Развитие памяти у младших школьников

Развитие памяти у младших школьников

Гуляева Августина Афанасьевна, учитель начальных классов, МБОУ "Столбинская ООШ имени А. И. Новгородова", Республика Саха (Якутия), Верхоянский улус, с. Столбы

Развитие памяти у младших школьников

Гуляева Августина Афанасьевна,
учитель начальных классов,
МБОУ “Столбинская ООШ имени А. И. Новгородова”,
Республика Саха (Якутия), Верхоянский улус, с. Столбы

 

Одной из самых главных этапов развития памяти считается младший школьный возраст. Именно в этот период память под действием образовательного процесса получает наибольшее внимание со стороны педагог.

Проблеме развития памяти в начальной школе освещались учеными таких наук, как педагогика, психология, физиология, методика и т.д. Особое внимание развитие памяти младших школьников получило в работах как зарубежных, так и отечественных исследователей. В ряд ученых, освещавших данную тему, входят К. Бюлер, Л.С. Выготский, П. Жане, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, П. Маклаков, С.Л. Рубинштейн, И.П. Павлов, Г. Эббинсгаузен.

В психологии под памятью подразумевается процесс хранения и воспроизведение информации, полученной из внешней среды. Главной особенностью памяти считается умение воспользоваться всей хранящейся информацией в деятельности человека. Память, как иные физиологические процессы, лежит в основе успешного развития личности.

память младшего школьника является основной психологической составляющей учебной познавательной деятельности. Кроме того, память может рассматриваться как самостоятельная мнемоническая деятельность, специально направленная на запоминание. В школе ученики систематически запоминают большое количество материал, а затем воспроизводят его. Не обладая мнемонической деятельностью, ребенок склонен к механическому запоминанию, что вовсе не является характерной чертой его памяти и вызывает огромные трудности. Этот недостаток устраняется, когда учитель обучает его рациональным приёмам запоминания.

Один из способов улучшить память человека – формирование способности запоминать и воспроизводить. Память развивается путем тренировки и упорного труда, направленного на запоминание, длительное сохранение, полное и точное воспроизведение.

 

Упражнения для развития памяти в начальных классах

  • «Пары слов»

Предложите ребенку запомнить несколько слов. Например «дом-окно», «мальчик-машина», «корова-молоко», «школа-доска», и просите запомнить вторые слова из каждой пары. Затем называете первое слово пары, а ребенок называет второое слово. Задание постепенно усложняете, увеличивая количество слов.

  • “Цветной ряд”– разложите 5-7 разноцветных кубиков перед ребенком. Засеките 30 сек и закройте ряд. Попросите ребенка расставить другие кубики (или нарисовать) по цвету в точно такой же последовательности. Проделывайте так несколько раз с разными комбинациями, пока ребенок не будет каждый раз выставлять правильно. Потом можно увеличивать количество кубиков и сокращать время для запоминания.
  • “Кручу-верчу”– Разложите перед ребенком 15 предметов маленького размера (линейка, карандаш, заколка и т.д.). Дайте ему 30 сек на запоминание, потом он отворачивается, а вы перекладываете 5 предметов в другое место или меняете местами. Когда он снова повернется, дайте ему еще 30 сек. на рассматривание предметов. Накройте предметы полотенцем или салфеткой. Попросите ребенка описать, что изменилось в расположении предметов.
  • Игра. «Пословицы». Поиграем в пословицы, которые ты хорошо знаешь. Я буду говорить вам начало пословицы, а вы должны их продолжить. 1. Ученье свет – неученье тьма, 2. В гостях хорошо – дома лучше. 3. Все за одного – один за всех. 4. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. 5. Старый друг лучше новых двух. 6. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. 7. Каков мастер – такова и работа. 8. Что посеешь – то и пожнешь. 9. Терпенье и труд все перетрут. Задание 2.  Повторите пословицы, а потом только начало пословиц.  Повторите окончание пословиц.
  • Цепочка слов. Учитель называет по три слова, связанных по смыслу: круг, треугольник, квадрат; плюс, минус, равняется; шесть, четыре, дваи т.д. Затем учитель снова называет первое слово, а второе и третье слова называют учащиеся по одному или хором. При анализе подчеркивается, что слова, связанные по смыслу, запоминаются легче.
  • Пять спичек. Для этой игры для развития памяти понадобятся десять спичек и две разные поверхности. Например, обеденный стол в кухне и столешница около плиты. Ребёнок должен взять пять спичек и бросить их на стол случайным образом. Затем запомнить, как легли все спички, отвернуться к другой поверхности и воспроизвести картинку при помощи оставшихся пяти спичек.
  • Повтори и продолжи». Ребенок называет какое-нибудь слово. Следующий участник игры повторяет это слово и добавляет новое. Таким образом, каждый из участников повторяет весь предыдущий ряд, добавляя в конце новое слово. Варианты игры: составление рядов из слов одной обобщающей группы (например: ягоды, фрукты, мебель, посуда и т.д.); из определений к существительному (например: “Арбуз  какой?” Ответы: “Зеленый, полосатый, сладкий, круглый, большой, сочный, тяжелый, спелый, вкусный (и т.д.)”). Более сложным является задание на составление связного рассказа, когда каждый из участников, повторяя предыдущие предложения, добавляет свое.
  • «Цепочка ассоциаций». Необходимо запомнить 30-40 не связанных между собой слов, например: дом, кот, лес, апельсин, шкаф, змея, книга, пожар, крокодил и т.д. Для этого необходимо применить метод искусственных ассоциаций, который издавна использовался носителями феноменальной памяти. “Представьте себе дом, по которому ходит пушистый кот, который выпрыгивает в окно и оказывается в лесу, где на деревьях растут апельсины. Вы срываете апельсин, чистите его, и вдруг в нем оказывается шкаф, в углу которого притаилась змея, и т.п. Скрепив так между собой все слова, вы неожиданно убедитесь, что припоминаете их в, нужном порядке от начало до конца”. Такая тренировка, как легко понять, может быть перенесена затем на запоминание любого учебного материала