Проект школьной экологической тропы

Автор материала

Колесова Екатерина Ильинична, Слепцова Екатерина Михайловна
учитель географии
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Эльгетская средняя общеобразовательная школа имени А. Р. Слепцова»
Республика Саха (Якутия)Верхоянский улус, с. Хайысардах

Экологическая тропа — это возможность применить различные методы воспитательной работы.Экологическая тропа выполняет следующие задачи: познавательную, образовательную, развивающую, воспитательную,практическую и оздоровительную.

 Назначение экологической тропы: просвещение, обучение, воспитание по вопросам окружающей среды.С помощью таких троп углубляются и расширяются знания посещающих об окружающей их природе.

Учебная экологическая тропа «_Элгэсыллыктара»

Место реализации: МБОУ «Эльгетская СОШ им.А.Р.Слепцова», с. Хайысардах, Республика Саха (Якутия)

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тип проекта: образовательный, эколого-краеведческий

Срок реализации: 2024-2027 гг. (долгосрочный)

Целевая аудитория: обучающиеся 1-11 классов, педагоги, жители поселка

Протяженность тропы: 2,5 км (кольцевой маршрут)

1. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Республика Саха (Якутия) обладает уникальными природными комплексами, требующими особого внимания к экологическому воспитанию подрастающего поколения. В условиях глобальных климатических изменений, особенно заметных в арктических регионах, важно формировать экологическую культуру с раннего возраста.

Природа Верхоянского района имеет типичный горно-высотный характер. Климат района характеризуется резкой континентальностью, большими колебаниями температур и малым количеством осадков.

Село Хайысардахнаходится в северной части Якутии, на правом берегу реки Яны ирасположен в зоне типичной якутской природы с многолетней мерзлотой, что создает особые условия для изучения адаптации живых организмов к суровому климату и понимания хрупкости северных экосистем.

2. ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

Создание образовательной экологической тропы для формирования экологической культуры, бережного отношения к природе родного края и развития исследовательских компетенций обучающихся через изучение природных комплексов Якутии.

3. ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Образовательные задачи:

1. Изучить видовое разнообразие флоры и фауны окрестностей с.Хайысардах

2. Исследовать природные особенности региона (многолетняя мерзлота, термокарстовые процессы, адаптация растений и животных)

3. Познакомить с традиционным природопользованием народа саха

4. Сформировать знания об особо охраняемых природных территориях Якутии

5. Изучить влияние климатических изменений на северные экосистемы

Развивающие задачи:

1. Развить наблюдательность и исследовательские навыки обучающихся

2. Сформировать умение работать с картографическим материалом и навигационным оборудованием

3. Развить практические навыки полевых исследований

4. Способствовать развитию критического мышления при оценке экологических проблем

5. Развивать коммуникативные навыки через проведение экскурсий

Воспитательные задачи:

1. Воспитать бережное отношение к природе родного края

2. Сформировать чувство ответственности за сохранение окружающей среды

3. Приобщить к традициям народа саха в отношении природы

4. Воспитать патриотизм через изучение природного наследия Якутии

5. Развить волонтерское движение по охране природы

Практические задачи:

1. Разработать и обустроить маршрут экологической тропы

2. Создать информационные стенды и указатели на двух языках (якутский, русский)

3. Организовать систему регулярных экскурсий и занятий на тропе

4. Создать методические материалы для учителей

5. Организовать мониторинг состояния природных объектов тропы

4. ОПИСАНИЕ МАРШРУТА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ

Станция 1. «Введение в тропу» (стартовая площадка)

Расположение: школьный двор

Объекты изучения:

— Информационный стенд с картой маршрута

— Правила поведения на тропе

— Метеостанция (температура, осадки, направление ветра)

Образовательная программа:

— Инструктаж по технике безопасности

— Знакомство с целями экологической тропы

— Фенологические наблюдения

Станция 2. «Тумул»

Расположение: 500-700 м от школы

Объекты изучения:

— Лиственница Каяндера (даурская) – доминирующая порода

— Подлесок (береза кустарниковая, ива, ольховник)

— Напочвенный покров (брусника, голубика, багульник, лишайники, мхи)

— Ярусность леса

Образовательная программа:

— Адаптация лиственницы к условиям мерзлоты и короткого вегетационного периода

— Значение леса для народа саха (сохранение влаги в почве сенокосных угодий,строительство, топливо, охота)

— Лекарственные растения тайги

— Определение возраста деревьев по годичным кольцам

— Практическая работа: геоботаническое описание участка

Станция 3. «Маяк»

Расположение: 1,2 км от школы, обнажение у ручья

Объекты изучения:

— Мерзлотные образования (полигональные формы рельефа)

— Деятельный слой и многолетняя мерзлота

— Морозобойные трещины

— Термокарстовые провалы

Образовательная программа:

— Распространение многолетней мерзлоты в Якутии

— Влияние мерзлоты на все компоненты природы

— Строительство в условиях мерзлоты (традиции и современные технологии)

— Влияние изменения климата на деградацию мерзлоты

— Практическая работа: измерение мощности деятельного слоя, температуры почвы

Станция 4. «Наттай»

Расположение: 1,5 км от школы

Объекты изучения:

— Малая река (ручей) и её обитатели

— Прибрежная растительность

— Следы деятельности ондатры (при наличии)

— Водные беспозвоночные

Образовательная программа:

— Гидрологический режим малых рек Якутии (питание, замерзание)

— Роль рек в жизни человека

— Биоиндикация качества воды

— Практическая работа: определение скорости течения, анализ воды, сбор беспозвоночных

Станция 5. «Чоно»

Расположение: 1,9 км от школы

Объекты изучения:

