Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством ознакомления с родным краем

Николаева Зоя Васильевна, воспитатель, МБДОУ Центр развития ребенка-Детский сад "Радуга", Республика Саха (Якутия), Амгинский улус, с. Амга

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем

 

Николаева Зоя Васильевна,
воспитатель,
МБДОУ Центр развития ребенка-Детский сад “Радуга”,
Республика Саха (Якутия), Амгинский улус, с. Амга

 

 Актуальность: современные реалии дошкольного образования ставят перед педагогами ДОО задачи по развитию активных, любознательных воспитанников, умеющих высказывать свое мнение, отстаивать точку зрения. И в то же время нравственно воспитанных, патриотичных, уважающих традиции своего народа.

Ознакомление с своеобразием родного края имеет огромное значение не только в нравственно – патриотическом воспитании, но и в познавательно-речевом развитии дошкольников. Знакомясь с малой родиной, ребёнок приобщается к богатствам национальной культуры, учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях.

Проблема ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем является социально значимой задачей ДОО, так как воспитание личности должно начинаться с ранних лет.

Актуальность данной проблемы послужила выбору темы исследования: «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе ознакомление с родным краем».

Объект исследования: познавательная активность детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе ознакомление с родным краем.

Цель исследования: развивать познавательную активность детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем будет более эффективной, если:

– изучить общетеоретические подходы по проблеме исследования;

-использовать в образовательном процессе технологию блочно-модульного проектирования;

– разработать программу по ознакомлению с родным краем;

– вести образовательный процесс во взаимодействии с семьями воспитанников.

Для достижения цели были поставлены задачи исследования:

  1. Изучить теоретико-методологические подходы по проблеме исследования;
  2. Провести анализ состояния работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем;
  3. Разработать проект по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем «Земля моя Амгинская».

Методы исследования:

– теоретический анализ психологической, педагогической литературы;

– анкетирование родителей (законных представителей);

– педагогическая диагностика;

– наблюдение;

-педагогический эксперимент.

Методологической основой явились следующие исследования:

– по познавательному развитию: Б. Г. Ананьева, Д. Б. Богоявленской, Л.И. Божович, Н.Е Веракса, В. В Давыдова, В. П. Лозовой, А. К. Маркова, Л.Н. Павловой и других;

по ознакомлению детей с родным краем: Е.И. Водовозовой, С.А. Козловой, С.Н. Николаевой, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, И.Ф. Харламова и других;

– по проектной технологии: Дж. Дьюи, У.Х. Килпатрика, Л.М. Иляевой, Б.В.Игнатьева, П.С. Лернера, В.Е Родионовой, И.С. Сергеева, В.Д. Симоненко, С.Т. Шацкого и других.

Теоретическая новизна исследования: научное обоснование использования в образовательном процессе технологии блочно-модульного проектирования, направленной на развитие познавательной активности в процессе ознакомление детей дошкольного возраста с родным краем.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная программа может быть использована педагогами дошкольных образовательных организаций.

Выявленная проблема по развитию познавательной активности дошкольников в процессе ознакомления с родным краем побудила к поиску интересных для воспитанников технологий и методов. По мнению современных педагогов, проектная деятельность поддерживает детскую познавательную инициативу, помогает связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, увлекает и заинтересовывает. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу.

Изучив методическую литературу по проблеме исследования был разработан проект «Земля моя Амгинская» по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем посредством проектной технологии».

Цель проекта: развивать познавательные способности детей дошкольного возраста через ознакомление с родным краем.

Задачи проекта:

  1. Формировать познавательную активность у дошкольников, обогащать представления и знания о родном крае.
  2. Развивать связную речь, обогащать и активизировать словарный запас.
  3. Знакомить детей с проектной технологией.
  4. Воспитывать чувство любви, гордости и уважения к родному краю.
  5. Создавать условия для полноценного участия родителей в образовательном процессе, положительного взаимодействия семей воспитанников и ДОО.

Вид проекта: познавательно- исследовательский. Тип проекта: долгосрочный (4 года).

Участники проекта: воспитатели, воспитанники и семьи воспитанников группы «Светлячки».

Планируемый результат:

Воспитанники: сформирована познавательная активность, имеют представления и знания о родном крае.  В соответствии с возрастом развита связная речь и словарный запас. Используют в образовательной деятельности проектную технологию. Проявляют чувство любви, гордости и уважения к родному краю.

Родители: Активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению с взрослыми и сверстниками, через совместную проектную деятельность.

Воспитатели: владеют проектной технологией, внедряют блочно-модульное проектирование в образовательный процесс, тесно взаимодействуют с родителями воспитанников.

Этапы работы проекта:

1 этап: подготовительный. Изучение теоретических вопросов по теме. Проведение анкетирования родителей воспитанников. Беседа с детьми. Разработка форм работы с детьми, родителями. Разработка перспективных планов, сценариев мероприятий и подбор диагностического материала по теме.

2 этап: практический. Работа проекта «Земля моя Амгинская» по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем посредством проектной технологии»:

– создание развивающей среды в группе,

– разработка индивидуальных и коллективных проектов, изготовление практического материала (дидактических игр, макетов); сбор и оформление наглядного материала; установление взаимосвязи с учреждениями села, посещение учреждений культуры и спорта села Амга (библиотеки, музей, спорткомплекс, ДШИ, ДДТ) совместные прогулки с родителями (законными представителями), проведение тематических выставок, встречи с односельчанами, народными умельцами.

3 этап: заключительный.  Выставки разработанных детских исследовательских проектов, участие в конкурсах. Обобщение и оформление материалов по проекту.

