.

17.11.2025

Филиппова Марина Константиновна

17.11.2025

Федорова Наталья Сергеевна

Текущие мероприятия