— Разнотравный луг

— Насекомые-опылители

— Лекарственные растения

— Медоносные растения

Образовательная программа:

— Значение лугов для традиционного хозяйства

— Взаимосвязи в луговом сообществе

— Народная медицина саха

— Практическая работа: гербаризация растений, подсчет видового разнообразия

Станция 6. «Священные места» (дорога в Кисиляхские горы)

Расположение: 3 км от школы

Объекты изучения:

— Культовые места народа саха

— Традиции почитания природы

— Обряд повязываниясаламы

Образовательная программа:

— Духовная культура народа саха

— Экологическая этика в традициях коренных народов

— Современное значение традиционных практик природопользования

— Рефлексия: что узнали, чему научились

5. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Подготовительный этап (3 месяца)

Мероприятия:

1. Создание рабочей группы (учителя, учащиеся, родители)

2. Изучение территории, выбор маршрута

3. Полевые исследования природных объектов

4. Разработка карты-схемы маршрута

5. Оформление проектной документации

6. Согласование с местной администрацией

7. Поиск партнеров и источников финансирования

Ответственные: администрация школы, учителя биологии, географии

Результат: утвержденный проект экологической тропы, согласованный маршрут

Основной этап (1 год)

Мероприятия:

1. Обустройство маршрута:

   — Расчистка тропы (с минимальным воздействием на природу)

   — Установка указателей и информационных стендов

   — Оборудование мест для отдыха

   — Создание смотровых площадок

2. Разработка образовательных программ:

   — Методические разработки для разных возрастных групп

   — Экскурсионные маршруты разной продолжительности

   — Практические задания и исследовательские проекты

   — Создание полевого дневника для обучающихся

3. Подготовка экскурсоводов:

   — Обучение учащихся-волонтеров

   — Проведение тренировочных экскурсий

   — Создание экскурсоводческой группы

4. Информационное обеспечение:

   — Создание сайта/страницы тропы

   — Публикации в СМИ

   — Информирование жителей поселка

Ответственные: рабочая группа, волонтеры

Результат: готовая к эксплуатации экологическая тропа

Основной этап эксплуатации (постоянно)

Мероприятия:

1. Проведение регулярных экскурсий для обучающихся школы

2. Организация выездных уроков биологии, географии, окружающего мира

3. Проведение практикумов и полевых практик

4. Организация экскурсий для жителей поселка и гостей

5. Проведение экологических акций и праздников

6. Ведение летописи тропы (фенологические наблюдения, фотоархив)

7. Исследовательская деятельность обучающихся

Ответственные: учителя-предметники, экскурсоводы-волонтеры

Результат: функционирующая образовательная площадка

Этап мониторинга и развития (постоянно)

Мероприятия:

1. Регулярный мониторинг состояния природных объектов

2. Поддержание инфраструктуры тропы

3. Обновление информационных материалов

4. Расширение тропы (создание дополнительных станций)

5. Анализ эффективности образовательных программ

6. Обобщение опыта, публикации

Ответственные: администрация школы, рабочая группа

Результат: устойчивое развитие проекта

6. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Кадровые ресурсы:

— Учителя биологии, географии, начальных классов

— Педагоги дополнительного образования

— Учащиеся-волонтеры (экскурсоводы)

— Родители-помощники

— Эксперты: сотрудники ООПТ(по возможности), краеведы, старожилы поселка

Материально-технические ресурсы:

— Материалы для информационных стендов

— Указатели и аншлаги

— Строительные материалы для площадок

— Полевое оборудование (компасы, GPS-навигаторы, бинокли, лупы)

— Метеорологические приборы

— Фотоаппараты

— Канцелярские принадлежности

— Определители растений и животных

7. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Образовательные результаты:

Для обучающихся:

— Формирование экологической культуры и ответственного отношения к природе

— Развитие исследовательских навыков и умений наблюдения

— Получение практических знаний о природе родного края

— Развитие коммуникативных компетенций (у экскурсоводов)

— Профориентация в области экологии и природоохранной деятельности

— Повышение мотивации к изучению естественных наук

Для педагогов:

— Создание эффективной образовательной среды

— Внедрение инновационных педагогических технологий

— Повышение профессиональной компетентности

— Расширение методической базы

Социальные результаты:

Для школы:

— Создание уникальной образовательной инфраструктуры

— Повышение имиджа образовательного учреждения

— Развитие волонтерского движения

— Укрепление связей с общественностью и партнерами

Для местного сообщества:

— Создание места культурного отдыха и просвещения

— Повышение экологической культуры населения

— Развитие познавательного туризма

— Укрепление местной идентичности

— Вовлечение разных поколений в природоохранную деятельность

Экологические результаты:

— Сохранение и мониторинг природных объектов на территории тропы

— Снижение антропогенной нагрузки на природные комплексы

— Выявление редких и охраняемых видов

— Создание базы данных о биоразнообразии территории

— Формирование экологического каркаса поселка

Практические результаты:

Материальные:

— Оборудованная экологическая тропа протяженностью 1-3 км

— Комплекс информационных и образовательных материалов

— База для проведения полевых практик и исследований

— Архив наблюдений и исследований

— Методические разработки для педагогов

Количественные показатели:

— Охват не менее 45обучающихся школы ежегодно

— Проведение не менее 10 экскурсий в год

— Реализация не менее 3 исследовательских проектов обучающихся

— Подготовка не менее 5 экскурсоводов-волонтеров

— Привлечение не менее 50 жителей села к посещению тропы

03.11.2025

Стручкова Зинаида Лаврентьевна

31.10.2025

Стручкова Зинаида Лаврентьевна

Текущие мероприятия