Так же была разработана рабочая программа кружка. Занятия проходили 1 раз в неделю 20-25 минут. Кружок посещали 15 детей (экспериментальная группа).

 В ходе реализации рабочей программы кружка используется технология блочно-модульного проектирования, представляющая большой интерес в образовательном процессе ДОО, так как соответствует принципу работы с дошкольниками «от простого к сложному», «от части к целому». Блочно-модульное проектирование отражает определенную технологию проектирования, в соответствии с которой любая часть системы синтезируется из более мелких фрагментов (блоков и модулей). Были разработаны различные виды проектов: индивидуальные, групповой, коллективные, творческие, исследовательские. Этапы работы над проектом включают в себя: выбор темы, реализацию проекта, презентацию и рефлексию.

Педагогическая диагностика была апробирована и проведена по программе “От рождения до школы” под ред. Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой

Цель диагностической работы – изучение качественных показателей достижений детей, складывающихся в целесообразно организованных образовательных условиях.

 Диагностический материал включает два блока:

1) Диагностика освоения ребенком универсальных видов детской деятельности;

2) Диагностика развития базовых личностных качеств.

Диагностический инструментарий включает в себя вопросы на сформированность целостной картины мира, представлений о предметном и социальном окружении состоящий из 7 разделов.

По результатам педагогической диагностики можно сделать вывод, что у детей экспериментальной группы уровень развития познавательных знаний и умений выше, чем у детей контрольной группы.  Дети экспериментальной группы более уверены при выполнении исследовательских заданий, проектной деятельности, умеют работать в творческих группах, более усидчивы, умеют презентовать свой проект. Наблюдение показало, что совместная деятельность вызывает устойчивый длительный интерес. У детей отмечается обогащение словарного запаса, уровень сформированности грамматической стороны речи высокий и выше среднего, высокие социально-коммуникативные навыки.

Успешная реализация воспитательно-образовательной работы возможна при условии взаимодействия с семьями воспитанников, так родители являются субъектами образовательных отношений. В ходе реализации проекта с родителями воспитанников проводилась систематическая работа по ознакомлению с проектной технологией: анкетирование, консультации, развивающий семинар, освещение вопросов развития дошкольников на родительских собраниях, информирование проводилось через сайт, распространялись памятки, брошюры. Семьи воспитанников активно принимали участие в работе кружка.

Было проведено анкетирование родителей (законных представителей) «Удовлетворенность качеством работы кружка «Земля моя Амгинская». Автор: Николаева З.В.

Цель: выявить мнение родителей (законных представителей) о познавательном развитии ребенка, деятельности кружка «Земля моя Амгинская».

Анализ результатов анкетирования родителей говорит о том, что они в полной мере удовлетворены работой педагога. Отмечают благоприятную атмосферу и положительное взаимоотношение. Считают, что у детей развиты познавательные способности, которые они в дальнейшем планируют целенаправленно развивать. Так же в личных беседах родители отмечают развитие детей в целом, так как они заметно отличаются от других, более общительны, уверены в себе, активны, развиты психические процессы (память, внимание, наблюдательность) и волевая сфера (усидчивость, заинтересованность деятельностью).

В связи с эти можно сделать вывод о том, что проведенная образовательная работа по развитию познавательных способностей детей   является эффективной.

Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, развивается познавательная активность и любознательность, творческое мышление, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Создается «ситуация успеха», в которой каждый ребёнок может проявить себя, почувствовать себя нужным, у ребенка появляется уверенность в своих силах.

Все это соответствует социальному заказу на современном этапе. Проблема познавательного развития детей дошкольного возраста в настоящее время актуальна, а ее решение многогранно и зависит от творческого подхода педагога.

По итогам образовательной работы были сделаны следующие рекомендации:

Решая задачи познавательного развития дошкольников в процессе ознакомления с родным краем, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с следующими принципами:

– “позитивный центризм” (отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста);

– непрерывность и преемственность педагогического процесса;

-дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;

– развивающий характер обучения, основанный на детской активности;

– сочетание видов, форм проектной технологии (чередование исследовательских и творческих проектов, коллективных и индивидуальных);

– вести работу во взаимодействии с семьями воспитанников.

Список использованной литературы:

  1. Веракса, Н.Е., Булычева, А.И. Развитие умственной одаренности в дошкольном возрасте /Н.Е. Веракса, А.И. Булычева, //Вопросы психологии.- 2003.- №6. – С.17-31.
  2. Денисенкова Н.С., Клопотова Е.Е. Особенности познавательной активности детей среднего дошкольного возраста в нормативной ситуации. М.,2004. с.80-89.
  3. Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общение со взрослыми и сверстниками // Вопр. психологии. 1982. № 4. с. 18-35.
  4. Маханёва М. Д. Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 96 с.
  5. Рыбалова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания  / И. Рыбалова // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 6. – С.45- 49.
  6. Скалина, О. В. Теоретические подходы к изучению вопросов развития познавательной сферы детей дошкольного возраста / О.В. Скалина, //Вопросы дошкольной педагогики. -2017. -№2. – С. 51-54.
  7. Соловьева Е. Как организовать познавательную активность детей /Е.Соловьева, //Ребенок в детском саду.- 2005.- №1.- С.19-20.
  8. Штанько, И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста /И.В. Штанько, //Управление дошкольным образовательным учреждением.- 2004.-№4.-С.99-101.
  9. Хабарова, Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании /Т. В. Хабарова.-СПб.: Изд-во Детство-Пресс, 2011.-80 с.

Центр дистанционных мероприятий “Пора роста” – это цифровая образовательная экосистема, с большим набором сервисов для учителей, учеников и их родителей.