Программа внеурочной деятельности для обучающихся начальных классов “Учимся, познавая”
Черемкина Наталья Сергеевна,
учитель начальных классов,
МБОУ “Чокурдахская СОШ имени А. Г. Чикачева”,
Республика Саха (Якутия), Аллаиховский улус, п. Чокурдах
Актуальность.
Школа призвана посредством воспитания и обучения реализовать заложенные психобиологические задатки, трансформировать их в социально – значимые свойства человеческой личности при самом активном участии ребёнка.
В образовательном процессе в начальной школе основными средствами воспитания являются: игра, познание, предметно-практическая и трудовая деятельность, развитие духовной культуры. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая будет соответствовать современным требованиям общества.
Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье – это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно – воспитанным и трудолюбивым. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.
Каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года.
Учитывая, что ребёнок, приходя в начальную школу, испытывает большие психологические трудности, основным воспитательным моментом первого года обучения становиться познание самого себя, в собственном взгляде на окружающих.
На втором году воспитания закладываются нравственные понятия «дружба», «забота о близких», «сострадание» и «милосердие».
Третий год воспитания – год становления коллектива, подчинение своих интересов его интересам.
Четвёртый год – посвящен формированию самостоятельности, правильной гражданской позиции, демократичности.
В основе программы заложены принципы:
- ориентация на общечеловеческие ценности;
- ориентация на социально-ценностные отношения;
- субъективность;
- принятие ребенка как данности.
Цель программы – обеспечение целостного подхода к воспитанию и развитию личности ученика, в создании основы для сознательного, обдуманного управления развитием с учётом возрастных изменений; создание максимально благоприятных условий для раскрытия способностей каждой отдельной личности.
Задачи воспитания:
- Развивать умение общаться и сотрудничать.
- Создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.
- Создавать условия для поддержания стабильного здоровья обучающихся.
- Формировать самостоятельность, расширять возможности для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков.
- Развивать эмоциональную и волевую сферы.
- Изучать личностные качества обучающихся.
- Содействовать формированию классного коллектива и созданию в нём нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития.
- Повышение педагогической и психологической культуры родителей через совместную деятельность.
Объект: учебно-воспитательный процесс в начальной школе.
Предмет: содержание и формы организации УВП; процесс формирования личности младшего школьника; технологии обучения и воспитания, способствующие созданию поведенческой модели, отвечающей социальному запросу.
Приоритетные направления развития воспитания школьников:
-«Здоровье»;
-«Интеллектуальное»;
-«Духовно – нравственное, патриотическое»;
-«Профилактика правонарушений и преступлений»;
-«Семья».
Участники программы: программа предлагается для обучающихся 1—4-х классов и реализуется в ходе УВП. В реализации программы участвуют: обучающиеся, родители, педагоги, администрация школы, социальный педагог, педагог-психолог.
Сроки реализации программы: программа рассчитана на четыре учебных года.
Виды занятий, применяемых в ходе реализации программы:
Теоретические занятия:
-беседы, рассказы, убеждения учителя;
-слушание;
-решение проблем;
-обсуждение прочитанной литературы;
-исследование.
Практические занятия:
-игры;
-ролевые игры;
-рассказывание истории, сказок;
-импровизированные сценки, спектакли;
-дебаты;
-мозговой штурм или мозговая атака;
-изготовление газеты;
-моделирование;
-тренинги;
-опросы, анкетирование.
Экскурсии:
-посещение библиотеки;
-посещение культурных центров;
-посещение музея.
Предполагаемым результатом данной программы является постоянное участие родителей в учебно-воспитательном процессе; осознание норм социального поведения; снижение уровня конфликтности, агрессивности и правонарушений школьников; улучшение состояния здоровья детей; повышение мотивации к обучению; формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. Это необходимо обучающимся при переходе в среднее образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам
Содержание программы.
1 класс «Познай самого себя».
– на первом этапе, где дошкольник уже школьник;
– ведущая деятельность- учёба.
Происходит узнавание себя в ней, в собственном взгляде на окружающих.
2 класс «Учись дружить».
– на втором этапе – главное не ты мне, а я тебе.
Результат совместной деятельности – забота не только о себе, но и о сверстниках, близких.
3 класс «Азбука коллективной жизни».
– на третьем этапе – умение жить и работать в коллективе, подчинение своих интересов интересам коллектива.
4 класс «Вместе мы сила».
– на завершающем этапе – от авторитарности управления к демократичности, приём самостоятельных решений, самостоятельный анализ своей деятельности, поступков.
Содержание программы разделены на 5 основных направлений:
- «Здоровье».
Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации обучающимся значимости физического и психического здоровья человека. Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.
Задачи работы в направлении «Здоровье»:
- формировать у обучающихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.
