Развитие эмоционального интеллекта на уроках изобразительного искусства

Фёдоров Геннадий Петрович, учитель изобразительного искусства и черчения, МБОУ "Мэйикская ООШ", Республика Саха (Якутия), Верхневилюйский улус, с. Сайылык

Развитие эмоционального интеллекта на уроках изобразительного искусства

Фёдоров Геннадий Петрович,
учитель изобразительного искусства и черчения,
МБОУ “Мэйикская ООШ”,
Республика Саха (Якутия), Верхневилюйский улус, с. Сайылык

Есть мнение, что каждый ребёнок от рождения обладает определёнными творческими задатками и способностями, надо только суметь их своевременно выявить и развить.  Мы глубоко убеждены, что творческому развитию способностей ребёнка можно придать особую социально-психологическую направленность, достигнув в итоге более высокого уровня сформированности у него эмоционального интеллекта. Изобразительное искусство располагает для этого самыми широкими возможностями.

Эмоциональный интеллект сегодня – особо значимый для дела воспитания социально-психологический феномен. В идеале эмоциональный интеллект должен развиваться у человека на протяжении всей жизни. Занятия изобразительным творчеством в учреждении дополнительного образования способны пробудить его, если созданы благоприятные условия. Поделимся некоторыми своими методическими соображениями на этот счёт.

Напомним: эмоциональный интеллект есть, прежде всего, способность человека распознавать свои собственные эмоции и эмоции других людей. Достигнуть этого непросто. Этому надо учиться – сознательно, настойчиво, каждый день. От педагога дополнительного образования как руководителя детского творческого направления художественно-изобразительной направленности здесь требуется особое методическое мастерство, основанное на его психологической наблюдательности, житейской проницательности и знании глубинной, истинной природы художественного (изобразительного) творчества.

Занимаясь любым видом искусства, ребёнок не просто получает определённые впечатления, он эмоционально переживает их, осмысливает, накапливает, обобщает. Например, рассматривая и анализируя картины великих мастеров, он незримо вступает с ними в живой творческий диалог, мысленно беседует с автором художественного произведения, а значит на самом элементарном уровне выстраивает, продумывает своё эмоционально-ценностное отношение к происходящему на картине содержанию. Говоря иными словами, он невольно погружается в мир «эмоционально-смысловых отношений». Ну а практическая изобразительная деятельность в данном случае выступает уже как средство дальнейшего развития, углубления, совершенствования личностно-психологических основ эмоционального интеллекта.

 

Долгие годы в воспитании детей приоритет отдавался развитию интеллектуальной сферы. Мир меняется, меняются и дети. Всё чащевзрослые отмечают, что многие школьники, которые хорошо ориентируются в окружающем мире, в тоже время испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими. Усилия взрослых по совершенствованию логического мышления и расширению кругозора ребёнка ещё не являются залогом его будущей  успешности. Наблюдения за поведением детей  показывают, что в случае, если они не умеют обратиться к другому человеку, поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, то часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве. Подобные затруднения учёные связывают с особенностями развития эмоционального интеллекта.  В настоящее время проблема изучения связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния вызывает к себе большой интерес. Важно подчеркнуть не столько акцентирование внимания исследователей на идее единства аффекта и интеллекта, сколько на существование особого отношения между когнитивной и аффективной сферами деятельности.

Центр дистанционных мероприятий “Пора роста” – это цифровая образовательная экосистема, с большим набором сервисов для учителей, учеников и их родителей.