- знакомить обучающихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Здоровье»:
- Сотрудничество с медицинским персоналом школы, поликлиникой поселка с целью изучения состояния физического здоровья обучающихся класса.
- Сотрудничество с родителями обучающихся и учителями-предметниками в рамках обозначенной проблемы.
- Сотрудничество с психологической службой школы с целью формирования у обучающихся умений саморегуляции и самовоспитания.
- Организация и проведение внутриклассных мероприятий, формирующих правильное отношение обучающихся к занятиям физкультурой и спортом.
- Формирование собственной Я-позиции обучающихся к проблеме сохранения и защиты собственного здоровья.
Приоритетные понятия «Здоровье» в работе с классным коллективом:
- психическое и физическое здоровье,
- традиции и обычаи нации и семьи по сохранению здоровья,
- культура сохранения собственного здоровья,
- ответственность за здоровье других людей,
- гармония души и тела, режим дня и здоровье,
- воля и её значение в сохранении здоровья,
- самовоспитание и саморегуляция и здоровье.
Формы работы с классным коллективом в направлении «Здоровье»
- спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами школы;
- встречи со старшеклассниками, активно занимающимися спортом, победителями спортивных соревнований;
- походы выходного дня, дни здоровья, туристические походы;
- спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике, конкурсы газет, посвященных спортивной тематике, устные журналы;
- беседы и дискуссии на различные темы;
- тематические консультации для родителей;
- обсуждения газетных и журнальных публикаций, просмотр специальных видеосюжетов и художественных фильмов по этой проблеме.
- «Интеллект».
Цель: оказание помощи ученикам в развитии в себе способностей мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.
Задачи работы:
- определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития.
- создать условия для продвижения обучающихся в интеллектуальном развитии.
- формировать интеллектуальную культуру обучающихся, развивать их кругозор и любознательность.
- сохранить любопытство и информационную не насыщаемость.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Интеллект»:
- Педагогический анализ результативности учебной деятельности обучающихся класса и организации коррекционной работы.
- Интеллектуальное развитие обучающихся класса, формирование культуры умственного труда.
- Организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие обучающихся.
Основные понятия направления «Интеллект»:
- умственное развитие;
- способности;
- уровни интеллектуального развития;
- умственные способности;
- фантазии в жизни человека;
- способности к творчеству;
- культура умственного труда.
Формы работы с классным коллективом в направлении «Интеллект»:
- внутриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений младших школьников;
- интеллектуальные игры внутри класса, параллели, среди школ района, республики;
- интеллектуальные бои;
- спецкурсы для интеллектуального развития.
- «Духовно – нравственное, патриотическое».
Цель: обучение обучающихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.
Задачи:
- Формировать у обучающихся нравственную культуру миропонимания.
- Формировать у обучающихся осознания значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем.
Основные моменты деятельности классного руководителя в данном направлении:
– развитие у обучающихся желания поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
– знакомство обучающихся нравственными позициями людей прошлого и их нравственным подвигом во имя человечества.
– формирование у обучающихся умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора, формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
– развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;
– принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;
– готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
– способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремлённость и настойчивость в достижении результата;
– трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
– укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.
Основные понятия направления:
- нравственный выбор;
- нравственная позиция;
- нравственное поведение;
- нравственные ценности;
- жизненные ценности;
- самоактуализация и самореализация;
Формы работы с классным коллективом в направлении:
– тематические классные часы по нравственной тематике;
– дискуссии по нравственной тематике;
– изучение нравственного наследия мира;
– читательские конференции;
– организация циклов бесед «Разговоры о важном»;
– праздники, сюрпризы, конкурсы;
– экскурсии;
– изучение нравственного наследия своей страны;
– знакомство с историями жизни людей, оставивших след в нравственной истории страны и мира
4 «Профилактика правонарушений и преступлений».
Цель: формирование у обучающихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторов поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного поведения выбора поведения и ответственности за него.
Задачи:
- Обучение решению задач, связанных с нормами права и проблемами морального саморазвития.
- Формирование у обучающихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом.
- Формирование гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав других людей, способности к саморазвитию.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении:
– знакомство с законами и правовыми нормами государства и формирование ответственного отношения обучающихся к законам и правовым нормам;
– сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения обучающихся;
– организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения;
– формирование умений руководствоваться мотивами долга, совести, справедливости в ситуациях нравственно-правового выбора
Основные понятия направления:
– право;
– закон;
– права и обязанности;
– правонарушения;
– преступления;
– ответственность;
– долг;
– честь;
– достоинство;
– личность;
– правовые нормы;
– совесть;
– справедливость.
Формы работы классного руководителя в направлении:
– тематические классные часы;
– встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;
– конкурсы, викторины по правовой тематике;
– праздники, читательские конференции по праву;
5 «Семья».
Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.
Задачи:
- Организация и совместное проведение досуга детей, родителей.
- Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед.
- Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей.
- Обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми.
Основные моменты деятельности классного руководителя:
– изучение семей обучающихся, ситуации развития ребенка в семье, нравственных ценностей и традиций семей, влияющих на нравственные и личностные развития ребенка;
– сотрудничество с психологической службой школы, организующей консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями и детьми;
– сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка;
– поощрения родителей, участвующих в жизни класса и школы;
Основные понятия направления «Семья»:
– семья;
– уклад жизни и традиции семей;
– родительский дом;
– родословная;
– семейные корни;
– авторитет отца и матери;
– духовное общение в семье;
– братья и сестры в семье и их взаимоотношения;
– младшие и старшие дети;
– традиции отношения к старшим в семье;
– положение ребенка в семье.
Формы деятельности классного руководителя в направлении «Семья»:
– тематические классные часы;
– праздники семьи, спортивные состязания с участием мам, пап, бабушек и дедушек;
– праздники, посвященные красным датам календаря (8 Марта, 23 февраля, День Победы) и красным датам школы (1 сентября, День Учителя, День рождения школы, школьные юбилеи);
-походы выходного дня, экскурсии, викторины;
-дни творчества, дни открытых дверей;
-тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей, тематические беседы с детьми и родителями.
Ожидаемые результаты.
1) Проявление гражданских качеств детьми через поступки и поведение в целом;
2) Знание истории города и края;
3) Ощущение себя равноправным членом коллектива школы;
4) Мотивация обучающихся на успешное освоение знаний, умений и навыков;
5) Интеллектуальные умения, способствующие в дальнейшем адаптации обучающихся к новым учебным предметам;
6) Раскрытие собственной индивидуальности через:
а) навыки группового взаимодействия;
б) работу творческого коллектива “Класс!”;
7) Принятие культуры здорового образа жизни и умение действовать в нестандартных ситуациях.
8) Взаимосвязь и согласованные действия родителей, педагогов, обучающихся и классного руководителя по всем вопросам.
Методические рекомендации.
На первом году воспитания учителю необходимо обратить внимание на вовлечение ребёнка в школьную деятельность, формирование доверительных отношений между учеником и учителем. Поэтому важно большее внимание уделить общению в малых группах, индивидуальных беседах, посещению на дому. Тренинги «Мимика и жесты», «Приветствия», классные часы «Настроение», «Мальчики и девочки». «Мы школьниками стали». Итогом первого года воспитания должно стать осознание себя как ученика.
Мероприятия, проводимые во второй год воспитания, нацелены на пресечение детской эгоистичности, созидание положительных черт характера. Большую помощь в этом могут оказать родители. Поэтому учителю надо более ответственно подойти к проведению родительских собраний и лекториев. Это родительские собрания «Трудовое воспитание в семье», «Воспитание созидательной дисциплины», семейный праздник «Род, родные, Родина». Итогом второго года должно стать формирование устойчивых дружеских отношений.
Итогом четвертого года является осознание детьми, что их класс – дружный коллектив. Этому способствуют игры на свежем воздухе, экскурсии, беседы «Я чувствую себя счастливым, когда…»
Четвёртый год воспитания является наиболее ответственным. Дети должны самостоятельно принимать решения, анализировать свою деятельность, поступки. Наиболее актуальны здесь беседы «Встречают по одёжке, провожают по уму», «Моё хочу и моё надо», диспут «За что уважают в семье и в обществе», «Мои мечты, мои желания», «Что значит быть счастливым в своей стране». Итогом данного года и всей воспитательной программы является овладение детьми системой общечеловеческих ценностей, установление гуманистического типа отношений между людьми.
Мониторинг.
Мониторинг результатов осуществляется по направлениям ежегодно, проводится анализ и в случае необходимости коррекция. В конце обучения данная работа позволит проследить динамику формирования знаний, умений, навыков, степень развития отношений к предмету по направлениям программы:
1) Отслеживание (выявление) уровня интеллектуального развития и тревожности школьников, мотивации, готовности их к обучению и мотивации успешности обучения;
2) Изучение межличностных отношений;
3) Наблюдение и составление карты здорового образа жизни;
4) Изучение стиля семейного воспитания и разработка практических рекомендаций для родителей.
Диагностический блок.
Основные формы изучения:
1) Наблюдение.
2) Беседы с учениками, родителями.
3) Изучение высказываний на уроке, классных часах, внеклассных мероприятиях.
4) Изучение отношения к проводимым мероприятиям, урокам.
5) Анкетирование и тестовый опрос обучающихся и родителей.